Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству
на проект федерального закона N 1020025-7 "Об исполнении федерального бюджета за 2019 год",
внесенный Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству (далее - Комитет) рассмотрел проект федерального закона N 1020025-7 "Об исполнении федерального бюджета за 2019 год", внесенный Правительством Российской Федерации (далее - законопроект) в части своей компетенции.
Исполнение федерального бюджета в 2019 году осуществлялось в соответствии с: - Федеральными законами от 29 ноября 2018 года N 459-ФЗ "О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов", от 18 июля 2019 года N 175-ФЗ, от 2 декабря 2019 года N 389-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов" (далее - Федеральный закон от 29 ноября 2018 года N 459-ФЗ, Федеральный закон от 18 июля 2019 года N 175-ФЗ, Федеральный закон от 2 декабря 2019 года N 389-ФЗ).
Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов" бюджетные ассигнования предусмотрены на реализацию 42 государственных программ Российской Федерации и 14 непрограммных направлений деятельности.
На реализацию мероприятий государственной программы "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" в 2019 году предусмотрены бюджетные ассигнования в сумме 217,7 млрд. рублей, исполнение составило 195,1 млрд. рублей, или 89,6% к уточненной росписи.
млн. рублей | ||||||
Бюджетные ассигнования, утвержденные Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов" на 2019 год в редакции от: |
Изменения сводной бюджетной росписи федерального бюджета: |
Уточненная роспись |
Изменения всего |
|||
Всего |
в том числе, внесенные по основаниям, установленным: |
|||||
Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 28 ноября 2018 г. N 457-ФЗ |
Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов" |
|||||
1 |
2 |
3=4+5 |
4 |
5 |
6=2+3 |
7=6-1 |
191 066,8 |
195 043,7 |
(+) 22 667,3 |
(+) 22 447,3 |
(+) 220,0 |
217 711,0 |
(+) 26 644,2 |
Сложившийся уровень исполнения расходов федерального бюджета по данной программе обусловлен следующими основными причинами:
- перечисление межбюджетных трансфертов в пределах сумм, необходимых для оплаты денежных обязательств по расходам получателей средств бюджета субъекта Российской Федерации, в рамках мероприятий по обеспечению жильем отдельных категорий граждан;
- экономия средств по результатам конкурсных процедур при заключении муниципальных контрактов, признании несостоявшимися ряда аукционов, а также экономия, сложившаяся при заключении соглашений с органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
- позднее заключение контрактов (договоров) с подрядными организациями вследствие длительного проведения конкурсных процедур;
- отсутствие обращений граждан в части мер социальной поддержки, которые имеют заявительный характер;
- отказы отдельных граждан от единовременной выплаты в целях получения жилого помещения;
- отсутствие проектно-сметной документации на объекты капитального строительства.
С точки зрения направлений финансового обеспечения наибольшую долю в объеме расходов по государственной программе "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" составили межбюджетные трансферты бюджетам субъектов Российской Федерации.
В разрезе подпрограмм и основных мероприятий исполнение расходов федерального бюджета по государственной программе "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" в 2019 году характеризуется следующими данными:
млн. рублей | ||||||
Наименование |
Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов" на 2019 год |
Уточненная роспись |
Исполнение |
% исполнения к: |
Отклонение от уточненной росписи |
|
Закону |
уточненной росписи |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5=4/2 х 100 |
6=4/3 х 100 |
7=4-3 |
Государственная программа "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" |
195 043,7 |
217 711,0 |
195 093,4 |
100,03 |
89,6 |
-22 617,6 |
Подпрограмма "Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан России" |
100 810,1 |
124 143,1 |
116 248,0 |
115,3 |
93,6 |
-7 895,1 |
Подпрограмма "Создание условий для обеспечения качественными услугами жилищно-коммунального хозяйства граждан России" |
93 092,1 |
92 174,9 |
77 604,7 |
83,4 |
84,2 |
-14 570,2 |
Подпрограмма "Обеспечение реализации государственной программы" |
1 141,5 |
1 393,0 |
1 240,7 |
108,7 |
89,1 |
-152,3 |
Федеральным законом от 29 ноября 2018 года N 459-ФЗ в 2019 году из федерального бюджета выделены бюджетные ассигнования на предоставление субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий по стимулированию программ развития жилищного строительства субъектов Российской Федерации федерального проекта "Жилье" государственной программы в размере 2246000,0 тыс. рублей, имея в виду строительство объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры в целях обеспечения ввода в эксплуатацию жилья в рамках проектов по развитию территорий. За счет указанной поддержки в 2019 году введено 7,2 млн. кв. м жилья в новых микрорайонах жилой застройки, что составляет 114% от запланированного показателя (план - 6,3 млн. квадратных метров) и 92% относительно показателя 2018 года (8,0 млн. кв. м).
Комитет обращает внимание, что на конец 2019 года по данным Росстата на учете на получение жилых помещений состояло 2267 тыс. семей. Как представляется, строительство нового жилья при господдержке должно коррелироваться с исполнением обязательств перед указанными гражданами по обеспечению их жильем.
В рамках мероприятия по обеспечению жильем молодых семей 16,0 тыс. семей получили свидетельства о праве на получение социальной выплаты.
Обеспечены жильем 15,4 тыс. граждан, перед которыми федеральным законодательством установлены государственные обязательства по обеспечению жильем.
С использованием средств федеральной поддержки благоустроены 5,9 тыс. общественных территорий (116% от планового показателя - 5,0 тыс. территорий). Кроме того, дополнительно благоустроено более 10 тыс. дворовых территорий.
В сфере ипотечного жилищного кредитования реализован комплекс мер, обеспечивших поддержку граждан по следующим направлениям:
- субсидирование процентной ставки по ипотечным жилищным кредитам до 6% для семей с двумя и более детьми (по итогам года 42 726 семей получили льготные кредиты, профинансировано строительство порядка 1,6 млн. кв. метров жилья в новостройках);
- выплата в размере 450 тыс. рублей на цели погашения обязательств по ипотечным кредитам семьям при рождении у них после 1 января 2019 года третьего ребенка или последующих детей (по итогам года выплата осуществлена 22 921 семье).
В рамках мероприятий федерального проекта "Чистая вода" проведена оценка состояния всех систем водоснабжения страны, разработана методика оценки повышения качества питьевой воды, утвержден справочник перспективных технологий водоподготовки с использованием технологий, разработанных организациями оборонно-промышленного комплекса с учетом оценки риска здоровью населения.
83 субъектами Российской Федерации, участниками федерального проекта "Чистая вода", утверждены региональные программы, которыми предусмотрено строительство (реконструкция) 2 188 объектов.
В эксплуатацию введено 59 объектов капитального строительства (вместо запланированных при разработке паспорта федерального проекта 8 объектов), начата реализация 49 переходящих объектов.
В рамках мероприятий федерального проекта "Оздоровление Волги" составлен перечень предприятий-крупнейших загрязнителей на основе отчетов организаций по форме 2-ТП (водхоз), определены мероприятия по строительству и модернизации очистных сооружений на территории всей реки Волги, которые должны быть реализованы на территории 16 регионов в 63 муниципалитетах.
Субъектами Российской Федерации, участниками федерального проекта "Оздоровление Волги", утверждены региональные программы по строительству и реконструкции (модернизации) очистных сооружений централизованных систем водоотведения, которыми предусмотрено строительство (реконструкция) 229 объектов.
В эксплуатацию введено 3 объекта капитального строительства (при плане - 0 объектов), начата реализация 40 переходящих объектов.
Федеральный закон от 29 ноября 2018 года N 459-ФЗ в 2019 году предусматривалось финансовое обеспечение реализации 12 национальных проектов (программ). В рамках данной государственной программы в 2019 году осуществлялась реализация мероприятий национальных проектов "Жилье и городская среда", "Экология", "Цифровая экономика" и "Демография".
Уровень исполнения расходов федерального бюджета на реализацию национального проекта "Жилье и городская среда" в 2019 году составил 93,8%.
Уровень исполнения расходов федерального бюджета на реализацию федерального проекта "Жилье" в 2019 году составил 93,6%. Неполное исполнение по федеральному проекту обусловлено поздними сроками заключения договоров с подрядчиками, нарушением условий таких договоров, корректировкой проектно-сметной документации, а также экономией, образовавшейся в результате проведения конкурсных процедур.
Уровень исполнения расходов федерального бюджета на реализацию федерального проекта "Формирование комфортной городской среды" в 2019 году составил 89,2%. Неполное исполнение по федеральному проекту обусловлено экономией, образовавшейся в результате проведения конкурсных процедур, а также завершением в 2020 году работ, осуществляемых в рамках реализации проектов победителей Всероссийского конкурса лучших проектов формирования комфортной городской среды.
Уровень исполнения расходов федерального бюджета на реализацию федерального проекта "Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда" в 2019 году составил 100,0%. В рамках федерального проекта внесен дополнительный имущественный взнос Российской Федерации в объеме 35,4 млрд. рублей в государственную корпорацию - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства для предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации на переселение граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 года. По итогам 2019 года расселено порядка 50 тыс. человек (план - 8,2 тыс. человек) из более 830 тыс. квадратных метров аварийного жилья (план - 140 тыс. кв. м).
Целевые показатели расселения аварийного жилья достигнуты во всех субъектах Российской Федерации.
Поддерживая проект федерального закона N 1020025-7 "Об исполнении федерального бюджета за 2019 год", Комитет Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству отмечает более низкий уровень исполнения федерального бюджета (89,6%) в разрезе государственной программы по сравнению с предыдущим периодом (92,3%) и рекомендует Правительству Российской Федерации обратить внимание на необходимость эффективного и своевременного использования бюджетных средств.
Председатель Комитета |
Г.П. Хованская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.