Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1077516-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования кредитно-денежной политики и регулирования банковского сектора Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
В проекте федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования кредитно-денежной политики и регулирования банковского сектора Российской Федерации" предлагается внести изменения в ряд федеральных законов с целью повышения устойчивости финансовой системы и доступности инвестиционных ресурсов для обеспечения роста национальной экономики.
I. В целях стимулирования национального развития Дальнего Востока и Сибири, предлагается ввести нормы, обязывающие банки с государственным участием (ВТБ, Сбербанк России, Россельхозбанк и др.) выдавать льготные кредиты тем компаниям, которые намерены развивать любые виды реального производства на этих территориях.
С учетом этой задачи предлагается Федеральный закон от 02 декабря 1990 года N 395-1 "О банках и банковской деятельности" дополнить статьей 13.2 следующего содержания:
"Кредитные организации, доля участия Банка России в которых составляет 25 и более процентов, обязаны разработать порядок выдачи кредитов (займов) со скидками для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющие деятельность, перечень видов которых установлен Правительством Российской Федерации.".
В связи с необходимостью финансовой поддержкой малого и среднего бизнеса в законопроекте предлагается рекомендовать Банку России смягчить нормы резервирования при кредитовании банками малого и среднего бизнеса.
Для этого предлагается статью 25 дополнить частью третьей следующего содержания:
"Кредитная организация имеет право на смягчение обязательных резервных требований при кредитовании субъектов малого предпринимательства в порядке, установленном Банком России.".
Также в этих целях в статью 29 предлагается дополнить частью шестой следующего содержания:
"Кредитная организация имеет право на субсидирование части процентных ставок по кредитам, выданным субъектам малого и среднего предпринимательства приоритетных отраслей на инвестиционные цели в порядке установленном Правительством Российской Федерации и Банком России.".
В целях поддержки стабильной работы кредитных организаций предлагается поэтапно внедрить безотзывные вклады, когда клиент имеет право расторгнуть договор не по первому требованию, а с предварительным уведомлением, обычно за три месяца до отзыва вклада. С учетом этого предлагается часть первую статьи 36 изложить в следующей редакции:
"Вклад - денежные средства в валюте Российской Федерации или иностранной валюте, размещаемые физическими лицами в целях хранения и получения дохода. Доход по вкладу выплачивается в денежной форме в виде процентов. Вклад возвращается вкладчику по его первому требованию в порядке, предусмотренном для вклада данного вида федеральным законом и соответствующим договором, за исключением случаев заключения договора на открытие безотзывного вклада, по которому вклад возвращается вкладчику только после предварительного уведомления банка за три месяца.".
В целях обеспечения "дедолларизации" экономики страны предлагается распространить системы страхования только на рублевые вклады в российских банках. Предлагается статью 38 дополнить частью четвертой следующего содержания:
"Система обязательного страхования вкладов физических лиц в банках распространяется только на вклады в валюте Российской Федерации.".
II. Обращение иностранной валюты на территории страны размывает национальный суверенитет, ослабляет устойчивость рубля, и в конечном счете, нарушает Конституцию страны. Для реализации задачи по стабилизации финансовой системы страны, поставленной Президентом Российской Федерации, а также обеспечения действия конституционной нормы, изложенной в пункте 1 статьи 75 Конституции Российской Федерации о том, что "Денежной единицей в Российской Федерации является рубль. Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком Российской Федерации. Введение и эмиссия других денег в Российской Федерации не допускаются.", в статье 2 законопроекта предлагается внести в Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле" соответствующие изменения.
1) статью 4 дополнить пунктом 5.1., в котором указано, что "Органы валютного регулирования, указанные в пункте 1 статьи 5 данного закона, и органы валютного контроля, указанные в статье 22 данного закона, при выработке своей политики должны руководствоваться Стратегией валютной политики.".
Необходимо отметить, что в целях правового регулирования вопросов валютной политики разработаны и внесены соответствующие изменения во внесенный в Государственную Думу законопроект "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части расширения полномочий Центрального банка Российской Федерации и координации взаимодействия с Правительством Российской Федерации по вопросам обеспечения финансовой стабильности в Российской Федерации", в котором на Банк России возлагается задача по разработке и реализации Стратегии валютной политики.
2) статью 11 предлагается дополнить пунктом 7, в котором Центральному банку Российской Федерации предоставляются полномочия по введению прямых временных ограничений, в том числе временного полного запрета, на проведение организованных торгов с иностранной валютой на внутреннем валютном рынке Российской Федерации.
3) данный законопроект предлагается дополнить новой статьей 21.1, в которой восстанавливается обязанность продажи 10 процентов валютной выручки в целях защиты финансовой системы страны. В ней указано, что "Резиденты в течение десяти рабочих дней с момента получения на свой банковский счет в уполномоченном банке обязаны продавать на внутреннем валютном рынке Российской Федерации не менее 10 процентов валютной выручки, полученной по заключенным резидентами или от их имени сделкам, предусматривающим передачу товаров, выполнение работ, оказание услуг, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, в пользу нерезидентов.".
III. В статьях 3-5 законопроекта в целях обеспечения защиты финансовой системы страны от роста объемов иностранной валюты государственными корпорациями и компаниями предлагается ограничить заимствования ими иностранной валюты за рубежом. В этих целях предложено внести соответствующие изменения в следующие федеральные законы:
- в статью 1 Федерального закона "О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы Российской Федерации";
- в статью 3 Федерального закона "О банке развития";
- статьи 7.1 и 7.2 Федерального закона "О некоммерческих организациях".
Предлагаемые изменения в эти федеральные законы направлены на возложение на ВЭБ.РФ и другие банки с государственным участием обязанности по обеспечению выполнению требований Правительства Российской Федерации по ограничению заимствования за рубежом государственными корпорациями и компаниями, а также по обеспечению постепенного замещения кредитов и займов в иностранной валюте государственных корпораций и компаний на кредиты в российских рублях, предоставляемые им ВЭБ.РФ и другими госбанками за счет осуществления их целевого рефинансирования Центральным банком Российской Федерации под соответствующие проценты и сроки.
Реализация этой задачи несомненно позволит внести вклад в "дедолларизацию" финансовой системы страны и снизить объем иностранных займов, полученных госкорпорациями и госкомпаниями под государственные гарантии, который на 1.02.2020 года составил более 188 млрд. рублей.
IV. В целях обеспечения финансирования приоритетных проектов с длинными сроками реализации экспертами в кредитно-финансовой сфере предлагается расширить объемы эмиссии долгосрочных государственных облигаций. В этих целях в статье 6 законопроекта предлагается внести Федеральный закон от 29 июля 1998 года N 136-ФЗ "Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг" дополнить статьей 8.1 следующего содержания:
"Статья 8.1.
Эмитент осуществляет выпуск, размещение, обращение, обслуживание и погашение следующих видов ценных бумаг: краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные. Краткосрочные ценные бумаги выпускаются со сроками до одного года. Среднесрочные ценные бумаги выпускаются со сроками обращения свыше года до пяти лет включительно. Долгосрочные ценные бумаги выпускаются со сроками обращения свыше пяти лет. Государственные ценные бумаги для финансирования приоритетных инвестиционных проектов выпускаются со сроком обращения от пяти лет и выше.".
V. В целях ограничения обращения иностранной валюты на территории страны по мнению экспертов в финансово-кредитной сфере необходимо из системы страхования исключить страхование вкладов физических лиц, выраженные в иностранной валюте. В этих целях в статье 8 законопроекта предлагается внести в пункт 2 статьи 5 Федерального закона "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации" изменения о том, что из системы страхования вкладов исключить денежные средства физических лиц, "размещенные во вклады, выраженные в иностранной валюте. В связи с этим пункт 6 статьи 11, в которой было указано, что страхование распространяется на вклады физических лиц в иностранной валюте, предлагается исключить.
VI. В ходе процесса банкротства крупных коммерческих системно-значимых банков и в целях их финансового оздоровления за последние годы для финансового санирования через покупку банками с государственным участием акций санируемых банков потребовалось из федерального бюджета выделить за период с 2017 по 2019 годы более 1.4 трлн. рублей. В целях рационального подхода к процессам санирования банков и в рамках соблюдения законодательства о конкуренции предлагается в статье 9 законопроекта внести изменение в статью 27 Федерального закона "О защите конкуренции", о том, что "покупка банками с государственным участием акций санируемых банков, при этом объем приобретаемых акций не может превышать 50% общего объема акций санируемого банка".
Предлагаемые в настоящем законопроекте изменения в вышеуказанные федеральные законы направлены на восстановление стабильности российского финансового рынка с учетом рекомендаций экспертов в финансово-банковской сфере.
По вопросам совершенствования кредитно-денежной политики и регулирования банковского сектора Российской Федерации подготовлены и внесены в Государственную Думу еще два законопроекта, в которых ряд вносимых изменений взаимосвязаны между собой:
2. "О внесении изменений в статьи 214.2 и 224 Налогового кодекса Российской Федерации".
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования кредитно-денежной политики и регулирования банковского сектора Российской Федерации"
Реализация Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования кредитно-денежной политики и регулирования банковского сектора Российской Федерации" не потребует выделения дополнительных средств из федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию, в связи принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования кредитно-денежной политики и регулирования банковского сектора Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования кредитно-денежной политики и регулирования банковского сектора Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения в другие акты федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.