Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по образованию и науке от 12 ноября 2020 г. Протокол N 113-2
(седьмого созыва)
на проект федерального закона N 957354-7 "О внесении изменения в статью 16 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" в части определения полномочий по установлению порядка применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ" внесен членами Совета Федерации И.М.-С.Умахановым, Л.С. Гумеровой, Д.Ю. Василенко, Г.Б. Карасиным
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по образованию и науке рассмотрел проект федерального закона N 957354-7 "О внесении изменения в статью 16 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" в части определения полномочий по установлению порядка применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ" (далее - законопроект) и сообщает следующее.
Законопроект направлен на разграничение полномочий Министерства просвещения Российской Федерации и Министерства науки и высшего образования Российской Федерации в части установления порядка применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации различных образовательных программ.
Исходя из этого законопроектом предлагается внести в часть 2 статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон об образовании) изменения, согласно которым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования - Министерством просвещения Российской Федерации, устанавливается порядок применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ, образовательных программ среднего профессионального образования и соответствующих дополнительных профессиональных программ, основных образовательных программ профессионального обучения. Порядок применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ высшего образования и соответствующих дополнительных профессиональных программ устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования - Министерством науки и высшего образования Российской Федерации.
Комитет отмечает, что действующее в настоящее время разграничение полномочий по установлению порядка применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ (устанавливается Министерством науки и высшего образования РФ по согласованию с Министерством просвещения Российской Федерации), было установлено Федеральным законом от 26 июля 2019 года N 232-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с изменением структуры федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих полномочия в сфере образования и науки".
При этом Комитет обращает внимание на то, что:
действующий в настоящее время порядок установлен приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 года N 816 "Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ";
установленные в указанном порядке нормы, регулирующие применение организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ, в значительной степени повторяют нормы Закона об образовании и не устанавливают актуальных для настоящего времени особенностей применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ, особенно для случая, предусмотренного нормами части 3 статьи 16 о реализации образовательных программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.
Вместе с этим Комитет также отмечает, что все федеральные государственные образовательные стандарты общего образования, среднего профессионального образования, высшего образования в разделах, посвященных требованиям к условиям реализации соответствующих образовательных программ содержат значительный объем требований по наличию и характеристикам электронной информационно-образовательной среды образовательной организации, условиям предоставления доступа к информационно-телекоммуникационной среде "Интернет", фиксации хода образовательного процесса, результатов промежуточной аттестации, обеспечению взаимодействия между участниками образовательного процесса, в том числе синхронного и (или) асинхронного взаимодействия посредством сети "Интернет" и т.д.
Таким образом, действующие в настоящее время федеральные государственные образовательные стандарты в значительной степени уже урегулировали порядок применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, установленных в части 1 и части 2 статьи 16 Закона об образовании.
Вместе с этим, Комитет считает необходимым отметить, что во всех перечисленных нормативных правовых актах практически полностью отсутствуют нормы, регулирующие порядок реализации образовательных программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, что является особенно востребованным при организации работы образовательных организаций в условиях коронавирусной эпидемии. При этом Комитет обращает внимание на то, что применение электронного обучения, дистанционных образовательных технологий предусматривалось федеральными государственными образовательными стандартами при обычной организации образовательного процесса непосредственно в самой образовательной организации.
Комитет полагает, что одной из ключевых составляющих порядка применение электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ является регламентация характеристик электронной информационно-образовательной среды образовательной организации. В этой связи Комитет обращает внимание на то, что организации высшего образования, реализующие программы высшего образования с использованием собственной электронной информационно-образовательной среды, будут использовать указанную среду и в случае реализации ими в соответствии с нормами части 4 статьи 23 Закона об образовании основных общеобразовательных программ, образовательных программ среднего профессионального образования, программ профессионального обучения, дополнительных общеобразовательных программ, дополнительных профессиональных программ, в отношении которых порядок применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий будет устанавливаться согласно законопроекту Министерством просвещения Российской Федерации. В силу указанного обстоятельства по мнению Комитета в рамках предложенной концепции законопроекта при его подготовке по второму чтению целесообразно рассмотреть вопрос о согласовании Министерством науки и высшего образования Российской Федерации порядка применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ, образовательных программ среднего профессионального образования и соответствующих дополнительных профессиональных программ, основных образовательных программ профессионального обучения, устанавливаемого Министерством просвещения Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации в своем официальном отзыве поддерживает представленный проект федерального закона.
Комитет Совета Федерации по науке, образованию и культуре поддержал концепцию рассматриваемого проекта федерального закона без замечаний.
Правовое управление Государственной Думы не имеет правовых возражений концептуального характера.
На представленный законопроект поступило 82 положительных отзыва, в том числе 35 - от законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и 47 - от высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и 4 отрицательных отзыва, в том числе 3 - от законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и 1 - от высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Комитет обращает внимание на то, что принятие законопроекта потребует внесение изменения в Положение о Министерстве просвещения Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2018 года N 884, в Положение о Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2018 года N 682; признания утратившим силу приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 год N 816 "Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ", принятия приказа Министерства науки и высшего образования Российской Федерации "Об утверждении Порядка применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ высшего образования и соответствующих дополнительных профессиональных программ" и приказа Министерства просвещения Российской Федерации "Об утверждении Порядка применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации основных и дополнительных общеобразовательных программ, образовательных программ среднего профессионального образования и соответствующих дополнительных профессиональных программ, основных профессиональных программ обучения", а также внесения изменений в действующие федеральные государственные образовательные стандарты.
Учитывая значимость норм, устанавливаемых в перечисленных подзаконных нормативных актах для обеспечения правоприменения законопроекта в случае его принятия, Комитет полагает необходимым при подготовке законопроекта к рассмотрению во втором чтении иметь возможность ознакомиться с проектами указанных нормативных актов.
Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по образованию и науке рекомендует Государственной Думе принять законопроект N 957354-7 "О внесении изменения в статью 16 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" в части определения полномочий по установлению порядка применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ" в первом чтении.
Председатель Комитета |
В.А. Никонов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.