Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству
на проект федерального закона N 1027743-7 "О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов",
внесенный Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству (далее - Комитет), рассмотрев проект федерального закона N 1027743-7 "О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов", внесенный Правительством Российской Федерации (далее - законопроект, проект федерального бюджета), в части своей компетенции отмечает следующее.
Государственная программа "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" (далее - государственная программа) состоит из трех направлений (подпрограмм): подпрограмма "Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан России", подпрограмма "Создание условий для обеспечения качественными услугами жилищно-коммунального хозяйства граждан России", подпрограмма "Обеспечение реализации государственной программы".
Кроме того, в рамках государственной программы предусмотрена реализация, в частности следующих федеральных проектов: "Ипотека", "Жилье", "Формирование комфортной городской среды", "Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда", "Чистая вода".
В основу проекта федерального бюджета положен "базовый" сценарий прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, учитывающий реализацию национальных целей и ключевых приоритетов на период до 2024 года, установленных Указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" (далее - Указ N 204) и от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" (далее - Указ N 474).
Расходы федерального бюджета на реализацию государственной программы в 2021 году составят 236 595,6 млн. рублей, в 2022 году - 241 070,3 млн. рублей, в 2023 году - 312 370,9 млн. рублей.
млн. рублей | |||||||||
Наименование |
2020 год* |
2021 год |
2022 год |
2023 год |
|||||
Закон N 380-ФЗ |
|
Закон N 380-ФЗ |
|
|
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5=4/3 х 100 |
6 |
7 |
8=7/6 х 100 |
9 |
10=9/7 х 100 |
Всего |
274 397,2 |
244 621,4 |
236 595,6 |
96,7 |
338 703,9 |
241 070,3 |
71,2 |
312 370,9 |
129,6 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Подпрограмма "Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан России" |
175 475,8 |
142 224,1 |
128 921,6 |
90,6 |
225 171,0 |
126 894,9 |
56,4 |
198 683,1 |
156,6 |
Подпрограмма "Создание условий для обеспечения качественными услугами жилищно-коммунального хозяйства граждан России" |
97 191,0 |
101 098,9 |
105 390,8 |
104,2 |
111 764,8 |
110 103,3 |
98,5 |
110 471,8 |
100,3 |
Подпрограмма "Обеспечение реализации государственной программы" |
1 730,4 |
1 298,4 |
2 283,2 |
175,8 |
1 768,2 |
4 072,1 |
230,3 |
3 215,9 |
79,0 |
------------------------------
* - показатели сводной бюджетной росписи по состоянию на 1 сентября 2020 г.
------------------------------
Предусмотренные в законопроекте объемы бюджетных ассигнований по сравнению с объемами, утвержденными Федеральным законом от 2 декабря 2019 года N 380-ФЗ "О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов" (далее - Закон N 380-ФЗ) в 2021 году уменьшены на 8 025,9 млн. рублей, в 2022 году - на 97 633,6 млн. рублей, в 2023 году по сравнению с объемами, предусмотренными законопроектом на 2022 год, увеличены на 71 300,6 млн. рублей.
Справочно: По данным Счетной палаты Российской Федерации по состоянию на 1 сентября 2020 года, при увеличении бюджетных ассигнований по государственной программе сводной бюджетной росписи на 72 227,7 млн. рублей, или на 35,7% по сравнению с Федеральным законом N 380-ФЗ (с учетом изменений), наблюдается низкий уровень кассового исполнения - 55,2%.
Изменение параметров финансового обеспечения подпрограммы "Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан России" обусловлено:
по ведомственной целевой программе "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг":
уменьшением объемов бюджетных ассигнований в части мероприятий:
по переселению граждан из ветхого и аварийного жилья в зоне Байкало-Амурской магистрали в 2021 - 2022 годах на 59,4 млн. рублей ежегодно;
по приобретению жилья военнослужащими, сотрудниками органов внутренних дел, подлежащими увольнению с военной службы (службы), и приравненными к ним лицами в 2021 году на 155,3 млн. рублей, в 2022 году на 173,8 млн. рублей;
по приобретению жилья гражданами - участниками ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф, пострадавшими в результате этих аварий, и приравненными к ним лицами в 2021 - 2022 годах на 305,7 млн. рублей ежегодно;
по приобретению жилья вынужденными переселенцами в 2021 году на 493,4 млн. рублей, в 2022 году на 498,4 млн. рублей;
по приобретению жилья гражданами, выезжающими из районов Крайнего Севера, и приравненных к ним местностей в 2021 - 2022 годах на 500,6 млн. рублей ежегодно;
по приобретению жилья гражданами, подлежащими отселению с комплекса "Байконур", в 2021 - 2022 годах на 151,0 млн. рублей ежегодно;
по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, установленных Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", в 2021 - 2022 годах на 200,0 млн. рублей ежегодно;
по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, установленных Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", в 2021 - 2022 годах на 200,0 млн. рублей ежегодно;
по обеспечению жильем молодых семей в 2021 году на 503,7 млн. рублей, в 2022 году на 504,3 млн. рублей;
по обеспечению жильем федеральных государственных гражданских служащих в 2021 - 2022 годах на 315,8 млн. рублей ежегодно;
уменьшением объемов бюджетных ассигнований на предоставление субсидий российским кредитным организациям и акционерному обществу "ДОМ.РФ" на возмещение недополученных доходов и затрат в связи с реализацией мер государственной поддержки семей, имеющих детей, в 2021 году на 3 311,5 млн. рублей, в 2022 году на 27 090,0 млн. рублей, а также увеличением в 2023 году на 23 735,7 млн. рублей на реализацию мер государственной поддержки семей, имеющих детей;
увеличением объемов бюджетных ассигнований в целях завершения мероприятий по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" в 2021 году на 1 645,1 млн. рублей, в 2022 году на 1 210,3 млн. рублей, уменьшением в 2023 году на 128,3 млн. рублей;
увеличением расходов за счет перераспределения бюджетных ассигнований, ранее зарезервированных пунктом 6.1 части 1 статьи 21 Закона N 380-ФЗ для реализации мероприятий индивидуальных программ социально-экономического развития субъектов Российской Федерации с низким уровнем социально-экономического развития, в 2021 году на 150,0 млн. рублей, в 2022 году на 100,0 млн. рублей, в 2023 году на 50,0 млн. рублей.
по федеральному проекту "Жилье":
уменьшением объемов бюджетных ассигнований на реализацию мероприятий по стимулированию программ развития жилищного строительства субъектов Российской Федерации в 2021 году на 3 274,0 млн. рублей, в 2022 году на 3 173,0 млн. рублей, а также увеличением в 2023 году на 3 618,0 млн. рублей в связи с приведением параметров финансового обеспечения мероприятия в соответствие с паспортом национального проекта "Жилье и городская среда";
уменьшением объемов бюджетных ассигнований на реализацию мероприятий по проведению актуализации действующих и принятие новых нормативно-технических документов в строительной сфере в 2021 году на 102,7 млн. рублей, в 2022 году на 110,0 млн. рублей;
по федеральному проекту "Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда":
уменьшением объемов бюджетных ассигнований в 2021 году на 3 542,0 млн. рублей, в 2022 году на 11 106,0 млн. рублей;
переносом бюджетных ассигнований с 2022 года в объеме 50 000,0 млн. рублей на 2020 год в целях ускоренной реализации мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, а также увеличением в 2023 году на 50 000,0 млн. рублей в связи с приведением параметров финансового обеспечения мероприятия в соответствие с паспортом национального проекта "Жилье и городская среда".
Изменение параметров финансового обеспечения подпрограммы "Создание условий для обеспечения качественными услугами жилищно-коммунального хозяйства граждан России" обусловлено:
по ведомственной целевой программе "Поддержка модернизации коммунальной и инженерной инфраструктуры субъектов Российской Федерации (муниципальных образований)":
увеличением объемов бюджетных ассигнований в 2021 году на 2 248,3 млн. рублей, а также перераспределением бюджетных ассигнований с государственной программы "Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков" в целях реализации проекта с привлечением средств займа Нового банка развития "Развитие систем водоснабжения и водоотведения в городах Российской Федерации" и завершения проекта с привлечением средств займа Международного банка реконструкции и развития "Реформа жилищно-коммунального хозяйства в России";
уменьшением объемов бюджетных ассигнований на реализацию мероприятий по содействию развитию коммунальной и инженерной инфраструктуры государственной собственности субъектов Российской Федерации (муниципальной собственности) в 2021 году на 145,2 млн. рублей, в 2022 году на 363,1 млн. рублей;
уменьшением объемов бюджетных ассигнований на реализацию мероприятий по повышению устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах Российской Федерации в 2021 - 2022 годах на 356,4 млн. рублей ежегодно;
уменьшением объемов бюджетных ассигнований на реализацию мероприятий по подготовке и проведению празднования 800-летия основания г. Нижнего Новгорода в 2021 году на 200,0 млн. рублей;
увеличением расходов за счет перераспределения бюджетных ассигнований, ранее зарезервированных пунктом 6.1 части 1 статьи 21 Закона N 380-ФЗ для реализации мероприятий индивидуальных программ социально-экономического развития субъектов Российской Федерации с низким уровнем социально-экономического развития, в 2021 году на 2 040,8 млн. рублей, в 2022 году на 1 773,7 млн. рублей, уменьшением объемов бюджетных ассигнований в 2023 году на 496,9 млн. рублей в соответствии с данными индивидуальными программами;
выделением средств федерального бюджета на предоставление субсидий российским кредитным организациям на покрытие ключевой ставки по кредитам, выданным подрядным организациям в целях досрочного исполнения контрактов по объектам капитального строительства по льготной ставке, в 2021 году в объеме 1 800,0 млн. рублей;
по федеральному проекту "Формирование комфортной городской среды":
уменьшением объемов бюджетных ассигнований на реализацию программ формирования современной городской среды в 2021 году на 3 850,0 млн. рублей, в 2022 году на 4 014,0 млн. рублей;
увеличением объемов бюджетных ассигнований на реализацию мероприятий по созданию комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях - победителях Всероссийского конкурса лучших проектов создания комфортной городской среды в 2021 - 2022 годах на 5 000,0 млн. рублей ежегодно в целях увеличения количества реализуемых проектов с 80 до 160;
по федеральному проекту "Чистая вода" - уменьшением объемов бюджетных ассигнований на реализацию мероприятий по строительству и реконструкции (модернизации) объектов питьевого водоснабжения в 2021 году на 560,9 млн. рублей, в 2022 году на 1 973,2 млн. рублей, а также увеличением в 2023 году на 3 619,6 млн. рублей в целях приведения параметров финансового обеспечения в соответствие с утвержденным паспортом федерального проекта.
Справочно: По данным Счетной палаты Российской Федерации, по прошествии 9 месяцев 2020 года по федеральному проекту "Чистая вода" освоено менее 40% выделенных средств, по федеральному проекту "Оздоровление Волги" - менее 50% выделенных средств.
Бюджетные ассигнования на финансовое обеспечение реализации национального проекта "Жилье и городская среда" запланированы в 2021 году в объеме 102 592,6 млн. рублей, в 2022 году - 125 729,5 млн. рублей, в 2023 году - 178 355,0 млн. рублей.
млн. рублей | |||||||||
Наименование федерального проекта |
2021 год |
2022 год |
2023 год |
||||||
Закон N 380-ФЗ |
|
Закон N 380-ФЗ |
|
Паспорт проекта |
|
||||
1 |
3 |
4 |
5=4/3 х 100 |
6 |
7 |
8=7/6 х 100 |
9 |
10 |
11=10/9 х 100 |
Всего |
108 362,8 |
102 592,6 |
94,7 |
189 138,3 |
125 729,5 |
66,5 |
192 050,0 |
178 355,0 |
92,9 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Федеральный проект "Жилье" |
29 342,8 |
25 965,4 |
88,5 |
32 838,3 |
29 552,2 |
90,0 |
35 750,0 |
32 175,0 |
90,0 |
Федеральный проект "Формирование комфортной городской среды" |
43 600,0 |
44 749,3 |
102,6 |
45 240,0 |
46 223,2 |
102,2 |
45 240,0 |
46 226,0 |
102,2 |
Федеральный проект "Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда" |
35 420,0 |
31 878,0 |
90,0 |
111 060,0 |
49 954,0 |
45,0 |
111 060,0 |
99 954,0 |
90,0 |
Предусмотренные в законопроекте объемы бюджетных ассигнований по сравнению с объемами, утвержденными Законом N 380-ФЗ, в 2021 году уменьшены на 5 770,2 млн. рублей, в 2022 году - на 63 408,9 млн. рублей, в 2023 году по сравнению с объемами, предусмотренными паспортом проекта на 2023 год, уменьшены на 13 695,0 млн. рублей.
Согласно материалам, приложенным к законопроекту, изменение параметров финансового обеспечения федеральных проектов, входящих в состав национального проекта, в 2021 - 2022 годах по сравнению с объемами, утвержденными Законом N 380-ФЗ, в 2023 году по сравнению с объемами, предусмотренными паспортом проекта на 2023 год, обусловлено принятыми решениями по оптимизации (уменьшению) в целях приоритизации мероприятий, направленных на социальную поддержку граждан, рост экономики и долгосрочные структурные изменения.
Справочно: По данным Счетной палаты Российской Федерации, бюджетные средства на реализацию национального проекта осваиваются медленно. По прошествии 9 месяцев 2020 года освоено около 55% выделенных средств. Из них по федеральному проекту "Жилье" освоение средств составило около 35%. По федеральному проекту "Формирование комфортной городской среды" освоение средств составило около 37%.
Принимая во внимание текущую экономическую ситуацию, Комитет с пониманием относится к снижению объема финансирования по ряду направлений. Вместе с тем Комитет выражает обеспокоенность:
1) уменьшением объемов бюджетных ассигнований в части мероприятий по обеспечению жильем отдельных категорий граждан (ветераны боевых действий, инвалиды, участники ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф, граждане, выезжающие из районов Крайнего Севера), а также по переселению граждан из ветхого и аварийного жилья в зоне Байкало-Амурской магистрали;
2) уменьшением объемов бюджетных ассигнований на реализацию мероприятий по федеральному проекту "Чистая вода".
По инициативе Комитета в Правительстве Российской Федерации прорабатывается вопрос снижения размера максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи с 22 до 15 процентов. Предложение поддерживается Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации. В связи с этим предлагается поэтапное снижение - в 2021 году с 22% до 18%, в 2022 году с 18% до 15%.
Как представляется, введение на федеральном уровне такого ограничения требует финансовой поддержки за счет средств федерального бюджета Российской Федерации.
Учитывая высокую степень проработанности вопроса, Комитет полагает необходимым предусмотреть в законопроекте дополнительные межбюджетные трансферты субъектам Российской Федерации в целях предоставления гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг при условии поэтапного снижения величины максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи в 2021 году с 22% до 18%, в 2022 году с 18% до 15%.
Кроме того, протоколом заседания Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2020 г. N 36 одобрен Общенациональный план действий, обеспечивающих восстановление занятости и доходов населения, рост экономики и долгосрочные структурные изменения в экономике (далее - План).
При доработке законопроекта считаем целесообразным предусмотреть финансовое обеспечение мероприятий Плана в полном объеме, включая увеличение бюджетных ассигнований на реализацию мероприятия по стимулированию программ развития жилищного строительства федерального проекта "Жилье" на 4,5 млрд. рублей.
Председатель Комитета |
Г.П. Хованская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.