Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по охране здоровья
на проект федерального закона N 1027743-7 "О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов"
внесен Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 30.09.2020 N 284/2 Комитет Государственной Думы по охране здоровья рассмотрел проект федерального закона N 1027743-7 "О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов" (далее - законопроект), внесенный Правительством Российской Федерации, документы и материалы, представленные одновременно с законопроектом.
Особенности формирования расходов бюджетной системы Российской Федерации на здравоохранение
Согласно Прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов развитие сферы здравоохранения в прогнозный период будет определяться в соответствии с национальной целью развития "Сохранение населения, здоровье и благополучие людей", определенной Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" и основными направлениями развития, определенными государственной программой Российской Федерации "Развитие здравоохранения", Стратегией развития здравоохранения в Российской Федерации на период до 2025 года, Стратегией лекарственного обеспечения населения Российской Федерации на период до 2025 года.
В Основных направлениях бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов отмечается, что глобальная пандемия коронавируса внесла коррективы в реализацию бюджетной политики в 2020 году. Тем не менее, содействие достижению национальных целей развития страны остается ключевой задачей экономической политики
В рамках реализации национальной цели предполагается осуществление мероприятий, содействующих повышению уровня рождаемости, снижения смертности и повышения качества и доступности медицинской помощи:
сохранение репродуктивного здоровья населения, повышение доступности и качества медицинской помощи в период беременности и родов, новорожденным детям;
формирование мотивации к здоровому образу жизни, включая дестимулирование "вредного" для здоровья потребления (включая табакокурение);
совершенствование оказания специализированной медицинской помощи лицам с болезнями системы кровообращения, злокачественными новообразованиями, а также детям;
повышение доступности и качества первичной медико-санитарной помощи: в том числе профилактика, диагностика и раннее выявление заболеваний;
улучшение медицинской инфраструктуры (в том числе в труднодоступных и малонаселенных пунктах);
оснащение больниц и поликлиник современным медицинским оборудованием, строительство и реконструкция детских больниц (корпусов);
цифровизация здравоохранения, включая развитие телемедицины, развитие системы электронных медицинских документов и электронной записи к врачу;
развитие высокотехнологичной медицинской помощи, системы ранней диагностики и дистанционного мониторинга состояния здоровья пациентов;
развитие устойчивой системы предупреждения, выявления и реагирования на угрозы санитарно-эпидемиологическому благополучию;
оказание медицинской и социальной помощи, а также создание благоприятных условий для граждан пожилого возраста;
реализация программы оказания медицинской помощи детям с тяжелыми жизнеугрожающими и хроническими заболеваниями: в том числе за счет средств от введения повышенного налогообложения доходов, превышающих 5 млн рублей.
Формирование структуры расходов федерального бюджета предполагает выделение в приоритетном порядке бюджетных ассигнований на реализацию национальных проектов, а также задач, поставленных Президентом Российской Федерации Федеральному Собранию.
Уточнен законодательно установленный объем бюджетных ассигнований на реализацию национальных проектов, включая приведение бюджетных ассигнований 2023 года в соответствие с паспортами национальных проектов.
В части оплаты труда предусматривается увеличение с 1 января ежегодно номинальной начисленной среднемесячной заработной платы работников организаций (в 2021 году на 5,9%, в 2022 году на 6,2%, в 2023 году на 6,6%) на оплату труда отдельных категорий работников федеральных государственных учреждений здравоохранения, определенных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", в целях сохранения соотношения средней заработной платы на достигнутом уровне.
Расходы федерального бюджета на финансовое обеспечение реализации национальных проектов
Ассигнования федерального бюджета на финансовое обеспечение реализации национального проекта "Здравоохранение" в 2020 - 2023 годах характеризуются следующими данными:
млн. рублей | ||||
Наименование национального проекта/ федерального проекта |
2020* год |
2021 год |
2022 год |
2023 год |
Национальный проект "Здравоохранение" |
306 748,4 |
243 204,4 |
251 076,9 |
212 132,4 |
Федеральный проект "Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи" |
15 225,6 |
7 315,1 |
5 454,6 |
4 857,3 |
Федеральный проект "Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями" |
23 648,4 |
19 455,6 |
25 085,8 |
18 298,7 |
Федеральный проект "Борьба с онкологическими заболеваниями" |
188 645,0 |
180 126,2 |
181 110,9 |
152 924,6 |
Федеральный проект "Развитие детского здравоохранения, включая создание современной инфраструктуры оказания медицинской помощи детям" |
20 157,4 |
9 558,9 |
14 559,3 |
15 946,6 |
Федеральный проект "Обеспечение медицинских организаций системы здравоохранения квалифицированными кадрами" |
2 197,8 |
3 288,9 |
1 190,7 |
1 208,1 |
Федеральный проект "Развитие сети национальных медицинских исследовательских центров, внедрение инновационных медицинских технологий" |
11 309,2 |
11 336,5 |
10 735,6 |
9 870,1 |
Федеральный проект "Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ)" |
45 535,0 |
12 096,2 |
12 913,0 |
9 000,0 |
Федеральный проект "Развитие экспорта медицинских услуг" |
30,0 |
27,0 |
27,0 |
27,0 |
------------------------------
* - показатели сводной бюджетной росписи по состоянию на 1 сентября 2020 года
------------------------------
Бюджетные ассигнования, запланированные на реализацию национального проекта "Здравоохранение", составят в 2021 году 243 204,4 млн рублей, в 2022 году - 251 076,9 млн рублей, в 2023 году - 212 132,4 млн рублей.
Предусмотренные в законопроекте объемы бюджетных ассигнований по сравнению с объемами, утвержденными Федеральным законом от 2 декабря 2019 года N 380-ФЗ "О федеральном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов" (далее - Закон N 380-ФЗ), в 2021 году уменьшены на 9 561,7 млн рублей, в 2022 году - на 11 508,1 млн рублей, в 2023 году по сравнению с объемами, предусмотренными паспортом проекта на 2023 год, уменьшены на 6 436,6 млн рублей.
Уменьшение ассигнований обусловлено оптимизацией расходов на переоснащение медицинским оборудованием в рамках федеральных проектов "Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями" и "Борьба с онкологическими заболеваниями".
Ассигнования федерального бюджета на финансовое обеспечение реализации национального проекта "Демография" и отдельных федеральных проектов в 2020 - 2023 годах характеризуются следующими данными:
млн. рублей | ||||
Наименование национального проекта/ федерального проекта |
2020* год |
2021 год |
2022 год |
2023 год |
Национальный проект "Демография" |
735 326,7 |
742 509,8 |
762 392,2 |
855 919,6 |
в том числе: |
|
|
|
|
Федеральный проект "Старшее поколение" |
11 322,4 |
11 095,5 |
15 131,7 |
17 502,3 |
Федеральный проект "Укрепление общественного здоровья" |
1 769,3 |
316,3 |
292,5 |
216,6 |
------------------------------
* - показатели сводной бюджетной росписи по состоянию на 1 сентября 2020 года
------------------------------
Бюджетные ассигнования, запланированные на реализацию национального проекта "Демография", составят в 2021 году - 742 509,8 млн рублей, в 2022 году - 762 392,2 млн рублей, в 2023 году - 855 919,6 млн рублей.
Предусмотренные в законопроекте объемы ассигнований по сравнению с объемами, утвержденными Законом N 380-ФЗ, в 2021 году уменьшены на 83 806,5 млн рублей, в 2022 году - на 78 296,2 млн рублей, в 2023 году по сравнению с объемами, предусмотренными паспортом проекта на 2023 год, увеличены на 391 785,0 млн рублей.
Изменение параметров финансового обеспечения федерального проекта "Укрепление общественного здоровья" обусловлено уменьшением бюджетных ассигнований на проведение информационно-коммуникационных кампаний по вопросам здорового образа жизни в связи с перераспределением средств на осуществление информационно-разъяснительного и экспертно-социологического сопровождения результатов и мероприятий национальных проектов в рамках национального проекта "Образование".
Государственная программа Российской Федерации "Развитие здравоохранения"
Государственная программа Российской Федерации "Развитие здравоохранения" утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. N 1640 (в ред. от 17.08.2020 N 1234) (далее - государственная программа "Развитие здравоохранения").
Государственная программа "Развитие здравоохранения" включена в перечень "пилотных" государственных программ, формируемых в соответствии с Правилами разработки, реализации и оценки эффективности отдельных государственных программ Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2017 г. N 1242.
В соответствии с проектом паспорта государственной программы "Развитие здравоохранения", представленным одновременно с законопроектом, срок ее реализации определен с 2018 по 2024 годы.
Ответственный исполнитель - Минздрав России.
Согласно проекту паспорта государственной программы "Развитие здравоохранения" цели и целевые показатели государственной программы по сравнению с действующей редакцией не изменились и имеют следующие значения:
Цель |
Единица измерения |
Значения целевых показателей |
|||
2020 год |
2021 год |
2022 год |
2023 год |
||
Снижение к 2024 году смертности населения трудоспособного возраста до 350 случаев на 100 тыс. населения |
|
419 |
401 |
383 |
365 |
Снижение к 2024 году смертности от болезней системы кровообращения до 450 случаев на 100 тыс. населения |
|
525 |
505 |
485 |
465 |
Снижение к 2024 году смертности от новообразований, в том числе от злокачественных, до 185 случаев на 100 тыс. населения |
|
197,0 |
193,5 |
189,5 |
187 |
Снижение к 2024 году младенческой смертности до 4,5 случая на 1 тыс. родившихся живыми |
случаев на 1 тыс. родившихся живыми |
5,2 |
5,0 |
4,8 |
4,6 |
Параметры общего объема финансового обеспечения государственной программы "Развитие здравоохранения", приведенные в проекте паспорта, как и в действующей программе, не дают корректного представления о суммарных расходах на ее реализацию из всех источников, поскольку превышают показатели расходов на здравоохранение в целом из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в Основных направлениях бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов.
Ассигнования федерального бюджета на реализацию государственной программы "Развитие здравоохранения", предусмотренные в законопроекте, составят в 2021 году 857 977,5 млн рублей, в 2022 году - 855 833,3 млн рублей, в 2023 году - 816 670,0 млн рублей.
Как и в действующей редакции, государственная программа "Развитие здравоохранения" включает 8 направлений (подпрограмм).
Расходы федерального бюджета в 2020 - 2023 годах на реализацию государственной программы "Развитие здравоохранения" по направлениям (подпрограммам) характеризуются следующими данными:
млн. рублей | ||||
Наименование |
2020 год* |
2021 год |
2022 год |
2020 год |
Государственная программа "Развитие здравоохранения" |
1 051 560,8 |
857 977,5 |
855 833,3 |
816 670,0 |
в том числе: |
|
|
|
|
Подпрограмма "Развитие и внедрение инновационных методов диагностики, профилактики и лечения, а также основ персонализированной медицины" |
29 833,1 |
30 097,8 |
29 490,3 |
29 171,3 |
Подпрограмма "Развитие медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения, в том числе детей" |
25 035,0 |
22 524,2 |
20 648,6 |
19 318,1 |
Подпрограмма "Развитие кадровых ресурсов в здравоохранении" |
121 964,3 |
10 935,1 |
8 848,0 |
8 913,9 |
Подпрограмма "Развитие международных отношений в сфере охраны здоровья" |
1 346,8 |
960,8 |
968,9 |
978,5 |
Подпрограмма "Экспертиза и контрольно-надзорные функции в сфере охраны здоровья" |
72 608,0 |
49 846,9 |
51 099,2 |
53 046,0 |
Подпрограмма "Медико-санитарное обеспечение отдельных категорий граждан" |
46 849,4 |
39 838,6 |
39 133,1 |
40 803,5 |
Подпрограмма "Информационные технологии и управление развитием отрасли" |
47 901,4 |
14 234,0 |
15 005,4 |
11 132,5 |
Подпрограмма "Совершенствование оказания медицинский помощи, включая профилактику заболеваний и формирование здорового образа жизни" |
706 022,7 |
689 540,2 |
690 639,9 |
653 306,2 |
------------------------------
* Показатели сводной бюджетной росписи федерального бюджета на 01.09.2020
------------------------------
Предусмотренные в законопроекте объемы бюджетных ассигнований по сравнению с объемами, утвержденными Законом N 380-ФЗ, в 2021 году увеличены на 70 336,6 млн рублей, в 2022 году - на 67 738,1 млн рублей, в 2023 году по сравнению с объемами, предусмотренными законопроектом на 2022 год, уменьшены на 39 163,3 млн рублей.
Наиболее значительное влияние на динамику параметров ресурсного обеспечения государственной программы оказали следующие факторы:
- увеличение ассигнований в 2021 году на 1 274,0 млн рублей, в 2022 году на 1 012,0 млн рублей, в 2023 году на 789,6 млн рублей на укрепление материально-технической базы федеральных государственных учреждений здравоохранения ФМБА России, включая расходы на приобретение ФМБА России воздушного судна с медицинским модулем для проведения санитарно-авиационной эвакуации (лизинговая аренда) в рамках подпрограммы "Медико-санитарное обеспечение отдельных категорий граждан";
- увеличение ассигнований в 2021 году на 190,0 млн рублей на строительство психиатрических больниц (стационаров) специализированного типа с интенсивным наблюдением Минздрава России по ведомственной целевой программе "Совершенствование системы оказания медицинской помощи наркологическим больным и больным с психическими расстройствами и расстройствами поведения";
- увеличение ассигнований в 2021 году на 906,5 млн рублей, в 2022 году на 1 611,5 млн рублей, в 2023 году на 100,0 млн рублей на реконструкцию объектов капитального строительства здравоохранения Минобрнауки России по ведомственной целевой программе "Высокотехнологичная медицинская помощь и медицинская помощь, оказываемая в рамках клинической апробации методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации";
- увеличение ассигнований в 2021 году на 592,0 млн рублей на оснащение современным медицинским оборудованием поликлиники МГУ имени М.В. Ломоносова; увеличение бюджетных ассигнований в 2021 году на 456,0 млн рублей на реконструкцию объектов здравоохранения в субъектах Российской Федерации по ведомственной целевой программе "Укрепление материально-технической базы учреждений";
- увеличение ассигнований в 2021 - 2023 годах на 1 030,8 млн рублей ежегодно на предоставление субвенции на оказание отдельным категориям граждан социальной услуги по обеспечению лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов по ведомственной целевой программе "Обеспечение отдельных категорий граждан лекарственными препаратами в амбулаторных условиях";
- увеличение ассигнований в 2021 году на 22 742,4 млн рублей, в 2022 году на 24 290,1 млн рублей, в 2023 году на 2 656,9 млн рублей на предоставление межбюджетного трансферта на компенсацию выпадающих доходов бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов; увеличение ассигнований в 2021 году на 1 500,0 млн рублей на оказание высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования, ФГБУ "Национальный медицинский исследовательский центр онкологии им. Н.Н. Блохина" Минздрава России по ведомственной целевой программе "Организация обязательного медицинского страхования в Российской Федерации";
- увеличение бюджетных ассигнований в 2021 году на 746,6 млн рублей, в 2022 году на 793,5 млн рублей, в 2023 году на 303,3 млн рублей на строительство онкологических диспансеров в субъектах Российской Федерации по федеральному проекту "Борьба с онкологическими заболеваниями".
Расходы федерального бюджета на научные исследования и разработки гражданского назначения в рамках государственной программы "Развитие здравоохранения" в 2021 - 2023 годах характеризуются следующими данными:
млн. рублей | |||
Наименование |
2021 год |
2022 год |
2023 год |
Государственная программа "Развитие здравоохранения" - всего |
41 736,4 |
38 149,5 |
33 413,7 |
Министерство здравоохранения Российской Федерации |
28 711,2 |
25 556,4 |
20 364,9 |
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации |
4 281,5 |
4 087,3 |
4 193,9 |
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека |
3 880,4 |
4 031,3 |
4 212,3 |
Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации |
106,4 |
114,8 |
121,8 |
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова" |
373,5 |
197,2 |
202,4 |
Федеральное медико-биологическое агентство |
4 383,3 |
4 162,5 |
4 318,4 |
Расходы на реализацию федеральной адресной инвестиционной программы на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов характеризуются следующими данными:
млн. рублей | |||
Наименование |
2021 год |
2022 год |
2023 год |
Государственная программа "Развитие здравоохранения" |
61 543,8 |
49 939,1 |
33 434,7 |
в том числе: |
|
|
|
Национальный проект "Здравоохранение" |
20 455,4 |
26 982,7 |
23 548,9 |
по главным распорядителям средств федерального бюджета |
|
|
|
Министерство здравоохранения Российской Федерации |
47 788,2 |
43 339,5 |
30 298,7 |
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека |
722,2 |
954,6 |
595,0 |
Федеральное медико-биологическое агентство |
2 948,0 |
2 937,2 |
85,5 |
Предусматривается в том числе строительство и реконструкция ряда значимых объектов: реконструкция и строительство комплекса зданий Национального медицинского исследовательского центра онкологии имени Н.Н. Петрова; Якутский республиканский онкологический диспансер"; Воронежский областной клинический онкологический диспансер; Областной клинический онкологический диспансер, г. Рязань; Архангельская областная детская клиническая больница им. П.Г. Выжлецова; Воронежская областная детская клиническая больница N 1; Московская областная детская больница, г. Красногорск; Областная детская клиническая больница, г. Оренбург; Областная детская больница, г. Южно-Сахалинск; Областной клинический онкологический диспансер, г. Саратов; строительство и реконструкция лечебно-реабилитационного корпуса Федерального центра сердечно-сосудистой хирургии в г. Астрахани; реконструкция здания Института экспериментальной кардиологии Национального медицинского исследовательского центра кардиологии, г. Москва; расширение и реконструкция Национального медицинского исследовательского центра детской гематологии, онкологии и иммунологии имени Дмитрия Рогачева, г. Москва; строительство научно-клинического нейрохирургического комплекса Северо-Западного федерального медицинского исследовательского центра имени В.А. Алмазова, г. Санкт-Петербург; реконструкция и приспособление для современного использования корпусов и строительство Центра высоких медицинских технологий Национального медицинского исследовательского центра хирургии имени А.В. Вишневского, г. Москва; научно-исследовательский институт - Краевая клиническая больница N 1 имени профессора С.В. Очаповского, г. Краснодар; детская областная клиническая больница, г. Тверь; Тульский областной перинатальный центр, г. Тула; строительство Республиканского центра детской онкологии и гематологии ГБУЗ "Республиканская детская клиническая больница" Минздрава Республики Башкортостан; Федерального детского многопрофильного реабилитационного центра на 300 коек, Новосибирская область и других.
В рамках государственной программы "Развитие здравоохранения" предусматриваются следующие межбюджетные трансферты из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации:
млн. рублей | |||
Наименование |
2021 год |
2022 год |
2023 год |
Субсидии: |
|
|
|
Субсидии на единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам (врачам, фельдшерам), прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тысяч человек |
5 966,5 |
5 966,8 |
5 938,5 |
Реализация региональных проектов "Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ)" |
10 092,7 |
6 875,9 |
4 822,0 |
Субсидии на софинансирование расходов, возникающих при оказании гражданам Российской Федерации высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования |
6 245,9 |
6 245,9 |
6 245,9 |
Субсидии на реализацию мероприятий по предупреждению и борьбе с социально значимыми инфекционными заболеваниями |
2 314,9 |
2 316,2 |
2 316,2 |
Субсидии в целях развития паллиативной медицинской помощи |
3 667,0 |
3 671,1 |
3 671,1 |
Обеспечение закупки авиационных работ в целях оказания медицинской помощи |
5 209,0 |
5 373,6 |
4 857,3 |
Обеспечение профилактики развития сердечно-сосудистых заболеваний и сердечно-сосудистых осложнений у пациентов высокого риска, находящихся на диспансерном наблюдении |
10 150,0 |
10 150,0 |
10 150,0 |
Новое строительство и реконструкция |
9 879,6 |
10 279,3 |
5 708,5 |
Новое строительство или реконструкция детских больниц (корпусов) |
9 558,9 |
14 559,3 |
15 946,5 |
Реализация региональных программ по формированию приверженности здоровому образу жизни с привлечением социально ориентированных некоммерческих организаций и волонтерских движений |
76,5 |
76,5 |
76,5 |
Субвенции: |
|
|
|
Субвенции на оказание отдельным категориям граждан социальной услуги по обеспечению лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов |
38 788,1 |
38 788,1 |
38 788,1 |
Иные межбюджетные трансферты: |
|
|
|
Переоснащение медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь больным с онкологическими заболеваниями |
16 413,7 |
19 637,9 |
5 106,3 |
Оснащение медицинских организаций передвижными медицинскими комплексами для оказания медицинской помощи жителям населенных пунктов с численностью населения до 100 человек |
1 980,0 |
|
|
Оснащение оборудованием региональных сосудистых центров и первичных сосудистых отделений |
9 224,6 |
14 854,8 |
8 067,7 |
Иные межбюджетные трансферты на реализацию отдельных полномочий в области лекарственного обеспечения |
13 645,6 |
13 645,6 |
13 645,6 |
Иные межбюджетные трансферты на реализацию отдельных полномочий в области лекарственного обеспечения населения закрытых административно-территориальных образований, обслуживаемых федеральными государственными бюджетными учреждениями здравоохранения, находящимися в ведении Федерального медико-биологического агентства |
90,9 |
90,9 |
90,9 |
Иные межбюджетные трансферты на финансовое обеспечение расходов на организационные мероприятия, связанные с обеспечением лиц лекарственными препаратами, предназначенными для лечения больных гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, рассеянным склерозом, гемолитико-уремическим синдромом, юношеским артритом с системным началом, мукополисахаридозом I, II и VI типов, апластической анемией неуточненной, наследственным дефицитом факторов II (фибриногена), VII (лабильного), X (Стюарта-Прауэра), а также после трансплантации органов и (или) тканей |
400,95 |
400,95 |
400,95 |
Проведение вакцинации против пневмококковой инфекции граждан старше трудоспособного возраста из групп риска, проживающих в организациях социального обслуживания |
24,0 |
24,0 |
24,0 |
Иные межбюджетные трансферты на компенсацию расходов, связанных с оказанием медицинскими организациями, подведомственными органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, гражданам Украины и лицам без гражданства медицинской помощи, а также затрат по проведению указанным лицам профилактических прививок, включенных в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям |
343,4 |
343,4 |
343,4 |
Иные межбюджетные трансферты на осуществление медицинской деятельности, связанной с донорством органов человека в целях трансплантации (пересадки) |
130,9 |
130,9 |
130,9 |
Иные межбюджетные трансферты в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с закупкой медицинских изделий по заготовке, хранению и обеспечению безопасности донорской крови и ее компонентов, компьютерного и сетевого оборудования с лицензионным программным обеспечением для реализации мероприятий по развитию службы крови |
309,0 |
309,0 |
309,0 |
Иные межбюджетные трансферты на финансовое обеспечение уплаты страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения за граждан Российской Федерации, постоянно проживающих на территориях Республики Абхазия и Республики Южная Осетия |
380,5 |
395,7 |
411,6 |
Иные межбюджетные трансферты в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с закупкой медицинских изделий по заготовке, хранению и обеспечению безопасности донорской крови и ее компонентов, компьютерного и сетевого оборудования с лицензионным программным обеспечением для реализации мероприятий по развитию службы крови |
203,6 |
203,6 |
203,6 |
Ассигнования федерального бюджета по разделу "Здравоохранение"
Бюджетные ассигнования по разделу "Здравоохранение" в 2021 году составят 1 129 447,6 млн рублей, в 2022 году - 1 134 849,3 млн рублей и в 2023 году - 1 100 928,3 млн рублей.
Удельный вес расходов по разделу "Здравоохранение" в общем объеме расходов федерального бюджета в 2021 и 2023 годах по сравнению с 2020 годом (5,3%) уменьшится и составит 5,2% и 4,9%, в 2022 году не изменится и составит 5,3%.
Бюджетные ассигнования федерального бюджета по разделу "Здравоохранение" и его подразделам в 2020 - 2023 годах характеризуются следующими данными:
млн. руб. | ||||
Наименование раздела/подраздела |
2020* год |
2021 год |
2022 год |
2023 год |
Здравоохранение в том числе подразделы: |
1 264 668,9 |
1 129 447,6 |
1 134 849,3 |
1 100 928,3 |
Стационарная медицинская помощь |
264 438,3 |
188 583,4 |
197 158,9 |
173 766,5 |
Амбулаторная помощь |
220 099,3 |
357 642,6 |
363 383,1 |
367 613,8 |
Медицинская помощь в дневных стационарах всех типов |
739,3 |
906,3 |
969,4 |
1 017,5 |
Скорая медицинская помощь |
6 695,4 |
6 060,5 |
6 248,9 |
5 735,8 |
Санаторно-оздоровительная помощь |
48 891,7 |
47 357,3 |
45 014,4 |
46 527,6 |
Заготовка, переработка, хранение и обеспечение безопасности донорской крови и ее компонентов |
6 405,5 |
5 812,2 |
5 865,0 |
5 900,6 |
Санитарно-эпидемиологическое благополучие |
47 698,3 |
34 994,2 |
36 102,6 |
37 591,4 |
Прикладные научные исследования в области здравоохранения |
55 612,3 |
48 906,3 |
44 919,0 |
40 148,0 |
Другие вопросы в области здравоохранения |
614 088,7 |
439 184,9 |
435 188,1 |
422 627,1 |
------------------------------
*- показатели сводной бюджетной росписи по состоянию на 1 сентября 2020 года
------------------------------
Предусмотренные в законопроекте объемы ассигнований по сравнению с объемами, утвержденными Законом N 380-ФЗ, в 2021 году увеличены на 60 492,7 млн рублей, в 2022 году увеличены на 56 302,6 млн рублей, в 2023 году по сравнению с объемами, предусмотренными законопроектом на 2022 год, уменьшены на 33 921,0 млн рублей.
Причины, влияющие на динамику расходов по разделу "Здравоохранение" аналогичны тем, что указаны для расходов по государственной программе "Развитие здравоохранения".
Бюджетные ассигнования, зарезервированные при формировании законопроекта, по разделу "Здравоохранение" составят в 2021 году - 150 000,0 млн рублей, в 2022 году - 154 096,4 млн рублей, в 2023 году - 158 559,8 млн рублей и будут направлены на:
лечение детей с тяжелыми, редкими заболеваниями, на закупку дорогостоящих лекарств, техники и средств реабилитации и на проведение высокотехнологичных операций в 2021 году в объеме 60 000,0 млн рублей, в 2022 году - 64 096,4 млн рублей, в 2023 году - 68 559,8 млн рублей в соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 8 июля 2020 года N Пр-1081 (пункт 1, подпункт "ж");
реализацию мероприятий по модернизации первичного звена здравоохранения в 2021 - 2023 годах в объеме 90 000,0 млн рублей ежегодно.
Расходы бюджетной системы Российской Федерации на здравоохранение
Основными источниками финансирования сферы здравоохранения в среднесрочном периоде будут являться средства Федерального фонда обязательного медицинского страхования, федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Согласно Основным направлениям бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов динамика расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на здравоохранение характеризуется следующими данными:
млрд рублей | |||||
Показатель |
2019 год факт |
2020 год* (оценка) |
2021 год проект |
2022 год проект |
2023 год проект |
Здравоохранение |
3 805 |
4 394 |
4 428 |
4 591 |
4 748 |
% к ВВП |
3,5 |
4,1 |
3,8 |
3,7 |
3,6 |
------------------------------
* оценка с учетом сводной бюджетной росписи федерального бюджета на 1 сентября 2020 г.
------------------------------
Объем расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на здравоохранение в абсолютном выражении растет и составит в 2021 году 4 428 млрд рублей (прирост 34 млрд рублей, или 0,8% к уровню предыдущего года). В 2022 году расходы составят 4 591 млрд. рублей (прирост к 2021 году - 163 млрд рублей, или 3,7%). В 2023 году расходы составят 4 748 млрд рублей (прирост к 2022 году - 157 млрд рублей, или 3,4%). Вместе с тем прогнозируется снижение доли государственных расходов на здравоохранение из всех источников с 4,1% к ВВП в 2020 году до 3,6% к ВВП в 2023 году.
Государственная программа Российской Федерации "Развитие фармацевтической и медицинской промышленности"
Государственная программа Российской Федерации "Развитие фармацевтической и медицинской промышленности" утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 305 (в редакции от 31.03.2020 N 396).
В соответствии с проектом паспорта Государственной программы "Развитие фармацевтической и медицинской промышленности", представленного одновременно с законопроектом, срок реализации программы определен с 2013 по 2024 годы.
Ответственный исполнитель - Минпромторг России, соисполнители не предусмотрены, участников - 9.
Цели и задачи государственной программы "Развитие фармацевтической и медицинской промышленности" не меняются.
Цель - создание инновационной российской фармацевтической и медицинской промышленности мирового уровня.
Достижение указанной цели обеспечивается решением следующих задач:
формирование научного, технологического и производственного потенциала фармацевтической промышленности;
формирование научного, технологического и производственного потенциала медицинской промышленности;
формирование кадрового потенциала и информационной инфраструктуры фармацевтической и медицинской промышленности.
Комитет обращает внимание, что имеют место корректировки в сторону снижения ожидаемых результатов реализации государственной программы, за исключением ожидаемого результата "увеличение к 2024 году экспорта лекарственных средств и медицинских изделий не менее чем до 156 млрд рублей" (по проекту паспорта - не менее чем до 180 млрд рублей).
Сопоставление ожидаемых результатов реализации государственной программы в действующей редакции и проекте паспорта представлено ниже:
в редакции постановления Правительства РФ от 31.03.2020 N 396 |
по проекту паспорта, представленного с законопроектом |
создание и модернизация 24 тыс. высокопроизводительных рабочих мест до 2024 года; увеличение к 2024 году в 7 раз доли высокотехнологичной и наукоемкой продукции в общем объеме производства фармацевтической и медицинской отрасли по отношению к 2011 году; увеличение к 2024 году до 53 процентов доли лекарственных средств отечественного производства в общем объеме потребления (в денежном выражении); увеличение к 2024 году до 43 процентов доли медицинских изделий отечественного производства в общем объеме потребления (в денежном выражении); увеличение к 2024 году экспорта лекарственных средств и медицинских изделий не менее чем до 156 млрд рублей; увеличение к 2024 году до 56 процентов доли организаций, осуществляющих технологические инновации в фармацевтической и медицинской отрасли, в общем количестве производителей; увеличение доли лекарственных средств отечественного производства по номенклатуре перечня стратегически значимых лекарственных средств, производство которых должно быть обеспечено на территории Российской Федерации, и перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов до 93 процентов к 2024 году; увеличение индекса производительности труда к предыдущему году |
создание и модернизация 23 тыс. высокопроизводительных рабочих мест до 2024 года; увеличение к 2024 году доли высокотехнологичной и наукоемкой продукции в общем объеме производства фармацевтической и медицинской отрасли по отношению к 2011 году; увеличение к 2024 году до 35,6 процентов доли лекарственных средств отечественного производства в общем объеме потребления (в денежном выражении); увеличение к 2024 году до 30 процентов доли медицинских изделий отечественного производства в общем объеме потребления (в денежном выражении); увеличение к 2024 году экспорта лекарственных средств и медицинских изделий не менее чем до 180 млрд рублей; увеличение к 2024 году до 56 процентов доли организаций, осуществляющих технологические инновации в фармацевтической и медицинской отрасли, в общем количестве производителей; увеличение доли стратегически значимых лекарственных средств, производство которых осуществляется по полному производственному циклу на территории Российской Федерации, до 89 процентов к 2024 году; увеличение индекса производительности труда к предыдущему году; выполнение прикладных научных исследований и экспериментальных разработок, выполняемых по государственным контрактам и договорам на проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ по разработке лекарственных средств. |
В соответствии с проектом паспорта, как и в действующей редакции, государственная программа "Развитие фармацевтической и медицинской промышленности" включает 3 подпрограммы:
Подпрограмма 1. "Развитие производства лекарственных средств".
Подпрограмма 2. "Развитие производства медицинских изделий".
Подпрограмма 3. "Комплексное развитие фармацевтической и медицинской промышленности".
Расходы федерального бюджета в 2020 - 2023 годах на реализацию государственной программы "Развитие фармацевтической и медицинской промышленности" и ее подпрограмм характеризуются следующими данными:
млн. рублей | ||||
Наименование |
2020 год* |
2021 год |
2022 год |
2023 год |
Государственная программа "Развитие фармацевтической и медицинской промышленности" |
14 703,5 |
9 977,1 |
9 981,5 |
9 862,5 |
в том числе: |
|
|
|
|
Подпрограмма "Развитие производства лекарственных средств" |
6 127,2 |
4 214,4 |
7 057,6 |
7 804,4 |
Подпрограмма "Развитие производства медицинских изделий" |
4 744,3 |
1 437,7 |
1 163,9 |
1 798,1 |
Подпрограмма "Комплексное развитие фармацевтической и медицинской промышленности" |
3 832,0 |
4 325,0 |
1 760,0 |
260,0 |
------------------------------
* - показатели сводной бюджетной росписи по состоянию на 1 сентября 2020 г.
------------------------------
Бюджетные ассигнования, предусмотренные на реализацию государственной программы "Развитие фармацевтической и медицинской промышленности", в 2021 году составят 9 977,1 млн рублей, в 2022 году - 9 981,5 млн рублей, в 2023 году - 9 862,5 млн рублей.
Предусмотренные в законопроекте объемы ассигнований по сравнению с объемами, утвержденными Законом N 380-ФЗ, в 2021 году уменьшены на 1 103,5 млн рублей, в 2022 году - на 1 105,6 млн рублей, в 2023 году по сравнению с объемами, предусмотренными законопроектом на 2022 год, уменьшены на 119,0 млн рублей.
Изменение параметров финансового обеспечения подпрограммы "Развитие производства лекарственных средств" обусловлено:
по основному мероприятию "Реализация иных проектов в области фармацевтической промышленности":
увеличением бюджетных ассигнований в 2021 году на 9,9 млн рублей, в 2022 году на 2 919,4 млн рублей и уменьшением в 2023 году на 626,3 млн рублей в связи с уточнением объемов финансирования объектов капитального строительства ФГУП "Московский эндокринный завод" в соответствии с доработанной проектно-сметной документацией;
уменьшением бюджетных ассигнований в 2021 году на 1 548,7 млн рублей и увеличением в 2023 году на 1 376,4 млн рублей, в том числе в связи с уточнением потребности в субсидии на основании анализа планируемых к подаче заявок и объемов финансирования мероприятия "Субсидии российским организациям на финансовое обеспечение части затрат на реализацию проектов по разработке современных технологий, организации производства и реализации на их основе конкурентоспособных лекарственных препаратов";
уменьшением бюджетных ассигнований в 2021 году на 915,3 млн рублей на предоставление имущественного взноса Российской Федерации в Государственную корпорацию по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции "Ростех" на реализацию проекта по организации производства иммунобиологических препаратов;
уменьшением бюджетных ассигнований в 2021 году на 150 млн рублей на финансирование расходов на обеспечение функций государственных органов, в том числе территориальных органов.
Изменение параметров финансового обеспечения подпрограммы "Развитие производства медицинских изделий" обусловлено:
по основному мероприятию "Реализация иных проектов в области медицинской промышленности" - уменьшением бюджетных ассигнований в 2021 году на 1 225,0 млн рублей, в 2022 году на 1 540,3 млн рублей и увеличением в 2023 году на 634,3 млн рублей, в том числе в связи с уточнением потребности в субсидии на основании анализа планируемых к подаче заявок и объемов финансирования мероприятия "Субсидии российским организациям на финансовое обеспечение части затрат на реализацию проектов по разработке современных технологий, организации производства и реализации на их основе конкурентоспособных медицинских изделий".
Изменение параметров финансового обеспечения подпрограммы "Комплексное развитие фармацевтической и медицинской промышленности" обусловлено:
по основному мероприятию "Развитие кадрового потенциала и информационной инфраструктуры фармацевтической и медицинской промышленности" - увеличением бюджетных ассигнований в 2022 году на 75,0 млн рублей на реализацию мероприятий по демонстрации результатов реализации Государственной программы;
по основному мероприятию "Развитие инвестиционной инфраструктуры исследований и разработок в области фармацевтической и медицинской промышленности":
увеличением бюджетных ассигнований в 2021 году на 2 600,0 млн рублей в целях предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетным учреждениям на финансовое обеспечение части затрат на реализацию проектов по разработке лекарственных препаратов и медицинских изделий;
уменьшением бюджетных ассигнований в 2023 году на 1 500,0 млн рублей по мероприятию "Взнос в уставный капитал акционерного общества "Российская венчурная компания", г. Москва, для создания, организации деятельности и финансирования венчурного фонда, образованного в форме инвестиционного товарищества, в целях финансового обеспечения инновационных проектов в области фармацевтической и медицинской промышленности" в связи с уточнением потребности по предоставлению взноса (перераспределение на реализацию объектов капитального строительства ФГУП "Московский эндокринный завод").
Выводы.
1. Комитет Государственной Думы по охране здоровья отмечает существенное увеличение совокупных расходов на развитие отрасли здравоохранение в 2020 году - до 4 394 млрд рублей, или 4,1% к ВВП. В 2021 - 2023 годах расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на здравоохранение продолжат поступательно расти в абсолютном выражении. При этом доля государственных расходов на здравоохранение из всех источников снизится с 4,1% к ВВП в 2020 году до 3,6% к ВВП в 2023 году.
2. В законопроекте и материалах, представленных одновременно с ним, пока не нашли отражения вопросы:
- поэтапного внедрения отраслевой системы оплаты труда медицинских работников, начиная с 2021 года, во исполнение перечня поручений Президента Российской Федерации от 8 октября 2019 г. N Пр-2064 по итогам совещания о модернизации первичного звена здравоохранения 2 октября 2019 г.;
- модернизации инфекционной службы в соответствии с Общенациональным планом действий, обеспечивающих восстановление занятости и доходов населения, рост экономики и долгосрочные структурные изменения в экономике.
3. Анализ исполнения государственной программы "Развитие здравоохранения" за 2019 год показал, что при сохранении имеющейся динамики целевых показателей снижения смертности населения в трудоспособном возрасте, снижения смертности от болезней системы кровообращения и снижения смертности от новообразований, в том числе от злокачественных, без разработки дополнительных мер достижение их плановых значений к 2024 году маловероятно.
По мнению Комитета, целесообразно провести анализ эффективности использования бюджетных ассигнований, предусмотренных на реализацию государственной программы "Развитие здравоохранения", и разработать предложения по корректировке ее целей (показателей) и мероприятий.
4. По государственной программе "Развитие фармацевтической и медицинской промышленности" Комитет, как и ранее, предлагает уточнить формулировку цели государственной программы, поскольку понятие "инновационная фармацевтическая и медицинская промышленность мирового уровня" юридически не определено; включить в состав государственной программы подпрограмму по развитию биомедицинских клеточных продуктов.
С учетом изложенного Комитет Государственной Думы по охране здоровья поддерживает принятие в первом чтении проекта федерального закона N 1027743-7 "О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов".
Заключение утверждено на заседании Комитета 14 октября 2020 года (протокол N 144/2).
Председатель Комитета |
Д.А. Морозов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.