Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1079338-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части отмены обязанности представлять годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность в государственные органы"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части отмены обязанности представлять годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность в государственные органы" (далее - законопроект) подготовлен в целях дальнейшего упрощения требований к представлению организациями бухгалтерской (финансовой) отчетности в государственные органы, завершения реализации концепции "одного окна" представления такой отчетности.
Законопроект содействует реализации задач государственной программы Российской Федерации "Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 320. В качестве одного из направлений реализации основного мероприятия 3.5 государственной программы предусмотрено обеспечение условий перехода к представлению бухгалтерской отчетности по принципу "одного окна" (приложение N 2 к государственной программе в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 29 марта 2019 г. N 370).
По результатам принятых мер с 1 января 2020 г. упрощен порядок представления бухгалтерской (финансовой) отчетности в государственные органы. Согласно Федеральному закону от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (с изменениями, вступившими в силу с 1 января 2020 г.) (далее - Федеральный закон N 402-ФЗ) бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит представлению организациями только в один адрес: в зависимости от вида экономической деятельности в налоговый орган либо в Банк России (для кредитных и некредитных финансовых организаций, в отношении деятельности которых Банк России осуществляет полномочия по регулированию, контролю и надзору). Отменена обязанность организаций представлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность в органы государственной статистики.
В соответствии с Федеральным законом N 402-ФЗ, а также Положением о Федеральной налоговой службе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 г. N 506 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 21 мая 2019 г. N 631), с 1 января 2020 г. ФНС России приступила к осуществлению полномочий по формированию и ведению общедоступного государственного информационного ресурса бухгалтерской (финансовой) отчетности, предусмотренного статьей 18 Федерального закона N 402-ФЗ (далее - ГИРБО). В него включается годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность экономических субъектов, обязанных составлять ее, и аудиторские заключения о ней (в случаях, если такая отчетность подлежит обязательному аудиту) (далее - аудиторские заключения).
В ГИРБО не включается бухгалтерская (финансовая) отчетность: организаций бюджетной сферы; Банка России; религиозных организаций; организаций, годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность которых содержит сведения, отнесенные к государственной тайне в соответствии с законодательством Российской Федерации; организаций в случаях, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2020 г. N 35.
ФНС России будет обеспечен свободный доступ всем заинтересованным лицам к информации, содержащейся в этом ресурсе, в том числе государственным органам в рамках системы межведомственного электронного взаимодействия.
Таким образом, все государственные органы смогут получать бухгалтерскую (финансовую) отчетность и аудиторские заключения о ней из ГИРБО, начиная с отчетности за 2019 г. При этом уже сейчас в силу положений отдельных федеральных законов в некоторых случаях предусмотрено получение государственными органами указанных документов из ГИРБО, а не от организаций непосредственно. Это касается следующих положений:
Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (пункт 2 части 1 статьи 7, часть 1 статьи 7.1), в соответствии с которыми органы, предоставляющие государственные и муниципальные услуги, при предоставлении таких услуг не вправе требовать от заявителя документы, находящиеся в распоряжении иных государственных органов;
Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (часть 8 статьи 7), в соответствии с которыми органы государственного и муниципального контроля (надзора) при организации и проведении проверок запрашивают и получают от иных государственных органов документы и (или) информацию, включенные в определенный Правительством Российской Федерации перечень.
В целях реализации указанных положений распоряжениями Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2016 г. N 2326-р и от 19 апреля 2016 г. N 724-р (с учетом изменений, внесенных распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2019 г. N 2280-р) утверждены соответствующие перечни документов и сведений, включающие, в том числе годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность организаций и аудиторские заключения о ней.
Вместе с тем другие федеральные законы содержат требования представления организациями в адрес федеральных органов исполнительной власти и иных государственных органов годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности и аудиторского заключения о ней помимо представления такой отчетности в целях формирования ГИРБО. Это приводит к избыточной административной нагрузке на отчитывающиеся субъекты, а также дублированию функций государственных органов по получению и обработке такой отчетности.
Законопроектом предлагается внести в ряд федеральных законов изменения, предусматривающие отмену обязанности организаций представлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность и аудиторские заключения о ней в адрес государственных органов и получение государственными органами этих документов из ГИРБО.
Поскольку частью 5 статьи 18 Федерального закона N 402-ФЗ определены широкие временные рамки представления организациями аудиторского заключения о годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности в целях формирования ГИРБО, законопроектом предлагаются изменения, устанавливающие для отдельных организаций (некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, туроператоров, организаторов азартных игр) срок проведения аудита их годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности. В законопроекте. данный срок определен исходя из срока представления этими организациями аудиторского заключения о годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности в федеральные органы исполнительной власти, установленного нормативными правовыми актами. Данные положения законопроекта обеспечивают своевременное получение (в действующие сроки) федеральными органами исполнительной власти из ГИРБО аудиторского заключения о годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности указанных организаций.
Кроме того, законопроектом предлагаются отдельные терминологические уточнения в соответствии с терминологией Федерального закона N 402-ФЗ и Федерального закона "Об аудиторской деятельности".
Положения законопроекта не противоречат Договору о Евразийском экономическом союзе и иным международным договорам Российской Федерации, а также не окажут влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части отмены обязанности представлять годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность в государственные органы"
Принятие и реализация Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части отмены обязанности представлять годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность в государственные органы" не потребует дополнительных расходов за счет средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части отмены обязанности представлять годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность в государственные органы
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части отмены обязанности представлять годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность в государственные органы" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части отмены обязанности представлять годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность в государственные органы"
1. Принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части отмены обязанности представлять годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность в государственные органы" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
2. Для обеспечения действия норм Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части отмены обязанности представлять годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность в государственные органы" потребуется принятие следующих нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти:
1) приказ Минюста России "О внесении изменений в приказ Минюста России от 16 апреля 2013 г. N 50 "О форме и сроках представления в Министерство юстиции Российской Федерации отчетности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента".
Цель приказа - исключение требования представления некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, в Минюст России аудиторского заключения о годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности и установление формы и срока направления в Минюст России информации о представлении указанного аудиторского заключения в государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности, предусмотренный статьей 18 Федерального закона "О бухгалтерском учете" (далее - ГИРБО).
Срок подготовки - в течение 6 месяцев со дня принятия Федерального закона.
Ответственный исполнитель - Минюст России;
2) приказ Ростуризма "О внесении изменений в приказ Ростуризма от 19 октября 2017 г. N 519-Пр-17 "Об утверждении порядка представления туроператорами, в отношении которых законодательством Российской Федерации не предусмотрено обязательное опубликование данных бухгалтерской (финансовой) отчетности на конец отчетного года, копии бухгалтерской (финансовой) отчетности в Федеральное агентство по туризму".
Цель приказа - уточнение круга туроператоров, обязанных представлять копию бухгалтерской (финансовой) отчетности в Федеральное агентство по туризму (исключение из него туроператоров, которые обязаны представлять годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность в целях формирования ГИРБО).
Срок подготовки - в течение 6 месяцев со дня принятия Федерального закона.
Ответственный исполнитель - Ростуризм;
3) приказ ФТС России "О внесении изменений в приказ ФТС России от 27 декабря 2018 г. N 2140 "Об утверждении Порядка предоставления декларантами информации о стоимости активов".
Цель приказа - уточнение круга декларантов, которые для получения освобождения от предоставления обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов обязаны представить в ФТС России копию бухгалтерской (финансовой) отчетности (исключение из него декларантов, которые обязаны представлять годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность в целях формирования ГИРБО).
Срок подготовки - в течение 6 месяцев со дня принятия Федерального закона.
Ответственный исполнитель - ФТС России.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.