Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по финансовому рынку от 12 ноября 2020 г. N 219/3
(седьмого созыва)
о проекте федерального закона N 975888-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об аудиторской деятельности" (в части освобождения от обязательного аудита субъектов малого предпринимательства, уточнения положений, регулирующих вопросы деятельности саморегулируемых организаций аудиторов, а также вопросы профессиональной этики аудиторов и правил независимости аудиторов и аудиторских организаций) (внесен депутатами Государственной Думы А.Г. Аксаковым, А.З. Фарраховым, И.Ю. Моляковым, И.Б. Дивинским, А.А. Гетта и сенатором Российской Федерации Н.А. Журавлевым)
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев проект федерального закона N 975888-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об аудиторской деятельности" (далее - законопроект), Комитет Государственной Думы по финансовому рынку (далее - Комитет) сообщает следующее.
Законопроектом предусмотрено внесение изменений в Федеральный закон от 30 декабря 2008 года N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (далее - Федеральный закон) в части:
- освобождения от обязательного аудита субъектов малого предпринимательства при соблюдении ими условий, касающихся объема выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) за год, непосредственно предшествовавший отчетному году (не более 800 млн. рублей) и суммы активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец года, непосредственно предшествовавшего отчетному году (не более 400 млн. рублей);
- исключения из числа субъектов обязательного аудита специализированной организации управления целевым капиталом и фонда, имеющего статус международного фонда в соответствии с Федеральным законом от 3 августа 2018 года N 290-ФЗ "О международных компаниях и международных фондах";
- уточнения понятия кодекса профессиональной этики аудиторов;
- дополнения Федерального закона требованием о соблюдении субъектами аудиторской деятельности правил независимости при оказании ими аудиторских услуг (участии в оказании аудиторских услуг) и раскрытие понятия независимости субъектов аудиторской деятельности;
- перераспределения полномочий между федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере аудиторской деятельности (далее - уполномоченный федеральный орган) и саморегулируемой организацией аудиторов (далее - СРОА);
- признание утратившем силу положения Федерального закона о проведении обязательного аудита годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности СРОА аудиторской организацией, являющейся членом другой СРОА;
- поддержки субъектов аудиторской деятельности и СРОА в условиях, связанных с распространением новой короновирусной инфекции путем:
- предоставление СРОА права использовать доход, полученный от размещения и инвестирования средств компенсационного фонда в 2019 и 2020 годах, в качестве источника формирования своего имущества;
- приостановление до 1 января 2021 действия положения Федерального закона о периодичности проведения СРОА плановой внешней проверки качества работы субъектов аудиторской деятельности;
- приостановление действия положения Федерального закона об аннулировании квалификационного аттестата аудитора в случае несоблюдения аудитором требования о прохождении обучения по программам повышения квалификации.
Комитет, поддерживая в целом концепцию законопроекта, обращает внимание на следующее.
Положения законопроекта нуждаются в согласовании с положениями проектов федеральных законов N 560573-7 "О внесении изменений в статьи 7 и 8 Федерального закона "Об аудиторской деятельности" (в части уточнения положений о независимости и профессиональной этике)" и N 840046-7 "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "Об аудиторской деятельности" (в части совершенствование механизма проведения обязательного аудита финансово-хозяйственной деятельности благотворительных фондов), внесенных Правительством Российской Федерации и принятых Государственной Думой в первом чтении соответственно 12 декабря 2018 года и 22 января 2020 года.
Необходимо уточнить в какой форме будет выражено "предварительное согласие" уполномоченного федерального органа на создание единой аттестационной комиссии, которая проводит квалификационный экзамен (проектируемая редакция части 4 статьи 11 Федерального закона) (действующая редакция вышеуказанной нормы предполагает создание единой аттестационной комиссией совместно всеми СРОА в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом).
Пунктом 3 части 7 статьи 17 Федерального закона закреплена обязанность СРОА по уведомлению уполномоченного федерального органа о ряде дополнительных требованиях, предусмотренных ею для своих членов в порядке, сроки и по форме, определяемым таким органом. В связи с этим, необходимо уточнить, каким образом СРОА будет исполнять эту обязанность в случае реализации положения законопроекта об исключении указания на порядок, сроки и форму уведомления (проектируемая редакция пункта 3 части 7 статьи 17 Федерального закона).
Учитывая вышеизложенное, Комитет Государственной Думы по финансовому рынку рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона N 975888-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об аудиторской деятельности" при условии доработки его ко второму чтению с учетом высказанных замечаний.
Председатель Комитета |
А.Г. Аксаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.