Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по вопросам семьи, женщин и детей
на проект федерального закона N 1027743-7 "О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов",
внесенный Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 30 сентября 2020 года (выписка из протокола N 284 п. 2) в Комитете Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей (далее - Комитет) в пределах компетенции рассмотрен проект федерального закона N 1027743-7 "О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов", внесенный Правительством Российской Федерации.
Комитет Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей в рамках рассмотрения Государственной Думой проекта федерального закона "О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" определен соисполнителем при рассмотрении государственной программы Российской Федерации "Социальная поддержка граждан" (подпрограмма "Обеспечение государственной поддержки семей, имеющих детей"), а также следующих разделов и подразделов расходов федерального бюджета: "Образование" ("Молодежная политика"), "Социальная политика ("Охрана семьи и детства"), "Здравоохранение" (в пределах компетенции).
К Компетенции Комитета относятся также вопросы, связанные с реализацией национальных проектов "Демография", "Образование", "Здравоохранение".
I. Общие положения
Проект федерального закона содержит основные макроэкономические показатели бюджета на 2021 год, а также на плановый период 2022 и 2023 годов, основанные на прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на указанный период, основных направлениях бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2021 год и на плановый период 2022 - 2023 годов, а также на национальных проектах, государственных программах Российской Федерации, федеральных целевых программах.
Одним из основных приоритетов бюджетной политики продолжает оставаться безусловное исполнение законодательно установленных публично-нормативных и иных социально значимых обязательств, в том числе по выплате социальных пособий и компенсаций.
Реализация этих целей требует проведения экономической политики, обеспечивающей внутреннюю стабильность, а также устранение дисбалансов и препятствий для развития, связанных, в частности, с демографическими вызовами.
В законопроекте предусмотрены бюджетные ассигнования на реализацию приоритетов государственной политики, отраженных в Указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года NN 596-606, а также в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" и Указе Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года".
Согласно названному Указу в качестве национальной цели развития Российской Федерации до 2030 года названо сохранение населения, здоровье и благополучие людей.
Важнейшим инструментом достижения плановых показателей развития страны являются национальные проекты, финансирование которых предусматривает рассматриваемый проект федерального бюджета. Отмечаем, что национальные проекты должны быть скорректированы в соответствии с национальными целями развития, установленными в Указе Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года".
В настоящее время обеспечение устойчивого естественного роста численности населения планируется обеспечивать комплексом мероприятий национального проекта "Демография", направленных на повышение уровня рождаемости, на снижение уровня смертности в России и на рост продолжительности здоровой жизни.
В частности, федеральным проектом "Финансовая поддержка при рождении детей", входящим в состав национального проекта "Демография", предусмотрен комплекс мер по дополнительной материальной поддержке семей при рождении ребенка. Комплекс мер включает в себя, в частности, ежемесячные денежные выплаты: назначаемые в случае рождения первого ребенка (были введены с 1 января 2018 года по предложению Президента Российской Федерации), третьего ребенка или последующих детей, а также в случае рождения второго ребенка (за счет средств материнского капитала).
Особенностью бюджетного планирования на 2021 год и последующие годы, безусловно, будет являться глобальная ситуация, связанная с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19): сокращение мирового ВВП, введение национальных антикризисных мер, устранение экономических и иных последствий и т.п.
II. Макроэкономические показатели федерального бюджета на 2021 год и на плановый период 2022 - 2023 годов
1. Законопроектом утверждаются основные характеристики федерального бюджета на 2021 год и на плановый период 2022 - 2023 годов:
1) прогнозируемый объем валового внутреннего продукта в размере 115 трлн. 533,0 млрд. рублей (на 2020 год прогнозировался объем ВВП 112 трлн. 863,0 млрд. рублей, на 2019 год - 105 трлн. 820,0 млрд. рублей);
уровень инфляции, не превышающий 3,7 процента (на 2020 год было запланировано 3 процента, на 2019 год было запланировано 4,3 процента, на 2016 год планировалось 6,4 процентов;
2) прогнозируемый общий объем доходов федерального бюджета в сумме 18 трлн. 765 млрд. 101 млн. 678,2 тыс. рублей (в проекте бюджета 2020 года планировалось 20 трлн. 379 млрд. 371 млн. 641,8 тыс. рублей, в проекте бюджета 2019 года планировалось 19 трлн. 969 млрд. 336 млн. 961,2 тыс. рублей);
3) общий объем расходов федерального бюджета в сумме 21 трлн. 520 млрд. 068 млн. 140,5 тыс. рублей (на 2020 год - 19 трлн. 503 млрд. 319 млн. 919,8 тыс. тыс. рублей, на 2019 год прогнозировалось 18 трлн. 037 млрд. 246 млн. 116,4 тыс. рублей);
4) дефицит федерального бюджета составит 2 трлн. 755 млрд. 966 млн. 452,3 тыс. рублей (на 2020 год прогнозировался профицит 876 млрд. 051 млн. 722,0 тыс. рублей, на 2019 год прогнозировался профицит 1 трлн. 932 млрд. 090 млн. 844,8 тыс. рублей).
5) дефицит федерального бюджета в сумме 2 754 966 462,3 тыс. рублей.
2. Таким образом, можно отметить рост ряда показателей в сравнении с проектными показателями прошлых лет: вырастут расходы, ВВП, ожидаемые показатели инфляции. При этом прогнозируется снижение доходов.
3. Федеральный бюджет является дефицитным. Отмечаем, что в Федеральном законе от 2 декабря 2019 года N 380-ФЗ "О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов" (далее - N 380-ФЗ) закреплено превышение доходов федерального бюджета над расходами.
Также в 2021 году предусматривается рост объема Фонда национального благосостояния до 12 трлн. 477,5 млрд. руб. (согласно Основным направлениям бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов). Средства Фонда в размере 3,8 млрд. рублей в 2021 году планируется направлять на софинансирование пенсионных накоплений граждан, а 91,1 млрд. руб. будут использованы на финансирование дефицита федерального бюджета.
Таблица 1
Основные характеристики федерального бюджета на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов
млрд. рублей | |||||||||
Наименование |
2020 год (отчет) |
2021 год |
2022 год |
2023 год |
|||||
Закон N 380-ФЗ |
К закону, % |
Закон N 380-ФЗ |
К закону, % |
К законопроекту на 2022 год, % |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
Доходы, всего |
17 852,4 |
21 892,3 |
18 765,1 |
85,7 |
22 813,6 |
20 637,5 |
90,5 |
22 262,7 |
107,9 |
%% к ВВП |
16,7 |
18,1 |
16,2 |
|
17,7 |
16,6 |
|
16,8 |
|
Расходы, всего |
22 561,7 |
21 190,9 |
21 520,1 |
101,6 |
22 440,9 |
21 885,0 |
97,5 |
23 671,3 |
108,2 |
%% к ВВП |
21,1 |
17,6 |
18,6 |
|
17,4 |
17,6 |
|
17,8 |
|
Дефицит (-) / Профицит (+) |
-4 709,3 |
+701,4 |
-2 755,0 |
- |
+372,7 |
-1 247,5 |
- |
-1 408,6 |
112,9 |
%% к ВВП |
4,4 |
0,6 |
2,4 |
|
0,3 |
1,0 |
|
1,1 |
|
III. Общие расходы на государственную поддержку семей, имеющих детей, а также материнства, отцовства и реализацию мер демографической политики
1. Расходы федерального бюджета на государственную поддержку семей с детьми и на реализацию мер демографической политики в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации отнесены к различным разделам и подразделам функциональной классификации расходов федерального бюджета (Подраздел "Охрана семьи и детства" (10 04) раздела "Социальная политика", разделы "Образование", "Здравоохранение", "Межбюджетные трансферты"), а также к различным государственным программам: в первую очередь, к программе "Социальная поддержка граждан" (03) и ее подпрограмме "Обеспечение государственной поддержки семей, имеющих детей" (03 3), подпрограмме "Развитие дошкольного и общего образования" (02 2) Государственной программы "Развитие образования" и др.
Помимо этого, существующие в рамках национальных проектов "Демография", "Здравоохранение", "Образование" федеральные проекты так или иначе затрагивают вопросы, относящиеся к ведению Комитета. Объемы расходов федерального бюджета, связанных с реализацией соответствующих положений национальных проектов, нашли отражение в настоящем заключении в пределах компетенции Комитета.
Согласно прилагаемой к материалам законопроекта информации Минфина России об объемах бюджетных ассигнований, направляемых на государственную поддержку семьи и детей, общие объемы бюджетных ассигнований, направляемых на государственную поддержку семей с детьми, предусмотренные в проекте федерального закона "О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" ("семейно-детский бюджет"), составляют:
на 2021 год - 1 трлн. 386 млрд. 756 млн. руб. (1, 2% ВВП)
на 2022 год - 1 трлн. 375 млрд. 835 млн. руб.
на 2022 год - 1 трлн. 549 млрд. 289 млн. руб.
Справочно:
на 2020 год - 892 млрд. 818 млн. 168,7 тыс. руб. (0, 79% ВВП)
на 2019 год - 755 млрд. 290 млн. 758,2 тыс. руб. (0, 71% ВВП),
на 2018 год - 571 млрд. 335 млн. 604,8 тыс. руб. (0,58% ВВП),
Отмечается существенный рост (на 494 млрд. руб.) расходов по данному направлению в сравнении с объемами ассигнований, предусмотренными на 2020 год. Аналогично - в отношении процентного соотношения с размером ВВП.
Одновременно отмечаем, что ранее рост таких расходов составил:
в 2020 году в сравнении с 2019 годом - 137 млрд. руб.,
в 2019 году в сравнении с 2018 годом - около 184 млрд. руб.
Таким образом, объем расходов на социальную поддержку семей с детьми за последние 3 года вырос более чем на 800 миллиардов рублей.
В настоящем заключении далее будут детально рассмотрены расходы федерального бюджета на государственную поддержку семей, имеющих детей:
- по разделам и подразделам бюджета,
- в разрезе государственных программ Российской Федерации,
- в разрезе национальных проектов.
IV. Расходы на государственную поддержку семей, имеющих детей, ПО разделам и подразделам
1) На финансирование мероприятий по подразделу 10 04 "Охрана семьи и детства" раздела 10 "Социальная политика" (см. приложение к законопроекту N 15) предусмотрено:
в 2021 году - 990 млрд. 623 млн. руб.
в 2022 году - 1 трлн. 039 млрд. 264 млн. руб.
в 2023 году - 1 трлн. 148 млрд. 459 млн. руб.
Справочно:
на 2020 год предусмотрено 635 млрд. 584 млн. руб. (N 380-ФЗ),
Отмечается значительный рост расходов (на 355 млрд. руб.) в сравнении с объемами ассигнований, предусмотренными на 2020 год, а также рост в сравнении с прогнозными параметрами на 2021 - 2022 годы. Рост таких расходов на 2020 год также составил 102 млрд. руб.
2) На финансирование мероприятий раздела 07 "Образование (см. приложение к законопроекту N 15) предусмотрено:
а) по подразделу 07 01 "Дошкольное образование"
в 2021 году - 43 млрд. 191 млн. руб.
в 2022 году - 17 млрд. 875 млн. руб.
в 2023 году - 5 млрд. 997 млн. руб.
Справочно:
на 2020 год предусмотрено 44 млрд. 664 млн. руб. (N 380-ФЗ)
б) по подразделу 07 03 "Дополнительное образование детей":
в 2021 году - 25 млрд. 410 млн. руб.
в 2022 году - 21 млрд. 951 млн. руб.
в 2023 году - 20 млрд. 446 млн. руб.
Справочно:
на 2020 год предусмотрено 26 млрд. 759 млн. руб. (N 380-ФЗ)
в) по подразделу 07 07 "Молодежная политика":
в 2021 году - 18 млрд. 160 млн. руб.
в 2022 году - 15 млрд. 363 млн. руб.
в 2023 году - 13 млрд. 527 млн. руб.
Справочно:
на 2020 год предусмотрено 16 млрд. 532 млн. руб. (N 380-ФЗ)
Из них в рамках Ведомственной целевой программы 07 07 02 4 07 "Развитие сферы отдыха и оздоровления детей":
в 2021 году - 137 млн. 935,8 тыс. руб.
в 2022 году - 41 млн. 609,9 тыс. руб.
в 2023 году - 41 млн. 720,9 тыс. руб.
Справочно:
на 2020 год предусмотрено 93 млн. 665,8 тыс. руб. (N 380-ФЗ)
3) На финансирование мероприятий раздела 09 "Здравоохранение" (см. приложение к законопроекту N 15) предусмотрено:
а) по подразделу 09 01 "Стационарная медицинская помощь"
в рамках реализации подпрограммы 09 01 01 5 "Развитие медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения, в том числе детей" государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения":
в 2021 году - 1 млн. 584,0 тыс. руб.
в 2022 году - 1 млн. 584,0 тыс. руб.
в 2023 году - 1 млн. 584,0 тыс. руб.
Справочно:
на 2020 год предусмотрено 2, 1 млн. руб. (N 380-ФЗ)
V. Расходы на государственную поддержку семей, имеющих детей, а также материнства, отцовства и реализацию мер демографической политики в разрезе государственных программ Российской Федерации
1. На финансирование мероприятий подпрограммы "Обеспечение государственной поддержки семей, имеющих детей" Государственной программы "Социальная поддержка граждан" (03 3) (см. приложение к законопроекту N 17) предусмотрено:
в 2021 году - 987 млрд. 877 млн. руб.
в 2022 году - 1 трлн. 035 млрд. 694 млн. руб.
в 2023 году - 1 трлн. 144 млрд. 978 млн. руб.
Справочно:
на 2020 год предусмотрено 632 млрд. 448 млн. руб.(N 380-ФЗ)
Отмечается рост расходов на 355 миллиардов рублей в сравнении с законодательно предусмотренными на 2020 год объемами ассигнований (согласно Федеральному закону N 380-ФЗ).
Изменение параметров финансового обеспечения подпрограммы "Обеспечение государственной поддержки семей, имеющих детей" Государственной программы "Социальная поддержка граждан" обусловлено:
а) уменьшением финансового обеспечения федерального проекта "Финансовая поддержка семей при рождении детей" национального проекта "Демография"
в 2021 году на 75 млрд. 748,3 млн. рублей,
в 2022 году на 70 млрд. 734,3 млн. рублей
и увеличением в 2023 году на 105 млрд. 106,2 млн. рублей;
б) увеличением бюджетных ассигнований по основному мероприятию "Оказание мер государственной поддержки в связи с беременностью и родами, а также гражданам, имеющим детей" в части предоставления:
- пособий лицам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, и лицам, уволенным в связи с ликвидацией организаций (прекращением деятельности, полномочий физическими лицами),
в 2021 году на 7 млрд. 872,9 млн. рублей,
в 2022 году на 8 млрд. 065,2 млн. рублей,
в 2023 году на 3 млрд. 694,4 млн. рублей
(в связи с увеличением в два раза минимального размера ежемесячного пособия по уходу за первым ребенком до полутора лет);
- ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно
в 2021 году на 73 млрд. 961,9 млн. рублей,
в 2022 году на 66 млрд. 487,4 млн. рублей,
в 2023 году на 1 млрд. 833,0 млн. рублей
(в связи с ростом количества получателей выплаты);
в) увеличением бюджетных ассигнований по основному мероприятию "Оказание мер социальной поддержки детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа указанной категории детей, а также гражданам, желающим взять детей на воспитание в семью"
в 2021 - 2022 годах на 2 млрд. 295 млн. рублей ежегодно в целях доведения объема субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений, до 10 млрд. рублей ежегодно.
В законопроекте (приложение N 17 к законопроекту) предусматриваются бюджетные ассигнования на реализацию основных мероприятий, включенных в состав подпрограммы. При этом следует учесть, что финансирование мероприятий 03 01, 03 02, 03 03, 03 04, 03 07, 03 08 предусмотрено непосредственно в приложении N 17, финансирование мероприятия 03 05 (предоставление материнского (семейного) капитала проходит по линии федерального проекта "Демография", а бюджетные ассигнования на финансовое обеспечение мероприятий NN 03 06, 03 09 и 03 10 законопроектом не предусмотрены.
К таким мероприятиям относятся:
- "Оказание поддержки бюджетам субъектов Российской Федерации на проведение мероприятий по отдыху и оздоровлению детей" (03 06);
- "Совершенствование нормативной правовой базы по предоставлению мер государственной поддержки семьям, имеющим детей" (03 09);
- "Подготовка методических рекомендаций по разработке региональных программ, направленных на улучшение демографической ситуации на территории Дальневосточного федерального округа" (03 10).
Отмечаем, что предусмотренные согласно приложению N 17 к законопроекту в законопроекте объемы бюджетных ассигнований, выделяемые в 2021 году на реализацию подпрограммы "Обеспечение государственной поддержки семей, имеющих детей" (987 млрд. 877 млн. руб.) на 328 млрд. 380 млн. руб. превышают утвержденные в паспорте государственной программы "Социальная поддержка граждан" (подпрограмма "Обеспечение государственной поддержки семей, имеющих детей"), где на 2021 год запланированы ассигнования из федерального бюджета в объеме 659 млрд. 497 млн. руб.
2. На финансирование мероприятий по ведомственной целевой программе 05 1 13 "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" подпрограммы "Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан России" Государственной программы "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" предусмотрено (приложение N 17 к законопроекту):
в 2021 году - 57 млрд. 996 млн. руб.
в 2022 году - 34 млрд. 018 млн. руб.
в 2023 году - 57 млрд. 578 млн. руб.
Справочно. В проекте предыдущего бюджета:
в 2020 году - 22 млрд. 165 млн. руб.
в 2021 году - 22 млрд. 395 млн. руб.
в 2022 году - 22 млрд. 600 млн. руб.
а) На реализацию мероприятий по обеспечению жильем молодых семей бюджетные ассигнования предусмотрены в следующих размерах (приложения к законопроекту NN 12, 15, 17, 32):
в 2021 году - 4 млрд. 533 млн. руб.
в 2022 году - 4 млрд. 538 млн. руб.
в 2023 году - 4 млрд. 538 млн. руб.
Справочно. В проекте предыдущего бюджета:
в 2020 году - 5 млрд. 013 млн. руб.
в 2021 году - 5 млрд. 005 млн. руб.
в 2022 году - 5 млрд. 005 млн. руб.
б) При этом на субсидии акционерному обществу "ДОМ.РФ" на возмещение недополученных доходов и затрат в связи с реализацией мер государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий для погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам) (оказание помощи семьям, взявшим ипотечный жилищный кредит (заем) для приобретения жилья, в виде выплаты из федерального бюджета суммы 450 тыс. рублей в счет погашения кредита (займа) в случае рождения после 1 января 2019 года в таких семьях третьего ребенка или последующих детей) предусмотрено:
в 2021 году - 26 млрд. 788 млн. руб.
в 2022 году - 3 млрд. 010 млн. руб.
в 2023 году - 26 млрд. 745 млн. руб.
Справочно. В проекте предыдущего бюджета:
в 2020 году - 13 млрд. 600 млн. рублей,
в 2021 году - 30 млрд. 100 млн. рублей.
в 2022 году - 30 млрд. 100 млн. рублей.
в) На субсидии российским кредитным организациям и акционерному обществу "ДОМ.РФ" на возмещение недополученных доходов по выданным (приобретенным) жилищным (ипотечным) кредитам (займам) (льготная ипотека в размере 6 процентов годовых):
в 2021 году - 13 млрд. 081 млн. руб.
в 2022 году - 13 млрд. 370 млн. руб.
в 2023 году - 8 млрд. 975 млн. руб.
Справочно. В проекте предыдущего бюджета:
в 2020 году - 11 млрд. 500 млн. руб.
в 2021 году - 14 млрд. 700 млн. руб.
в 2022 году - 18 млрд. 200 млн. руб.
VI. Расходы на государственную поддержку семей, имеющих детей, а также материнства, отцовства и реализацию мер демографической политики в разрезе национальных проектов
Как следует из пояснительной записки к законопроекту и приложения N 8 к ней, на реализацию национальных проектов, относящихся к ведению Комитета, предусмотрено:
I. Национальный проект "Демография":
в 2021 году - 742 млрд. 509,8 млн. руб. (101% к 2020, было 735 млрд. 326,7 млн. руб.)
в 2022 году - 762 млрд. 392,2 млн. руб.
в 2023 году - 855 млрд. 919,6 млн. руб.
II. Национальный проект "Здравоохранение"
в 2021 году - 243 млрд. 204,4 млн. руб. (79,3% к 2020, было 306 млрд. 748,4 млн. руб.)
в 2022 году - 251 млрд. 076,9 млн. руб.
в 2023 году - 212 млрд. 132,4 млн. руб.
III. Национальный проект "Образование"
в 2021 году - 171 млрд. 631,6 млн. руб. (129,8% к 2020, было 132 млрд. 179,5 млн. руб.)
в 2022 году - 155 млрд. 737,8 млн. руб.
в 2023 году - 184 млрд. 631,9 млн. руб.
Из них:
I. По национальному проекту "Демография":
а) На финансирование мероприятий федерального проекта "Финансовая поддержка при рождении детей" национального проекта "Демография" предусмотрено:
в 2021 году - 671 млрд. 946,8 млн. руб. (106% к 2020, было 634 млрд. 389,7 млн. руб.)
в 2022 году - 719 млрд. 307,2 млн. руб.
в 2023 году - 817 млрд. 647,2 млн. руб.
а) В рамках федерального проекта "Финансовая поддержка семей при рождении детей" предусматриваются бюджетные ассигнования федерального бюджета на (см. приложение N 17):
- предоставление субъектам Российской Федерации субвенций на осуществление ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка (N 418-ФЗ:
в 2021 году - 153 млрд. 828 млн. руб.
в 2022 году - 157 млрд. 973 млн. руб.
в 2023 году - 160 млрд. 084 млн. руб.
- предоставление Пенсионному фонду Российской Федерации межбюджетных трансфертов на предоставление материнского (семейного) капитала:
в 2021 году - 443 млрд. 347 млн. руб.
в 2022 году - 480 млрд. 337 млн. руб.
в 2022 году - 580 млрд. 024 млн. руб.
- Субсидии российским кредитным организациям и акционерному обществу "ДОМ.РФ" на возмещение недополученных доходов по выданным (приобретенным) жилищным (ипотечным) кредитам (займам) (льготная ипотека в размере 6 процентов годовых) 1:
в 2021 году - 13 млрд. 081 млн. руб.
в 2022 году - 13 млрд. 370 млн. руб.
в 2023 году - 8 млрд. 975 млн. руб.
- предоставление субъектам Российской Федерации субсидий на ежемесячную денежную выплату, назначаемую в случае рождения третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста 3 лет:
в 2021 году - 57 млрд. 957 млн. руб.
в 2022 году - 63 млрд. 678 млн. руб.
в 2023 году - 64 млрд. 401 млн. руб.
Как следует из пояснительной записки к законопроекту, изменение параметров финансового обеспечения федерального проекта "Финансовая поддержка семей при рождении детей" (в 2021 и 2022 годах по сравнению с объемами, утвержденными Федеральным законом N 380-ФЗ, а в 2023 году по сравнению с объемами, предусмотренными паспортом национального проекта на 2023 год) обусловлено:
1) уменьшением бюджетных ассигнований:
- на создание и поддержание в сети "Интернет" сайтов, имеющих социальное или образовательное значение, а также распространение и тиражирование социально значимых проектов в области печатных СМИ
в 2021 - 2022 годах на 150 млн. руб. ежегодно
в связи с перераспределением средств на осуществление информационно-разъяснительного и экспертно-социологического сопровождения результатов и мероприятий в рамках национального проекта "Образование";
- на предоставление материнского (семейного) капитала
в 2021 году - на 78 млрд. 965,9 млн. руб.
в 2022 году - на 69 млрд. 440,6 млн. руб.
в связи с уточнением численности получателей;
- на осуществление ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка
в 2021 году - на 2 млрд. 102,8 млн. руб.
в 2022 году - на 5 млрд. 612,3 млн. руб.
в связи с уточнением численности получателей;
2) увеличением бюджетных ассигнований:
- на осуществление ежемесячной денежной выплаты, назначаемой в случае рождения третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет
в 2021 году на 6 млрд. 091,2 млн. руб.
в 2022 году на 6 млрд. 196,1 млн. руб.
в 2023 году на 21 млрд. 901,2 млн. руб.
в связи с уточнением прогнозной численности получателей ежемесячной выплаты в регионах, включенных в перечень субъектов Российской Федерации - получателей субсидии;
- на предоставление материнского (семейного) капитала
в 2023 году - на 280 млрд. 267,8 млн. руб.
в связи с уточнением численности получателей;
- на осуществление ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка
в 2023 году - на 89 млрд. 784,2 млн. руб.,
в связи с уточнением численности получателей выплаты;
- на предоставление субъектам Российской Федерации субсидий на осуществление единовременной выплаты при рождении первого ребенка, а также предоставление регионального материнского (семейного) капитала при рождении второго ребенка в субъектах Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа
в 2023 году - на 4 млрд. 162,4 млн. руб.
в связи с уточнением численности получателей.
б) На финансирование мероприятий федерального проекта "Содействие занятости женщин - создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет" национального проекта "Демография" предусмотрено:
в 2021 году - 35 млрд. 642,2 млн. руб.
в 2022 году - 4 млрд. 144,7 млн. руб.
в 2023 году - 4 млрд. 112,6 млн. руб.
В рамках федерального проекта "Содействие занятости женщин - создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет" предусматриваются бюджетные ассигнования федерального бюджета на финансирование следующих мероприятий (см. приложение N 17):
- переобучение и повышение квалификации женщин в период отпуска по уходу за ребенком в возрасте до трех лет:
в 2021 году - 1 млрд. 884 млн. руб.
в 2022 году - 2 млрд. 447 млн. руб.
в 2023 году - 2 млрд. 447 млн. руб.
- создание дополнительных мест для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования:
в 2021 году - 32 млрд. 484 млн. руб.
в 2022 году - не предусмотрено
в 2023 году - не предусмотрено.
На 2022 и последующие годы соответствующие ассигнования рассматриваемым проектом федерального закона не предусмотрены.
- создание дополнительных мест (групп) для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет любой направленности в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (за исключением государственных, муниципальных), и у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, в том числе адаптированным, и присмотр и уход за детьми:
в 2021 году - 1 млрд. 273 млн. руб.
в 2022 году - 1 млрд. 697 млн. руб.
в 2023 году - 1 млрд. 665 млн. руб.
Отмечаем существенное снижение ассигнований на реализацию данного федерального проекта в сравнении с суммой, выделяемой в 2020 году (согласно сводной бюджетной росписи на 1 сентября 2020 года - 54 млрд. 793 млн. руб.).
II. По национальному проекту "Здравоохранение".
На софинансирование мероприятий федерального проекта "Развитие детского здравоохранения, включая создание современной инфраструктуры оказания медицинской помощи детям" предусмотрено:
в 2021 году - 9 млрд. 559 млн. руб.
в 2022 году - 14 млрд. 559 млн. руб.
в 2023 году - 15 млрд. 946 млн. руб.
В рамках федерального проекта "Развитие детского здравоохранения, включая создание современной инфраструктуры оказания медицинской помощи детям" предусматриваются бюджетные ассигнования федерального бюджета
а) новое строительство или реконструкция детских больниц (корпусов)
в 2021 году - 9 млрд. 559 млн. руб.
в 2022 году - 14 млрд. 559 млн. руб.
в 2023 году - 15 млрд. 946 млн. руб.
б) на развитие материально-технической базы детских поликлиник и детских поликлинических отделений медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, в 2021 - 2023 годах бюджетные ассигнования не предусмотрены в связи с завершением мероприятий в 2020 году.
III. По национальному проекту "Образование".
а) На финансирование федерального проекта "Поддержка семей, имеющих детей" национального проекта "Образование" предусмотрено:
в 2021 году - 900,2 млн. руб.
в 2022 году - 1 млрд. 789,6 млн. руб.
в 2023 году - 1 млрд. 757,2 млн. руб.
В рамках федерального проекта "Поддержка семей, имеющих детей" указанные средства направляются на реализацию мероприятий по оказанию психолого-педагогической, методической и консультативной помощи гражданам, имеющим детей:
в 2021 году - 880, 7 млн. руб.
в 2022 году - 1 млрд. 752 млн. руб.
в 2023 году - 1 млрд. 708 млн. руб.
б) На реализацию федерального проекта "Успех каждого ребенка" Национального проекта "Образование" предусматриваются бюджетные ассигнования федерального бюджета:
в 2021 году - 11 млрд. 672 млн. руб.
в 2022 году - 9 млрд. 632 млн. руб.
в 2023 году - 9 млрд. 545 млн. руб.
- на создание детских технопарков "Кванториум" 2:
в 2021 году - 1 млрд. 920 млн. руб. (1 млрд. 563 млн.+ 357 млн. руб.)
в 2022 году - 1 млрд. 799 млн. руб. (1 млрд. 555 млн.+ 244 млн. руб.
в 2023 году - 1 млрд. 772 млн. руб. (1 млрд. 525 млн.+ 247 млн. руб.)
- на создание ключевых центров развития детей:
в 2021 году - 144, 3 млн. руб. (134,8 млн. руб.+9,5 млн. руб.)
в 2022 году - 162,3 млн. руб. (134,1 млн. руб.+28,19 млн. руб.)
в 2023 году - 160,3 млн. руб. (131,5 млн. руб.+28,80 млн. руб.).
- на создание центров выявления и поддержки одаренных детей:
в 2021 году - 4 млрд. 610 млн. руб.
в 2022 году - 4 млрд. 585 млн. руб.
в 2023 году - 4 млрд. 499 млн. руб.
- на создание мобильных технопарков "Кванториум":
в 2021 году - 1, 062 млрд. (1 млрд. 015 млн. руб.+ 47 млн. руб.)
в 2022 году - 995 млн. руб. (885 млн. руб.+ 110 млн. руб.)
в 2023 году - 979 млн. руб. (868 млн. руб.+ 111 млн. руб.).
- на создание новых мест в образовательных организациях различных типов для реализации дополнительных общеразвивающих программ всех направленностей:
в 2021 году - 2 млрд. 289 млн. руб. (2 млрд. 139 млн. руб.+150 млн. руб.)
в 2022 году - не предусмотрено
в 2023 году - не предусмотрено.
в) В рамках федерального проекта "Цифровая образовательная среда" Национального проекта "Образование" предусматриваются бюджетные ассигнования федерального бюджета на:
- создание центров цифрового образования детей:
в 2021 году - 557 млн. руб.
в 2022 году - 1 млрд. 103 млн. руб.
в 2023 году - 1 млрд. 083 млн. руб.
VII. Выводы
Анализ рассмотренных расходов, а также иных, содержащихся в настоящем заключении материалов, позволяет сделать следующие выводы:
1. Чтобы объективно оценить расходы федерального уровня на меры социальной поддержки семьи, материнства и детства необходимо иметь ввиду, что их финансирование помимо федерального бюджета осуществляется также из бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации и бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования.
В целом динамику объемов средств, направляемых на исполнение обязательств по социальной поддержке семьи, материнства и детства из всех источников финансирования, можно представить, оценив бюджеты Фонда социального страхования Российской Федерации и бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования.
Заключение по проекту бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования на 2021 год и на плановый период 2022 - 2023 годов представлено в отдельных материалах.
Кроме того, при оценке общих государственных и муниципальных расходов на реализацию мер поддержи семей с детьми следует также учитывать специфику российской бюджетной системы. Средства на эти цели предусмотрены не только в федеральном бюджете, бюджетах государственных внебюджетных фондов, но и в бюджетах субъектов Российской Федерации, муниципальных бюджетах. Общее представление можно будет получить только после того, как органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления при подготовке проектов бюджетов соответствующих уровней будут выделять "семейно-детский" бюджет с информацией об объемах ассигнований, направляемых на поддержку семей с детьми, как это делается Минфином России при направлении в Государственную Думу проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и на плановый период, а также соответствующих сопроводительных материалов.
Комитет выражает удовлетворение проделанной Минфином России работой по формированию семейно-детского бюджета, основные параметры которого изложены в документе "Информация об объемах бюджетных ассигнований, направляемых на государственную поддержку семьи и детей, предусмотренных в проекте федерального закона "О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов".
При этом Комитет считает необходимым дополнительно указать, что пунктом 12 Плана основных мероприятий до 2020 года, проводимых в рамках Десятилетия детства, также предусмотрено формирование информации об объемах бюджетных ассигнований бюджетной системы Российской Федерации, направляемых на государственную поддержку семьи и детей за отчетный период.
2. При рассмотрении проекта бюджета необходимо отметить сложность комплексной оценки эффективности национальных проектов, их соотнесения с существующими государственными программами, законодательными решениями.
3. Финансирование подпрограммы "Обеспечение государственной поддержки семей, имеющих детей" государственной программы "Социальная поддержка граждан" увеличено на 355 млрд. руб. (в сравнении с 2020 годом - 632 млрд. 448 млн. руб.) и составляет на 2021 год 987 млрд. 877 млн. руб. При этом отмечаем, что Федеральным законом N 380-ФЗ на 2021 год предусматривалась сумма в 659 млрд. 497 млн. руб.
Комитет обращает внимание на необходимость эффективного использования выделяемых бюджетных средств. Так, например, по итогам исполнения федерального бюджета на 2019 год не были достигнуты такие плановые показатели реализации подпрограммы, как "Ожидаемая продолжительность жизни при рождении" и "Суммарный коэффициент рождаемости".
В 2019 году фактическое значение ключевого показателя "Суммарный коэффициент рождаемости" реализации госпрограммы составило 1,50 на одну женщину репродуктивного возраста (в 2018 году - 1,58), при целевом значении - 1,63 в 2019 году. При рассмотрении проекта бюджета на 2021 год следует учесть, что ожидаемый показатель суммарного коэффициента рождаемости на указанный год равен 1,66.
Кроме того, плановое значение показателя "Ожидаемая продолжительность жизни при рождении" (показатель реализации госпрограммы) на 2019 год также достигнуто не было. В 2019 году, по данным Росстата, показатель ожидаемой продолжительности жизни в Российской Федерации составил 73, 34 года (в 2018 году - 72, 91 года) при целевом значении показателей, установленных государственной программой "Развитие здравоохранения" и Указом N 606, по увеличению к 2018 году ожидаемой продолжительности жизни в Российской Федерации до 74 лет, а к 2024 году - до 78 лет.
По данным Счетной палаты Российской Федерации при исполнении федерального бюджета в 2019 году отмечаются случаи, когда при практически полном исполнении бюджетных ассигнований не достигнуты плановые значения показателей (например, федеральный проект "Финансовая поддержка семей при рождении детей" нацпроекта "Демография").
В рамках реализации национального проекта "Демография" в целом уровень исполнения бюджетных ассигнований составил 95,5% показателя сводной росписи с изменениями.
Высокий уровень кассового исполнения сложился по федеральному проекту "Финансовая поддержка семей при рождении детей" (99%). Однако при высоком уровне исполнения расходов и реализации всех мероприятий не достигнут ни один из установленных на 2019 год в федеральном проекте "Финансовая поддержка семей при рождении детей" показателей.
При формировании национального проекта "Демография" не отработаны модели функционирования результатов федеральных проектов с точки зрения их достаточности для достижения целей и показателей национального и федеральных проектов.
Представленные ко всем федеральным проектам национального проекта "Демография" модели функционирования носят формальный характер, содержат только описание предлагаемых мер. Это приводит к тому, что достижение целей национального и федеральных проектов не всегда зависит от достижения соответствующих показателей и результатов.
При этом за 2019 год невысокий объем исполнения средств федерального бюджета сложился по федеральному проекту "Содействие занятости женщин - создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет" - 74,6%.
В условиях неполного использования бюджетных ассигнований не достигнут результат по созданию к концу 2019 года не менее 90 тыс. дополнительных мест в дошкольных учреждениях для детей до трех лет. В 2019 году введено только 78,9 тыс. дополнительных мест, или 88% планового показателя, также не исполнены показатели по численности воспитанников государственных и частных дошкольных учреждений (уровень исполнения 91,8% и 85,5% соответственно). Остатки неиспользованных средств за 2019 год в полном объеме перенесены на 2020 год для использования на те же цели.
По данным Счетной палаты Российской Федерации, низкий уровень кассового исполнения расходов обусловлен:
- поздним проведением конкурсных процедур на выполнение работ по строительству детских садов и яслей регионами;
- несоответствием проектной документации существующим требованиям;
- увеличением сроков разработки и проведения государственной экспертизы проектной документации;
- поздним ее внесением в реестр экономически эффективной проектной документации Минстроя России; несвоевременным заключением контрактов с генеральными подрядчиками.
Комитет отмечает, что разница в процентном соотношении между исполнением бюджетных назначений и степенью достижений показателей свидетельствует о фактическом отсутствии корреляции между расходами на конкретные мероприятия программ (подпрограмм) и достижениями показателей.
4. Сохраняется начатое в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 N 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации" софинансирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при назначении нуждающимся в поддержке семьям ежемесячной денежной выплаты в размере определенного в субъекте Российской Федерации прожиточного минимума для детей, назначаемой семье в случае рождения после 31 декабря 2012 г. третьего ребенка или последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет.
Финансовая поддержка в 2020 году оказывается 75 субъектам Российской Федерации, в которых величина суммарного коэффициента рождаемости ниже 2. Число таких регионов ежегодно растет.
При этом бюджетные ассигнования на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации по осуществлению ежемесячных денежных выплат в связи с рождением третьего ребенка и последующих детей по сравнению с объемами, утвержденными Федеральным законом N 380-ФЗ на 2020 год (45 млрд. 843 млн. руб.), в 2021 году увеличены на 12 млрд. 114 млн. руб. и составляют 57 млрд. 957 млн. руб.
5. Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 января 2019 года N 62 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" раздел "Основное мероприятие "Обеспечение жильем молодых семей" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" признан утратившим силу.
В настоящее время в целях обеспечения молодых семей жильем в Российской Федерации действует мероприятие по обеспечению жильем молодых семей в рамках ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации".
Комитет отмечает, что финансирование данного мероприятия в отношении молодых семей, которое для регионов является очень важным инструментом улучшения жилищных условий таких семей, будет продолжено. Вместе с тем предусматриваемые суммы вряд ли позволят решить задачу обеспечения молодых семей жильем, поскольку рассматриваемый проект федерального бюджета предусматривает выделение в каждом году соответствующего трехлетнего периода сумму в 4, 5 млрд. руб., тогда как в 2020 году на это направление предусматривалось 5, 0 млрд. руб., в 2019 году - 4, 96 млрд. руб.
Комитет неоднократно отмечал, что в целях улучшения демографической ситуации в стране, стимулирования рождения вторых и третьих детей следовало бы существенно увеличить объемы ассигнований на реализацию программы. Такая необходимость также связана с продолжающимся ростом стоимости жилья (в том числе, в связи с уменьшением процентной ставки).
6. В рассматриваемом законопроекте (приложение к законопроекту N 15) на дошкольное образование (07 01) в 2021 году предполагается выделить 43 млрд. 191 млн. руб.
В Федеральном законе N 380-ФЗ на 2020 год запланирована сумма 44 млрд. 664 млн. руб., а на 2021 год - 49 млрд. 166 млн. руб.
Таким образом, Комитет отмечает некоторое сокращение объема ассигнований на дошкольное образование, предусмотренного в рассматриваемом законопроекте, в сравнении с прогнозными параметрами, содержащимися в действующем Федеральном законе.
По мнению Комитета, требуется неуклонно повышать объемы бюджетных ассигнований, направленных на софинансирование сферы дошкольного образования с целью безусловного обеспечения всех детей местами в дошкольных образовательных организациях, а в первую очередь - детей в возрасте от 1,5 до 3 лет (100-процентная доступность). Отмечаем, что это является одной из целей национального проекта "Демография".
7. Объем ассигнований, предусмотренных в виде субвенций на выплату государственных пособий лицам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, и лицам, уволенным в связи с ликвидацией организаций (прекращением деятельности, полномочий физическими лицами) (в том числе: пособие по беременности и родам, единовременное пособие при рождении ребенка, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности), увеличен по сравнению с предусмотренным на 2020 год Федеральным законом N 380-ФЗ объемом (79, 02 млрд. руб.) и составляет 89,44 млрд. руб.
Отмечаем, что на 2021 год Федеральным законом N 380-ФЗ была запланирована сумма 81, 56 млрд. руб.
Изменение объема субвенций в 2021 году по сравнению с 2020 годом связано с увеличением в два раза минимального размера ежемесячного пособия по уходу за первым ребенком до полутора лет в 2021 году на 7 млрд. 873 млн. рублей и в 2022 году на 8 млрд. 065 млн. рублей.
8. В 2015 году было прекращено софинансирование финансового обеспечения мероприятий по проведению оздоровительной кампании детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. На это было указано в предыдущих заключениях Комитета к проектам федеральных законов о федеральном бюджете на очередной год и на плановый период. Ранее на указанные цели из федерального бюджета выделялась сумма в 4, 37 млрд. руб.
В 2016 году в рамках антикризисных мер Правительством Российской Федерации было выделено 4, 6 млрд. руб. на указанные цели. Проект федерального бюджета на 2019 год вновь не содержит положений по софинансированию обеспечения мероприятий по проведению оздоровительной кампании детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Комитет признает отсутствие федеральных полномочий в этой части и выражает надежду, что в будущем будет возможно вернуться к ранее существовавшей практике софинансирования обеспечения мероприятий по проведению оздоровительной кампании детей.
Вместе с тем, пунктом 22 Плана основных мероприятий до 2020 года, проводимых в рамках Десятилетия детства (распоряжение Правительства Российской Федерации от 6 июля 2018 года N 1375-р) предусмотрена разработка предложений по развитию инфраструктуры организаций отдыха детей и их оздоровления, в том числе в федеральных детских центрах.
Комитет полагает, что реализация указанных изменений требует выделения необходимых финансовых средств и рассчитывает на внесение соответствующих предложений Правительством Российской Федерации ко второму чтению законопроекта.
9. Законопроектом в 2021 году предусматривается индексация размера материнского (семейного) капитала, предусмотренного Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей".
Так, в 2021 году размер материнского (семейного) капитала для лиц, у которых право на дополнительные меры государственной поддержки, возникло до 1 января 2020 года, а также для лиц, у которых право на дополнительные меры государственной поддержки возникло в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка начиная с 1 января 2020 года, составляет 483 881,83 рубля.
Размер материнского (семейного) капитала для лиц, у которых право на дополнительные меры государственной поддержки возникло в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка, при рождении (усыновлении) второго ребенка увеличивается на 155 550,0 рубля.
Размер материнского (семейного) капитала для лиц, у которых право на дополнительные меры государственной поддержки возникло в связи с рождением (усыновлением) второго или третьего ребенка и последующих детей начиная с 1 января 2020 года, если ранее такое право у них не возникло, составляет в 2021 году 639 431,83 рубля.
Средства на предоставление материнского (семейного) капитала в рассматриваемом законопроекте на 2021 год составляют 443 млрд. 347 млн. руб.
При том, что в Федеральном законе N 380-ФЗ на это предусмотрены ассигнования в объеме 316 млрд. 428 млн. руб.
Таким образом, можно зафиксировать прогнозируемое увеличение объемов ассигнований на указанное направление по сравнению с объемом, предусмотренным на 2020 год в Федеральном законе N 380-ФЗ. При этом Комитет отмечает, что на 2021 год в названном Федеральном законе предполагалось выделять 329 млрд. 246 млн. руб.
10. Сумма расходов федерального бюджета на единовременное денежное поощрение при награждении орденом "Родительская слава" в 2021 - 2023 годах составит 6 млн. 600 тыс. руб. ежегодно (приложения к законопроекту NN 15 и 17). Аналогичный объем был запланирован на соответствующую финансовую трехлетку Федеральным законом N 380-ФЗ.
Таким образом, объем расходов по данному направлению уже много лет не увеличивается.
Аналогичное замечание (об отсутствии положительной динамики роста расходов) относится и к суммам, предусмотренным на субсидии Фонду поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, на реализацию комплекса мер по оказанию поддержки детям, находящимся в трудной жизненной ситуации, и обеспечение деятельности Фонда (855 млрд. руб.). Особенно это актуально в свете прекращения финансового обеспечения мероприятий по проведению оздоровительной кампании детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Более того, ассигнований на 2022 - 2023 годы вообще не предусмотрено. Комитет выражает сомнение относительно такого решения и настаивает на возобновлении выделения бюджетных ассигнований на субсидии Фонду и после 2021 года.
11. В 2019 году предлагается в плановом порядке увеличить объем ассигнований на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Этот объем составит 7 млрд. 705 млн. руб. в каждый год будущего трехлетнего периода (на 2019 год планировалось 7 млрд. 408 млн. руб.). При этом согласно имеющимся данным на 1 января 2019 года около 175 тысяч человек не реализовали свое право на получение жилья. Комитет делает вывод, что увеличение расходов является несущественным, а выделяемых средств недостаточно для вопроса с предоставлением жилья детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей и лицам из их числа
Комитет отмечает, что Правительством Российской Федерации до настоящего времени не предложен механизм решения данного вопроса. Полагаем, что следует значительно увеличить объемы ассигнований федерального бюджета для решения жилищной проблемы детей-сирот и минимизации существующей очереди либо рассмотреть вопрос о введении отдельного временного механизма для ликвидации "уже просроченных" обязательств в виде сформировавшейся очереди.
Комитет выражает надежду, что в процессе исполнения бюджета отдельные расходы, касающиеся государственной поддержки семей, имеющих детей, увеличения рождаемости, изменения демографической структуры населения, смогут быть скорректированы в сторону увеличения и Правительство Российской Федерации изыщет возможности для таких изменений.
12. Анализ национальных проектов в части ведения Комитета показал, что, фактически, каких-либо новых прорывных мер, направленных на усиление государственной поддержки семей с детьми, вновь не предложено. Инструментарий федеральных проектов состоит из ранее принятых решений.
Однако Комитет отмечает, что в проект бюджета заложено финансирование веденных в 2020 году мер социальной поддержки семей с детьми, например, ежемесячных выплат на детей в возрасте от трех до семи лет включительно. Данная мера введена по предложению Президента Российской Федерации.
13. Объемы бюджетных ассигнований, направляемых на государственную поддержку семьи и детей, предусмотренных в проекте федерального закона "О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов", в процентном отношении к внутреннему валовому продукту (ВВП) составляют 1, 2% ВВП.
В 2020 году это соотношение составляло 0, 79%, в 2019 году - 0, 71%, в 2018 и 2017 годах - 0,58%, в 2016 году - 0,61% ВВП.
При этом на 2021 планируется также рост самого ВВП.
Поддерживая увеличение доли "семейно-детского бюджета" в структуре федерального бюджета страны, полагаем необходимым дальнейший рост расходов на государственную поддержку семьи и детей, как в абсолютном выражении, так и в процентном соотношении к ВВП.
14. В своем заключении на проект бюджета 2020 - 2022 годов Комитет отмечал следующие нерешенные вопросы, которые остаются актуальными и при рассмотрении проекта федерального бюджета на 2021 - 2023 годы:
а) Отмечая первостепенную важность и социальную значимость лекарственного обеспечения, Комитет предлагал выделять из федерального бюджета средства, предназначенные для централизованных закупок и последующего направления в субъекты Российской Федерации Минздравом России лекарственных препаратов для всех детей, страдающих редкими (орфанными) заболеваниями.
б) В настоящее время действует Концепция развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года (постановление Правительства Российской Федерации от 31 августа 2016 года N 1839-Р).
Задачами данной Концепции являются: выявление и помощь детям группы риска, детям-инвалидам и сопровождение их семей. Решение поставленных в Концепции задач должно осуществляться в рамках межведомственного взаимодействия.
Комитет предлагал рассмотреть вопрос разработки федерального проекта "Ранняя помощь детям", предусмотрев на период 2019 - 2024 годов (срок действия национальных проектов) в федеральном бюджете финансирование объемом 10 млрд. 625 млн. руб. ежегодно.
15. Кроме того, в 2018 году Комитет предлагал рассмотреть вопрос об увеличении размера выплат лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и инвалидами с детства 1 группы, а также за нетрудоспособными гражданами, установленный Указом Президента Российской Федерации от 26 февраля 2013 года N 175.
В настоящее время размер указанных выплат родителю (усыновителю) или опекуну (попечителю) увеличен до 10 тысяч рублей во исполнение послания Президента Российской Федерации.
Отмечаем, что размер ежемесячных выплат иным лицам остается на низком уровне (1200 рублей). Комитет предлагает рассмотреть вопрос об увеличении размера указанной выплаты данной категории лиц.
16. Комитет, учитывая беспрецедентные вызовы, связанные с пандемией новой коронавирусной инфекции COVID-19, предлагает дополнительно рассмотреть вопросы сохранения на 2021 год финансирования следующих мер социальной поддержки семей с детьми и мероприятий:
- ежемесячная выплата семьям, воспитывающим детей в возрасте до 3 лет,
- единовременная выплата семьям, воспитывающим детей в возрасте с 3 до 16 лет,
- дополнительная единовременная выплата семьям, воспитывающим детей в возрасте до 16 лет,
- создание дополнительных мест для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования,
- создание новых мест в образовательных организациях различных типов для реализации дополнительных общеразвивающих программ всех направленностей.
17. Анализ положений законопроекта позволяет сделать вывод, о том, что в проекте заложено увеличение ассигнований на государственную программу "Социальная поддержка граждан", "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы, "Развитие здравоохранения", "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" и др., в части, касающейся социальной поддержки семей, материнства и детства.
18. При этом, например, субсидии акционерному обществу "ДОМ.РФ" на возмещение недополученных доходов и затрат в связи с реализацией мер государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий для погашения обязательств по ипотечным жилищным кредитам (займам) (оказание помощи семьям, взявшим ипотечный жилищный кредит (заем) для приобретения жилья, в виде выплаты из федерального бюджета суммы 450 тыс. рублей в счет погашения кредита (займа) в случае рождения после 1 января 2019 года в таких семьях третьего ребенка или последующих детей) на 2022 год планируется уменьшить в десять раз в сравнении с запланированным в Федеральном законе N 380-ФЗ объемом.
19. При формировании бюджетных ассигнований федерального бюджета в сфере социального обеспечения в части охраны семьи и детей в 2021 году акцент сделан на безусловное исполнение законодательно установленных социально-значимых обязательств, в том числе по выплате государственных пособий, реализации иных мер поддержки.
20. Высказанные замечания Комитет предлагает отразить в соответствующем постановлении Государственной Думы.
21. Исходя из изложенного, Комитет Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей рекомендует Государственной Думе принять проект федерального закона N 1027743-7 "О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов", внесенный Правительством Российской Федерации, в первом чтении.
Председатель Комитета |
Т.В. Плетнева |
------------------------------
1 см. в т.ч. документ "Информация об объемах бюджетных ассигнований, направляемых на государственную поддержку семьи и детей, предусмотренных в проекте федерального закона "О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов"
2 Сумма складывается из субсидии, за исключением субсидий на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной (муниципальной) собственности и субсидии автономным учреждениям на финансовое обеспечение государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.