Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1071832-7 "О внесении изменения в статью 109 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Частями второй и третьей статьи 109 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - УПК РФ) определены предельные сроки содержания обвиняемых под стражей. Общий предельный срок составляет 6 месяцев.
В отношении лиц, обвиняемых в совершении тяжких преступлений, в случаях особой сложности уголовного дела и при наличии оснований для избрания меры пресечения соответствующим судом по ходатайству следователя такие сроки могут продлеваться до 12 месяцев.
Для лиц, обвиняемых в совершении особо тяжких преступлений, в исключительных случаях срок содержания под стражей может быть продлен до 18 месяцев.
Дальнейшее продление срока содержания под стражей не допускается. Обвиняемый, содержащийся под стражей, подлежит немедленному освобождению, за исключением случаев ознакомления обвиняемого с материалами оконченного предварительным следствием уголовного дела, направления уголовного дела с обвинительным заключением прокурору или направления уголовного дела в суд.
При этом в соответствии с действующей редакцией части пятой статьи 109 УПК РФ материалы оконченного расследованием уголовного дела должны быть предъявлены обвиняемому, содержащемуся под стражей, и его защитнику не позднее чем за 30 суток до окончания предельного срока содержания под стражей, установленного частями второй и третьей указанной статьи.
В случае нарушения данного требования обвиняемый подлежит немедленному освобождению по истечении предельного срока содержания под стражей.
Формальное отсутствие в части пятой статьи 109 УПК РФ прямого указания на необходимость предъявления обвиняемому в установленный срок всех материалов уголовного дела приводит к тому, что фактически обвиняемый получает одномоментный доступ к ограниченному количеству материалов уголовного дела.
При этом стадию ознакомления обвиняемого с материалами уголовного дела работники следственных органов часто используют для проведения следственных действий после официального окончания предварительного следствия, в результате чего происходит незаконное дополнение материалов уголовного дела новыми документами.
При разработке и принятии УПК РФ федеральным законодателем подразумевалась такая процедура, в соответствии с которой следователи, действуя со стороны государственного обвинения, в указанный в части пятой статьи 109 УПК РФ срок обязаны, объявив обвиняемому об окончании предварительного следствия по уголовному делу, предоставить ему для ознакомления все материалы уголовного дела, то есть предъявить все доказательства, которые положены в основу обвинения.
Предусмотренное статьей 47 УПК РФ право гражданина знать, в чем он обвиняется и какими доказательствами подтверждается предъявленное ему обвинение, является исключительно важным для построения эффективной защиты в суде, для возможности возражать обвинителю и убедительно оспаривать его позицию.
Процессуальный порядок ознакомления обвиняемого с материалами уголовного дела по окончании предварительного следствия служит одним из механизмов практической реализации предусмотренной частью 2 статьи 24 Конституции Российской Федерации обязанности органов государственной власти и их должностных лиц обеспечивать каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы.
Несмотря на то что норма, согласно которой обвиняемый имеет право на ознакомление со всеми материалами уголовного дела, содержится как в части первой статьи 215 УПК РФ, регламентирующей порядок окончания предварительного следствия с обвинительным заключением, так и (опосредованно) в части первой статьи 217 УПК РФ, определяющей процедуру ознакомления обвиняемого и его защитника с материалами уголовного дела, представляется крайне необходимым закрепить ее и в части пятой статьи 109 УПК РФ.
Одновременно с внесением данного изменения часть пятую статьи 109 УПК РФ целесообразно дополнить указанием на случаи, представляющие исключения из общего правила.
Указанные случаи предусмотрены частью девятой статьи 166 и частью первой статьи 219 УПК РФ.
Так, в соответствии с частью девятой статьи 166 УПК РФ обвиняемому не предъявляется для ознакомления постановление о сохранении в тайне данных о личности потерпевшего, его представителя, свидетеля, их близких родственников, родственников и близких лиц, если соответствующее решение принято следователем (дознавателем) в целях обеспечения безопасности указанных лиц.
Согласно части первой статьи 219 УПК РФ на стадии ознакомления с материалами оконченного расследованием уголовного дела последнее может быть дополнено новыми материалами по ходатайству одного из участников производства по уголовному делу. По окончании производства дополнительных следственных действий следователь уведомляет об этом обвиняемого и его защитника и предоставляет им возможность ознакомления с дополнительными материалами уголовного дела.
Внесение предлагаемого законопроектом изменения исключит возможность вольной трактовки положений, содержащихся в части пятой статьи 109 УПК РФ, будет способствовать единообразному толкованию и применению закона и обеспечит гражданам, подвергнутым уголовному преследованию, защиту их прав и законных интересов на стадии ознакомления с материалами оконченного расследованием уголовного дела.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 109 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 109 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов из средств федерального бюджета.
Перечень законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения в статью 109 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 109 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.