Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
на проект федерального закона N 1027748-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
("О внесении изменений в Федеральный закон "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" и статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда")
(второе чтение)
Досье на проект федерального закона
Как следует из законопроекта "медианный среднедушевой доход" является величиной денежного дохода, исчисляемой ежегодно федеральным органом исполнительной власти. Вместе с тем отмечаем, что законопроектом не приводятся критерии, которыми должен руководствоваться названный федеральный орган при исчислении указанной величины, что создает для последнего широкие пределы усмотрения. Таким образом, данная норма не отвечает критерию определенности, ясности и недвусмысленности, о соблюдении которого неоднократно указывалось в постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации (например, от 23 июня 2020 года N 28-П, от 25 февраля 2004 года N 4-П). Кроме того, указание в законопроекте на исчисление "медианного среднедушевого дохода" в соответствии с методикой, определяемой тем же федеральным органом исполнительной власти, который производит исчисление указанного дохода, также создает для последнего широкие пределы усмотрения.
Согласно проектируемому пункту 3 статьи 4 Федерального закона от 24 октября 1997 года N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать величину прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения дифференцированно с учетом особенностей природно-климатических местностей и групп территорий, расположенных в данных субъектах Российской Федерации. Из приведенных положений не ясно, каким образом и по каким критериям будет осуществляться данная "дифференциация" и как она соотносится с устанавливаемым в этом же пункте 3 данной статьи "коэффициентом региональной дифференциации", рассчитываемым субъектом Российской Федерации в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, а также будет ли учитываться при такой "дифференциации" ограничение при расчете названной величины прожиточного минимума на душу населения, указанное в этом же пункте.
Обращаем внимание, что упомянутый в законопроекте термин "медианная заработная плата" не раскрывается и в настоящее время в законодательстве Российской Федерации не используется. Указание в законопроекте на исчисление "медианной заработной платы" в соответствии с методикой, определяемой тем же федеральным органом исполнительной власти, который производит исчисление указанной платы, создает для указанного федерального органа широкие пределы усмотрения.
Замечания юридико-технического характера переданы в комитет в рабочем порядке.
Начальник управления |
Е.В. Горбачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.