Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1070685-7 "О внесении изменений в статью 11 Федерального закона "Об экологической экспертизе" и Федеральный закон "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами"
Досье на проект федерального закона
Основанием для разработки проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 11 Федерального закона "Об экологической экспертизе" и Федеральный закон "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами" (далее - проект федерального закона) является пункт 56 плана законопроектной деятельности Правительства, Российской Федерации на 2020 год, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2019 г. N 3205-р.
Целью проекта федерального закона является совершенствование правовых основ обеспечения безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами для охраны окружающей среды, здоровья людей, в том числе эффективности применения пестицидов и агрохимикатов.
Проект федерального закона направлен на уточнение отдельных положений Федерального закона от 19 июля 1997 г. N 109-ФЗ "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами" (далее - Закон N 109-ФЗ) с учетом действующего законодательства в области государственного санитарно-эпидемиологического надзора и в области государственной экологической экспертизы.
Отношения в сфере безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами регулируются не только национальным законодательством, но и нормами международного права, в том числе актами Евразийского экономического союза.
Проектом федерального закона предлагается уточнить определения понятий "пестициды" и "агрохимикаты".
Определение понятий "пестициды" и "агрохимикаты" приведены в соответствии с разделом 15 Решения Комиссии Таможенного союза от 28 мая 2010 г. N 299 "О применении санитарных мер в Таможенном союзе" (далее - раздел 15 Решения N 299). При этом из определения понятия "агрохимикаты" исключены кормовые добавки, предназначенные для подкормки животных, поскольку они не относятся к предмету регулирования Закона N 109-ФЗ. Вопросы, связанные с кормовыми добавками для животных, включая их государственную регистрацию, регулируются Законом Российской Федерации от 14 мая 1993 г. N 4979-1 "О ветеринарии" и правом Евразийского экономического союза - Решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 г. N 317 "О применении ветеринарно-санитарных мер в Евразийском экономическом союзе".
Предлагаемое определение понятия "агрохимикаты" исключает избыточные административные барьеры в части необходимости обязательной государственной регистрации в качестве агрохимикатов ряда категорий и видов материалов природного происхождения, не являющихся продукцией химического производства, применяемых в сельском хозяйстве в целях сохранения, регулирования и повышения плодородия почв.
Проектом федерального закона предлагается исключить из определения понятия "агрохимикаты" торф, отходы сахарного производства (дефекат), продукты жизнедеятельности животных (помет, навоз), донные отложения водоемов, иловые осадки сточных вод, являющиеся сырьем для производства органических и органо-минеральных удобрений, а также смешанные минеральные удобрения, состоящие из зарегистрированных минеральных удобрений, прошедших государственную регистрацию в установленном порядке. Торф, отходы сахарного производства (дефекат), продукты жизнедеятельности животных (помет, навоз), донные отложения водоемов, иловые осадки сточных вод, являющиеся сырьем для производства органических и органо-минеральных удобрений, не являются продукцией химического производства. Таким образом, исключается обязанность регистрантов по проведению затратных регистрационных испытаний, в том числе по регистрации смешанных минеральных удобрений, зарегистрированных в установленном порядке.
В проект федерального закона включено понятие "регистрант". Согласно проекту федерального закона регистрантом является изготовитель или разработчик, подавшие заявку на проведение регистрационных испытаний пестицида или агрохимиката, заявку на экспертизу регламентов применения пестицида или агрохимиката, заявку на экспертизу результатов регистрационных испытаний пестицида или агрохимиката, заявку на государственную регистрацию пестицида или агрохимиката. Заявка может подаваться физическим лицом или юридическим лицом, уполномоченным изготовителем или разработчиком на осуществление указанных регистрационных процедур. Определение данного понятия приведено с учетом права Евразийского экономического союза.
Определение понятия "проект технической документации" не предусмотрено в проекте федерального закона, так как состав проекта технической документации в полной мере будет уточнен и раскрыт в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Наименование "федеральный орган исполнительной власти в области экологической экспертизы" в проекте федерального закона указано в соответствии с Федеральным законом от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе".
Отношения, связанные с ввозом в Российскую Федерацию пестицидов, регистрационных образцов пестицидов и агрохимикатов, необходимых для проведения регистрационных испытаний, а также положения, касающиеся ввоза в Российскую Федерацию пестицидов, гармонизированы с Положением о ввозе на таможенную территорию Евразийского экономического союза средств защиты растений (пестицидов), утвержденным Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21 апреля 2015 г. N 30 "О мерах нетарифного регулирования" (далее - Положение).
Пунктом 13 Положения допускается возможность согласования решения о выдаче лицензии на ввоз пестицидов и агрохимикатов посредством выдачи заключения (разрешительного документа).
В соответствии с санитарными правилами "Гигиенические требования к безопасности процессов испытаний, хранения, перевозки, реализации, применения, обезвреживания и утилизации пестицидов и агрохимикатов" СанПиН 1.2.2584-10, утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 2 марта 2010 г. N 17, проектом федерального закона исключается понятие "захоронение", поскольку указанными Санитарными правилами не допускается захоронение пестицидов, признанных непригодными к дальнейшему использованию по назначению, и тары из-под них.
В соответствии с Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 30 ноября 2016 г. N 150 "О техническом регламенте Евразийского экономического союза "О требованиях к минеральным удобрениям" срок действия государственной регистрации минеральных удобрений не ограничен.
Проектом федерального закона предусмотрено сокращение сроков проведения экспертизы результатов регистрационных испытаний пестицидов и агрохимикатов с шести до трех месяцев, а также увеличение сроков государственной регистрации с двух лет на три года (в соответствии с действующим Законом N 109-ФЗ государственная регистрация пестицидов и агрохимикатов осуществляется на срок десять лет и два года).
В случае государственной регистрации пестицида или агрохимиката на два года требуется проведение дополнительных исследований, которые указаны в государственной экологическом экспертизе проекта технической документации на пестицид или агрохимикат, санитарно-эпидемиологической экспертизе, например, мониторирование информации о канцерогенности пестицида или исследования хронической токсичности.
За два года необходимо завершить указанные дополнительные исследования по пестицидам или агрохимикатам и получить соответствующие заключения экспертиз, однако, как показала практика, двух лет недостаточно для проведения данных процедур.
Отложенный срок вступления проекта федерального закона в силу необходим для подготовки нормативных правовых актов в связи с проектом федерального закона.
Проект федерального закона соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Проектом федерального закона не предусмотрены положения, оказывающие влияние на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
В проекте федерального закона отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательные требования, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Реализация Федерального закона "О внесении изменений в статью 11 Федерального закона "Об экологической экспертизе" и Федеральный закон "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами" будет осуществляться соответствующими федеральными органами исполнительной власти в пределах установленной численности их работников и бюджетных ассигнований, предусмотренных этим органам в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 11 Федерального закона "Об экологической экспертизе" и Федеральный закон "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами"
Реализация Федерального закона "О внесении изменений в статью 11 Федерального закона "Об экологической экспертизе" и Федеральный закон "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами" не потребует дополнительного финансирования из федерального бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 11 Федерального закона "Об экологической экспертизе" и Федеральный закон "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 11 Федерального закона "Об экологической экспертизе" и Федеральный закон "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 11 Федерального закона "Об экологической экспертизе" и Федеральный закон "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами"
N п/п |
Наименование проекта нормативного правового акта |
Обоснование необходимости подготовки нормативных правовых актов |
Срок подготовки с момента принятия проекта федерального закона |
Краткое описание правового акта (цель, предмет, содержание) |
Исполнители |
1. |
Проект приказа Минсельхоза России "Об утверждении форм отчетов по результатам регистрационных испытаний пестицидов и агрохимикатов" |
абзац двадцать четвертый пункта 4 статьи 2 проекта федерального закона |
согласно пунктам 91.1, 91.2 Регламента Правительства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2004 г. N 260 |
утверждение формы отчетов по результатам регистрационных испытаний пестицидов и агрохимикатов |
Минсельхоз России (ответственный), Минэкономразвития России |
2. |
Проект постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Порядка исключения пестицида или агрохимиката из Государственного каталога пестицидов и агрохимикатов, разрешенных к применению на территории Российской Федерации, до истечения срока государственной регистрации по решению Межведомственной комиссии по вопросам безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами" |
абзац восьмой пункта 6 статьи 2 проекта федерального закона |
согласно пунктам 91.1, 91.2 Регламента Правительства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2004 г. N 260 |
утверждение Порядка исключения пестицида или агрохимиката из Государственного каталога пестицидов и агрохимикатов, разрешенных к применению на территории Российской Федерации |
Минсельхоз России (ответственный), Минэкономразвития России, Роспотребнадзор, Росприроднадзор |
3. |
Проект постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении состава проекта технической документации на пестицид или агрохимикат" |
абзац тридцать второй пункта 4 статьи 2 проекта федерального закона |
согласно пунктам 91.1, 91.2 Регламента Правительства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2004 г. N 260 |
определение состава проекта технической документации на пестицид или агрохимикат |
Минприроды России (ответственный), Минсельхоз России, Минэкономразвития России, Роспотребнадзор, Росприроднадзор |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.