Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 975888-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об аудиторской деятельности", внесенному депутатами Государственной Думы А.Г. Аксаковым, А.З. Фарраховым, И.Ю. Моляковым, И.Б. Дивинским, А.А. Гетта, членом Совета Федерации Н.А. Журавлевым
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона (далее - проект) предлагается внести изменения в Федеральный закон от 30 декабря 2008 года N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (далее - Федеральный закон N 307-ФЗ), определяющие проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности фондов и организаций, указанных в проекте, разработку правил независимости аудиторов и аудиторских организаций, а также устанавливающие возможность использования саморегулируемой организацией аудиторов дохода, полученного от размещения и инвестирования средств компенсационного фонда, в качестве источника формирования своего имущества.
В связи с проектируемыми изменениями статей 5, 7 и 8 Федерального закона N 307-ФЗ обращаем внимание, что Государственной Думой приняты в первом чтении проект федерального закона N 840046-7 "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "Об аудиторской деятельности" и проект федерального закона N 560573-7 "О внесении изменений в статьи 7 и 8 Федерального закона "Об аудиторской деятельности (в части уточнения положений о независимости и профессиональной этике)", внесенные Правительством Российской Федерации.
В соответствии с проектируемой редакцией части 1 статьи 5 Федерального закона N 307-ФЗ уменьшается количество случаев, в которых проводится обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности. При этом неясным является необходимость такого уменьшения.
Учитывая одновременное использование в проектируемом пункте 3 части 1 статьи 5 Федерального закона N 307-ФЗ понятий "имущество" и "денежные средства", обращаем внимание, что понятие "имущество" включает в себя в том числе денежные средства (как наличные, так и безналичные) (статья 128 Гражданского кодекса Российской Федерации). При этом в указанном проектируемом пункте требует уточнения, включает ли понятие "поступление имущества" также имущество, предоставленное фонду во временное владение и (или) пользование на основании договора аренды или договора безвозмездного пользования. Кроме того, в связи с определением в качестве критерия "поступление имущества и денежных средств" для проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности, обращаем внимание, что, например, на основании части 6 статьи 6 Федерального закона от 30 декабря 2006 года N 275-ФЗ "О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций" в качестве критерия для проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности используется балансовая стоимость имущества.
Учитывая, что в проектируемом пункте 4 части 1 статьи 5 Федерального закона N 307-ФЗ указаны не только организации потребительской кооперации, но и иные организации, неясным является использование ссылки только на Закон Российской Федерации от 19 июня 1992 года N 3085-1 "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации".
На основании проектируемой редакции части 3 статьи 7 Федерального закона N 307-ФЗ дано разъяснение понятия "кодекс профессиональной этики", согласно которому такой кодекс является документом, обязательным для соблюдения аудиторскими организациями, аудиторами, при оказании ими аудиторских услуг (участии в оказании аудиторских услуг) и прочих, связанных с аудиторской деятельностью услуг. Указанная редакция нуждается в согласовании со статьями 1, 4 Федерального закона N 307-ФЗ, согласно которым аудитор, являющийся работником аудиторской организации, вправе участвовать в осуществлении аудиторской организацией аудиторской деятельности, а также в оказании прочих услуг, которые в статье 1 Федерального закона N 307-ФЗ определены как "сопутствующие аудиту услуги". Кроме того, обращаем внимание, что в Федеральном законе N 307-ФЗ одновременно используются понятия "аудиторская организация, индивидуальный аудитор", а не "аудиторская организация, аудитор", как применяется в проекте. Замечание аналогичного характера относится к проектируемому абзацу 1 части 1 статьи 8 Федерального закона N 307-ФЗ.
В проектируемом абзаце 1 части 1 статьи 8 Федерального закона N 307-ФЗ также нуждается в уточнении используемые в разъяснении понятия "независимость" положения "отсутствие между лицами отношений связанности, основанной на имущественной, родственной или иной зависимости", которые не раскрывают данного понятия.
В соответствии с проектируемой частью 4 статьи 8 Федерального закона N 307-ФЗ правила независимости аудиторов и аудиторских организаций и кодекс профессиональной этики аудиторов разрабатываются на основе кодекса этики профессиональных бухгалтеров, принимаемого Международной федерацией бухгалтеров. В то же время понятие "кодекс этики профессиональных бухгалтеров" не используется в законодательстве Российской Федерации. При этом в указанной части также неясно, что имеется в виду при использовании редакции "разрабатываются на основе" (порядок такой разработки, дублирование положений указанного кодекса и др.). Кроме того, положения о кодексе профессиональной этики аудиторов содержатся в проектируемой части 3 статьи 7 Федерального закона N 307-ФЗ и не относятся к предмету регулирования статьи 8 указанного закона.
В связи с проектируемыми изменениями части 4 статьи 11 Федерального закона N 307-ФЗ, отменяющими нормы об установлении уполномоченным федеральным органом порядка создания единой аттестационной комиссии по проведению единого квалификационного экзамена аудиторов и определяющими нормы о предварительном согласии такого органа на совместное создание указанной комиссии всеми саморегулируемыми организациями аудиторов, следует учитывать, что иной порядок ее создания в проекте не предлагается, что создает правовую неопределенность в вопросе формирования вышеназванной комиссии. При этом в указанной проектируемой части также требует уточнения положение "предварительное согласие уполномоченного федерального органа" (форма такого согласия, порядок его получения и др.).
В соответствии с частью 7 статьи 11 Федерального закона N 307-ФЗ порядок выдачи квалификационного аттестата аудитора и его форма утверждаются уполномоченным федеральным органом. На основании проектируемых изменений указанной части названные порядок и форма устанавливаются саморегулируемой организацией аудиторов. Вместе с тем этой нормой определено, что саморегулируемая организация аудиторов не вправе выдвигать какие-либо требования или условия при выдаче квалификационного аттестата аудитора. Также проектом не учитывается, что такой аттестат выдается после проведения единого квалификационного экзамена аудиторов, а соответственно порядок выдачи и форма этого аттестата должны быть едиными для всех саморегулируемых организаций аудиторов. Замечание аналогичного характера относится к проектируемой редакции первого предложения части 16 статьи 23 Федерального закона N 307-ФЗ, на основании которой саморегулируемая организация аудиторов самостоятельно определяет порядок обмена квалификационных аттестатов аудитора и изменения сведений, содержащихся в них.
В связи с проектируемыми редакциями части 2 статьи 12, пункта 3 части 7 статьи 17 Федерального закона N 307-ФЗ обращаем внимание, что в отличие от действующих положений указанных частей, проектом не урегулирован вопрос о том, какое решение принимает саморегулируемая организация аудиторов в отношении аудиторов, которые не являются членами такой организации, а также вопрос о порядке, сроках и форме сообщения названной организацией в уполномоченный федеральный орган о требованиях, указанных в пункте 3 части 7 статьи 17 Федерального закона N 307-ФЗ.
В соответствии с проектом часть 13 статьи 17 Федерального закона N 307-ФЗ, согласно которой обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности саморегулируемой организации аудиторов должен проводиться аудиторской организацией, являющейся членом другой саморегулируемой организации аудиторов, признается утратившей силу. В связи с этим обращаем внимание, что указанная норма направлена на недопущение конфликта интересов. При этом на основании части 3 статьи 8 Федерального закона N 307-ФЗ аудиторские организации, индивидуальные аудиторы не вправе осуществлять действия, влекущие возникновение конфликта интересов или создающие угрозу возникновения такого конфликта. Кроме того, с учетом указанных изменений и проектируемых изменений частей 18 и 19 статьи 23 Федерального закона N 307-ФЗ неясной является необходимость временного устранения взаимного контроля саморегулируемых организаций посредством проведения обязательного аудита годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности саморегулируемой организации и плановой внешней проверки качества работы аудиторской организации и индивидуального аудитора, а также снижения требований к аудиторам в части отсутствия необходимости проходить обучение.
Право саморегулируемой организации аудиторов использовать доход, полученный от размещения и инвестирования средств компенсационного фонда в 2019 и 2020 годах, в качестве источника формирования своего имущества (проектируемая часть 17 статьи 23 Федерального закона N 307-ФЗ) не согласуется с частью 7 статьи 13 Федерального закона от 1 декабря 2007 года N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях", согласно которой доход, полученный от размещения и инвестирования средств компенсационного фонда, направляется на пополнение компенсационного фонда и покрытие расходов, связанных с обеспечением надлежащих условий инвестирования средств компенсационного фонда, а возможность иного использования указанного дохода не установлена.
В проектируемых частях 17, 19 статьи 23 Федерального закона N 307-ФЗ установлен период, истекший к настоящему времени (2019 год, первое полугодие 2020 года).
Исполняющий обязанности |
А.А. Дубровский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.