Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1070133-7 "О внесении изменений в статью 1 Федерального закона "О мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, в части погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам) и о внесении изменений в статью 13.2 Федерального закона "Об актах гражданского состояния"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 1 Федерального закона "О мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, в части погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам) и о внесении изменений в статью 13.2 Федерального закона "Об актах гражданского состояния" (далее - законопроект) разработан в соответствии с поручением Председателя Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2020 г. N ММ-П16-10539 в целях совершенствования законодательства Российской Федерации с учетом сложившейся практики при реализации мер государственной поддержки семей, имеющих детей, в части погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам) (далее - меры государственной поддержки).
Законопроектом предлагается уточнить цели предоставления ипотечного кредита (займа), в отношении которого могут быть предоставлены меры государственной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2019 г. N 157-ФЗ "О мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, в части погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам) и о внесении изменений в статью 13.2 Федерального закона "Об актах гражданского состояния" (далее - Закон N 157-ФЗ).
Так, законопроектом предусматривается, что целью ипотечного кредита (займа) может быть строительство объекта индивидуального жилищного строительства и приобретение объекта незавершенного строительства.
При этом для достижения целевого использования средств, предоставляемых в рамках мер государственной поддержки, предусматривается, что направление таких средств на цели погашения задолженности (ее части) по таким кредитам (займам) возможно только в случае окончания строительства и государственной регистрации в установленном порядке права собственности гражданина на созданный объект индивидуального жилищного строительства.
В целях создания условий для участия в реализации мер государственной поддержки граждан, которые приобрели жилые помещения в рамках программ (мероприятий), реализуемых в соответствии с законодательством и нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации и направленных на улучшение жилищных условий указанных граждан, законопроектом предусмотрено соответствующее расширение перечня возможных целей кредитования (заимствования).
Необходимо отметить, что с учетом целей Закона N 157-ФЗ в части создания условий для погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам), участие граждан в реализации мер государственной поддержки возможно после регистрации в установленном законом порядке обеспечения исполнения обязательств заемщика по кредитному договору (договору займа).
В связи с необходимостью усиления контроля за расходованием средств при их направлении на улучшение жилищных условий путем погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам) законопроектом предлагается определить перечень лиц, которые могут быть кредиторами (заимодавцами) по кредитным договорам (договорам займам), на погашение которых направляются средства в рамках мер государственной поддержки.
Действующая редакция Закона N 157-ФЗ не ограничивает перечень заимодавцев по договорам займа, заключенным с гражданами, которым могут быть предоставлены меры государственной поддержки. В этой связи отдельные организации предоставляют займы по более высокой процентной ставке по сравнению с банковскими кредитами, что значительно увеличивает затраты семьи на приобретение жилья за счет оплаты повышенных процентов и риски неисполнения обеспеченного ипотекой обязательства со стороны гражданина. Данное обстоятельство может привести к обращению взыскания на заложенное жилье гражданина, как правило, являющееся единственным.
В настоящее время в рамках реализации мер государственной поддержки возникла неопределенность при принятии решения о предоставлении таких мер гражданам, соответствующим установленным частью 2 статьи 1 Закона N 157-ФЗ требованиям, в случае, если кредитные договоры (договоры займа), заключенные такими гражданами и представленные для принятия решения о выплате средств государственной поддержки, содержат различные формулировки, описывающие цели кредита (займа), которые не соответствуют четко сформулированным в части 5 статьи 1 Закона N 157-ФЗ и в постановлении Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2019 г. N 1170 "Об утверждении Правил предоставления субсидий акционерному обществу "ДОМ.РФ" на возмещение недополученных доходов и затрат в связи с реализацией мер государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий для погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам) и Положения о реализации мер государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий для погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам)" требованиям. При этом сделка по приобретению жилого помещения по сути соответствует требованиям законодательства, в том числе сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости.
Так, по большинству рассмотренных заявок не принято решение о выплате средств в рамках реализации предусмотренных Законом N 157-ФЗ мер государственной поддержки в связи с тем, что целью предоставления кредита (займа) являлось предоставление средств на приобретение жилого помещения с неотделимыми улучшениями и (или) с ремонтом. С учетом того, что Закон N 157-ФЗ распространяется на правоотношения, возникшие до его вступления в силу, и на дату обращения за предоставлением средств кредитные договоры (договоры займа) уже заключены, представляется целесообразным в целях обеспечения возможности гражданам для реализации их права на получение средств в рамках предусмотренных Законом N 157-ФЗ механизмов установить, что если кредитный договор (договор займа) был заключен до вступления Закона N 157-ФЗ в силу, то целью такого кредита (займа) может являться также приобретение по договору купли-продажи жилого помещения, в том числе объекта индивидуального жилищного строительства, с неотделимыми улучшениями и (или) ремонтом.
Кроме того, по кредитным договорам (договорам займа), заключенным ранее, предлагается предоставить возможность гражданам получить меры государственной поддержки, если целью кредитного договора (договора займа) было внесение паевого взноса члена жилищно-строительного кооператива, осуществившего строительство многоквартирного дома, если разрешение на строительство такого дома получено до дня вступления в силу Федерального закона от 1 июля 2018 г. N 175-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 175-ФЗ).
Со дня вступления в силу Закона N 175-ФЗ запрещается привлечение средств граждан для строительства жилья с использованием жилищностроительных кооперативов, за исключением тех кооперативов, которые получили разрешение на строительство до вступления Закона N 175-ФЗ в силу, и жилищно-строительных кооперативов, указанных в пункте 3 части 2 статьи 1 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации".
За первый год реализации мер государственной поддержки в АО "ДОМ.РФ" поступило 5,8 тыс. заявлений кредиторов (без учета кредиторов, являющихся кредитными потребительскими кооперативами или сельскохозяйственными кредитными потребительскими кооперативами), по которым в результате проведения проверки на предмет соответствия установленным требованиям принято решение об отказе в направлении средств на погашение задолженности по кредиту (займу), в том числе в связи с несоответствием законодательно установленным целям кредитования (заимствования).
При расширении перечня допустимых целей кредитования (заимствования) возможный совокупный размер государственной поддержки, необходимый для удовлетворения указанных заявлений составит порядка 2,5 млрд. рублей.
В случае последующего рождения третьего ребенка или последующих детей в течение всего периода реализации мер государственной поддержки, а также при условии наличия у указанных граждан обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам), соответствующим изменениям, предусмотренным законопроектом, обращения граждан за получением государственной поддержки возможно в течение всего периода реализации программы, а следовательно, возможная оценка объема дополнительного финансирования программы в размере 2,5 млрд. рублей в год применима ко всему периоду ее реализации, в том числе учитывая, что граждане могут обратиться за мерами государственной поддержки в любой момент времени, независимо от даты заключения кредитного договора в прошлом.
Принятие законопроекта позволит повысить эффективность реализации мер государственной поддержки и повлечет за собой благоприятные социально-экономические последствия.
Законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. и иным международным договорам Российской Федерации.
Реализация законопроекта не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательные требования, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 1 Федерального закона "О мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, в части погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам) и о внесении изменений в статью 13.2 Федерального закона "Об актах гражданского состояния"
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 1 Федерального закона "О мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, в части погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам) и о внесении изменений в статью 13.2 Федерального закона "Об актах гражданского состояния" предусматривает уточнение и расширение перечня допустимых для реализации мер государственной поддержки целей кредитования (заимствования), что, в свою очередь, может привести к увеличению возможного объема выплат кредиторам (займодавцам).
Так, за первый год реализации мер государственной поддержки в АО "ДОМ.РФ" поступило 5,8 тыс. заявлений кредиторов (без учета кредиторов, являющихся кредитными потребительскими кооперативами или сельскохозяйственными кредитными потребительскими кооперативами), по которым в результате проведения проверки на предмет соответствия установленным требованиям принято решение об отказе в направлении средств на погашение задолженности по кредиту (займу), в том числе в связи с несоответствием законодательно установленным целям кредитования (заимствования).
В случае расширения перечня допустимых целей кредитования (заимствования) возможный совокупный размер государственной поддержки, необходимый для удовлетворения указанных заявлений составит порядка 2,5 млрд. рублей.
В случае последующего рождения третьего ребенка или последующих детей в течение всего периода реализации мер государственной поддержки, а также при условии наличия у указанных граждан обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам), соответствующим изменениям, предусмотренным законопроектом, обращения граждан за получением государственной поддержки возможно в течение всего периода реализации программы, а следовательно, возможная оценка объема дополнительного финансирования программы в размере 2,5 млрд. рублей в год применима ко всему периоду ее реализации, в том числе учитывая, что граждане могут обратиться за мерами государственной поддержки в любой момент времени, независимо от даты заключения кредитного договора в про;
Перечень федеральных законов, подлежащих принятию, изменению, приостановлению или признанию утратившими силу в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 1 Федерального закона "О мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, в части погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам) и о внесении изменений в статью 13.2 Федерального закона "Об актах гражданского состояния"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 1 Федерального закона "О мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, в части погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам) и о внесении изменений в статью 13.2 Федерального закона "Об актах гражданского состояния" не потребует принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу других федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 1 Федерального закона "О мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, в части погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам) и о внесении изменений в статью 13.2 Федерального закона "Об актах гражданского состояния"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 1 Федерального закона "О мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, в части погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам) и о внесении изменений в статью 13.2 Федерального закона "Об актах гражданского состояния" потребует внесения изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 7 сентября 2019 г. N 1170 "Об утверждении Правил предоставления субсидий акционерному обществу "ДОМ.РФ" на возмещение недополученных доходов и затрат в связи с реализацией мер государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий для погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам) и Положение о реализации мер государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий для погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам)".
Ответственный исполнитель - Минфин России.
Срок -1 квартал 2021 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.