Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по аграрным вопросам
на проект федерального закона N 1020025-7 "Об исполнении федерального бюджета за 2019 год"
(внесен Правительством Российской Федерации)
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по аграрным вопросам рассмотрел проект федерального закона N 1020025-7 "Об исполнении федерального бюджета за 2019 год", внесенный Правительством Российской Федерации, в части исполнения расходов бюджетных ассигнований федерального бюджета на реализацию мероприятий Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия (далее - Госпрограмма) и государственной программы "Развитие рыбохозяйственного комплекса".
Макроэкономические условия исполнения федерального бюджета в 2019 году характеризуются следующими основными показателями:
- темпы роста ВВП составили 1,3% (в 1 квартале - 0,4% г/г, во втором - 1,1% г/г, в третьем - 1,5% г/г, в четвертом - 2,1% г/г), в 2018 году - 2,5%.
- основной вклад в темпы роста ВВП в 2019 году внесло конечное потребление. Однако из-за низких темпов роста расходов домашних хозяйств (2,5% после 3,3% в 2018 году), по сравнению с 2018 годом динамика расходов замедлилась (2,4% после 2,8% в 2018 году). Динамика реальных заработных плат значительно замедлилась (+2,9% после +8,5% в 2018 году), что привело к замедлению почти в 2 раза (+1,9% в 2019 году после +2,8% годом ранее) оборота внутренней розничной торговли, ухудшились темпы потребления непродовольственных товаров (2,0% после 3,5% годом ранее). Рост спроса на повседневные продовольственные товары существенно не менялся (1,6% в IV квартале 2018 года и 1,8% по итогам 2019 года);
- мировой экономический рост в 2019 году впервые с 2009 года опустился ниже отметки в 3,0% (3,6% в 2018 году).
- обострение торговых противоречий и введение протекционистских мер (импортные пошлины, санкционное давление) между крупнейшими экономиками привели к падению темпов роста мировой торговли, в том числе спроса на товары российского экспорта. Значительно снизились темпы роста российского экспорта ( - 2,3% г/г после 5,5%г/г в 2018 году) при этом импорт значительно ускорился (3,4%г/г после 2,6% г/г в 2018 году);
- рост промышленного производства в 2019 году составил 2,3% г/г (3,5% в 2018 году);
- инфляция в январе 2019 года составила 1,0% м/м, что обусловлено повышением базовой ставки НДС с 18 до 20%, изменением акцизов на отдельные товары (влияние от повышения НДС и его вторичные эффекты были полностью исчерпаны в I квартале 2019 года). По итогам 2019 года рост потребительских цен составил 3,0% г/г, что ниже целевого ориентира Банка России в 4%.
Исполнение федерального бюджета за 2019 год осуществлялось в соответствии с Федеральным законом от 29 ноября 2018 г. N 459-ФЗ "О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов" в редакции Федеральных законов от 18 июля 2019 г. N 175-ФЗ и от 2 декабря 2019 г. N 389-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов" (далее - Федеральный закон от 29 ноября 2018 г. N 459-ФЗ), а также нормативными правовыми актами, принятыми во исполнение указанных законов.
Исполнение основных показателей федерального бюджета за 2019 год составило:
по доходам - 20 188 796,8 млн. рублей (101,1% к объему доходов федерального бюджета, установленному Федеральным законом от 29 ноября 2018 г. N 459-ФЗ);
по расходам - 18 214 517,5 млн. рублей или 98,5% к бюджетным ассигнованиям, утвержденным Федеральным законом от 29 ноября 2018 г. N 459-ФЗ на 2019 год (18 489 460,9 млн. рублей) и 94,2% к объему бюджетных ассигнований, установленному сводной бюджетной росписью расходов федерального бюджета на 2019 год с учетом внесенных в нее изменений (19 335 496,4 млн. рублей).
Расходы федерального бюджета за 2019 год исполнены на 1,4% ниже, чем за 2018 год (95,6 процентов). Расходы федерального бюджета за 2019 год увеличились по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 0,6 процентных пункта ВВП;
профицит федерального бюджета за 2019 год составил 1 974 279,3 млн. рублей или 1,8% ВВП.
Ненефтегазовые доходы увеличились на 1,1 процентных пункта, что связано в основном с увеличением поступлений НДС на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации, НДС на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации (в том числе за счет повышения основной ставки налога), ростом поступлений налога на прибыль и акцизов на нефтепродукты.
Нефтегазовые доходы снизились на 1,4 процентных пункта ВВП.
Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия (далее - Госпрограмма) утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. N 717 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2019 г. N 98).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2019 г. N 98 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. N 717" Госпрограмма изложена в новой редакции, продлен срок реализации Госпрограммы на пять лет, изменена ее структура, которая с 2019 года включает 9 направлений (подпрограмм), в том числе 7 направлений, реализовывавшихся в 2018 году. В связи с увеличением срока реализации Госпрограммы откорректированы значения целей на 2018 - 2020 годы, изменены значения базового года (2015 год изменен на 2017 год).
С 2018 года в соответствии с Протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам от 22 марта 2017 г. N 3 Госпрограмма переведена на механизмы проектного управления.
В соответствии с паспортом программы с 1 января 2018 года по 31 декабря 2025 года реализуется II (проектный) этап программы.
Паспортом Программы определены следующие цели:
1 - индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах): в 2017 году (базовый год) - 100%; в 2018 году - 101,3%; в 2019 году - 102,8%;
2 - достижение значения произведенной добавленной стоимости, создаваемой в сельском хозяйстве: в 2017 году (базовый год) - 3 694,7 млрд. рублей; в 2018 году - 3 600 млрд. рублей; в 2019 году - 3 851,7 млрд. рублей;
3 - достижение темпа роста экспорта продукции агропромышленного комплекса: в 2017 году (базовый год) - 100%; в 2018 году - 106,5%; в 2019 году - 111,1%;
4 - достижение индекса физического объема инвестиций в основной капитал сельского хозяйства: в 2017 году (базовый год) - 100%; в 2018 году - 102,5%; в 2019 году - 105,1%;
5 - достижение объема располагаемых ресурсов домашних хозяйств (в среднем на 1 члена домашнего хозяйства в месяц) в сельской местности: в 2017 году (базовый год) - 18 309,8 рубля; в 2018 году - 18 930 рублей; в 2019 году - 19 120 рублей.
Федеральным законом от 29 ноября 2018 г. N 459-ФЗ на реализацию Госпрограммы в 2019 году утверждены бюджетные ассигнования в сумме 303 619,8 млн. рублей.
В ходе исполнения федерального бюджета в 2019 году утвержденный объем был увеличен на 14 659,3 млн. рублей (по состоянию на 1 января 2020 года бюджетные ассигнования по уточненной росписи составили 318 279,1 млн. рублей).
Изменения бюджетных ассигнований были направлены на реализацию ведомственного проекта "Техническая модернизация агропромышленного комплекса", направлены на увеличение субсидии производителям сельскохозяйственной техники, а также взнос в уставный капитал АО "Росагролизинг" (1 973,6 млн. рублей). В рамках ведомственного проекта "Стимулирование инвестиционной деятельности в агропромышленном комплексе" дополнительные средства выделены на реализацию мероприятия "Возмещение части прямых понесенных затрат на создание и (или) модернизацию объектов агропромышленного комплекса" направлено дополнительно 1 023, 8 млн. рублей.
Основной объем дополнительно выделенных из федерального бюджета средств был предоставлен по распоряжениям Правительства Российской Федерации из резервного фонда Правительства Российской Федерации в сумме 9 320,05 млн.рублей, в том числе
- на оказание финансовой помощи в виде предоставления иного межбюджетного трансферта бюджетам Приморского края, Еврейской автономной области, Хабаровского края, Амурской области для осуществления компенсации ущерба сельскохозяйственным товаропроизводителям, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций природного характера, а также исполнение обязательств сельскохозяйственных товаропроизводителей по уплате лизинговых платежей по договорам финансовой аренды (лизинга) и на компенсацию ущерба от утраты урожая, поголовья сельскохозяйственных животных и птицы личным подсобным хозяйствам - 4 964,1 млн. рублей;
- на осуществление взноса Российской Федерации в уставный капитал АО "Росагролизинг" в целях наращивания темпов обновления парка сельхозтехники и снижения финансовой нагрузки на лизингополучателей - 3 000,0 млн. рублей.
- на оказание разовой финансовой помощи в виде иного межбюджетного трансферта бюджетам Забайкальского края, Иркутской области и Еврейской автономной области в целях компенсации причиненного сельскохозяйственным товаропроизводителям ущерба - 1 346,3 млн. рублей.
Как следует из пояснительной записки, наибольший объем субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации в 2019 году предоставлен в рамках следующих государственных программ:
- "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" - 90 996,7 млн. рублей или 16,3% общего объема субсидий;
- "Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия" - 84 667,9 млн. рублей или 15,2% общего объема субсидий;
- "Развитие образования" - 78 896,9 млн. рублей или 14,2%.
Наибольшую долю в объеме расходов по Госпрограмме составили субсидии юридическим лицам (кроме некоммерческих организаций), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг - 87 600,0 млн. рублей (28,1%), субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации - 84 667,9 млн. рублей (27,2%), иные межбюджетные трансферты - 49 847,4 млн. рублей (16,0%) .
В 2019 году исполнение расходов федерального бюджета по Госпрограмме осуществляли 6 главных распорядителей бюджетных средств - Минсельхоз России, Россельхознадзор, Росавтодор, Минфин России, Минобрнауки России, Росжелдор.
Основная доля финансового обеспечения реализации мероприятий Госпрограммы приходится на Минсельхоз России (83,1% от показателя сводной бюджетной росписи).
Исполнение расходов федерального бюджета по Госпрограмме составило 311 507,6 млн. рублей или 97,9% к уточненной росписи.
В 2019 году неисполненные бюджетные ассигнования на реализацию Госпрограммы составили 6 771,5 млн. рублей, или 2,1% от сводной бюджетной росписи.
По данным Счетной палаты Российской Федерации отмечается низкий уровень исполнения расходов федерального бюджета у Росавтодора, или 85,4% показателя сводной бюджетной росписи (в 2016 году уровень исполнения расходов федерального бюджета составил 81,9%, в 2017 году - 88,3%, в 2018 году - 92,7%).
В 2019 году построено 688,9 км автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием, что позволило обеспечить 213 населенных пунктов и 69 объектов по производству и переработке сельскохозяйственной продукции постоянной круглогодичной связью по дорогам общего пользования с твердым покрытием.
В 2019 году неисполненные бюджетные ассигнования Росавтодора на мероприятия по развитию сети автомобильных дорог общего пользования ВЦП "Устойчивое развитие сельских территорий" (далее - программа "УРСТ") составили 1 374,7 млн. рублей, или 14,6% от сводной бюджетной росписи.
В 2019 году неисполненные бюджетные назначения Минсельхоза России по Госпрограмме составили 3 336,9 млн. рублей, или 1,3% от сводной бюджетной росписи.
Основной объем неиспользованных бюджетных ассигнований в сумме 1 707,9 млн. рублей (51,2% от общего объема по Минсельхозу России) приходится на мероприятия федерального проекта "Экспорт продукции АПК" по следующим направлениям расходов:
возмещение недополученных российскими кредитными организациями, международными финансовыми организациями и государственной корпорацией "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)" доходов по кредитам, выданным сельхозтоваропроизводителям (за исключением СКПК), организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим производство, первичную и (или) последующую (промышленную) переработку сельхозпродукции и ее реализацию, по льготной ставке - 1 515,5 млн. рублей;
государственная поддержка организаций в целях продвижения продукции АПК на внешние рынки - 192,4 млн. рублей.
Федеральным законом от 29 ноября 2018 г. N 459-ФЗ на реализацию федерального проекта "Экспорт продукции АПК" в 2019 году предусмотрено 38 809,6 млн. рублей, уровень исполнения расходов составил 37 060,4 млн. рублей (95,5%). Неполное исполнение по федеральному проекту обусловлено поздним началом (с сентября 2019 г.) реализации программы льготного кредитования по поддержке организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих поставки продукции АПК на внешние рынки.
По итогам 2019 года целевой показатель "Темп роста экспорта продукции в АПК по отношению к уровню 2017 года" незначительно сократился по сравнению с 2018 годом (118,1% - в 2019 году, 119,3% - в 2018 году), при этом запланированное на 2019 год значение данного показателя (111,1%) достигнуто.
В рамках федерального проекта в 2019 году достигнуты следующие результаты:
- объем экспорта продукции АПК составил 24,9 млрд. долларов США (106,3% от планового показателя 2019 года в сумме 24,0 млрд. долларов США),
(из них: продукции масложировой отрасли - 4,06 млрд долл. США (102,2% от планового показателя 2019 года); зерновых - 7,94 млрд долл. США (103,9%); рыба и морепродукты - 5 419,0 млн. долл. США (100,8%); мясная и молочная продукция - 873,0 млн. долл. США (76,7%); продукция пищевой и перерабатывающей промышленности - 3 956,0 млн. долл. США (106,3%); прочая продукция АПК - 3 260,0 млн. долл. США (152,1%);
- оказана государственная поддержка 165 организациям по поставкам продукции АПК в Китай, Монголию, Азербайджан, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Кыргызстан, Латвию, Литву, Турцию, Тунис, Японию, Израиль, Египет, Ливан, Молдову и другие страны;
- общий объем экспортных поставок составил 1,79 млн. тонн стоимостью более 65,6 млрд. рублей.
Вместе с тем, Комитет обращает внимание, что в условиях невыполнения пороговых значений Доктрины продовольственной безопасности по молоку и молокопродуктам (в 2017 и 2018 годах уровень самообеспеченности в пересчете на молоко составил 82,0 и 85, 5% при установленном показателе не менее 90%) в федеральном проекте "Экспорт продукции АПК" предусмотрено увеличение объема экспорта мясной и молочной продукции к 2024 году до 2,8 млрд долл. США в год. В паспортах региональных проектов приняты обязательства по экспорту молока и молочной продукции, что может свидетельствовать о достижении значения показателя по экспорту данной продукции за счет ее изъятия с внутреннего продовольственного рынка, что создает риски дальнейшего снижения уровня продовольственной безопасности по данному виду продукции и может привести к увеличению объемов импортных поставок.
Комитет также отмечает низкий уровень исполнения федерального бюджета в 2019 году по ведомственному проекту "Цифровое сельское хозяйство" (45,8%), ведомственным целевым программам "УРСТ" (92,3%), "Обеспечение общих условий функционирования отраслей агропромышленного комплекса" (92,4%) и "Научно-техническое обеспечение развития отраслей агропромышленного комплекса" (93,4%) подпрограммы "Обеспечение условий развития АПК".
По итогам реализации мероприятий ВЦП "УРСТ" в 2019 году за счет всех источников финансирования введено в действие:
0,82 тыс. км распределительных газовых сетей (на 22,4% превышает задание по подпрограмме);
0,61 тыс. км локальных водопроводов (на 8,9% выше плана);
0,69 тыс. км автомобильных дорог с твердым покрытием в сельской местности (в 1,6 раза больше).
В отчетном периоде завершено 15 проектов комплексного обустройства площадок под компактную жилищную застройку (на 15,4% больше планового значения).
Расходы федерального бюджета по подпрограмме "Развитие отраслей агропромышленного комплекса" исполнены на 99,0% к уточненной росписи в сумме 230 393,6 млн рублей.
Не использованы бюджетные ассигнования в сумме 2 262,8 млн рублей, что обусловило не достижение 16 показателей (21,6%) из 74-х запланированных.
По информации Минсельхоза России, основными причинами невыполнения показателей являются сложные природно-климатические условия и чрезвычайные ситуации, повлекшие гибель и значительное повреждение посевов сельхозкультур, снижение валового сбора отдельных сельхозкультур, что в том числе привело к возникновению дефицита кормов и, как следствие, к снижению поголовья сельхозживотных, производства животноводческой продукции, так же отмечен недостаточный объем производства молока при росте его потребления.
Всего по итогам 2019 года не выполнено 28 показателей, или 19,2% из 146 показателей (индикаторов), запланированных на 2019 год по Госпрограмме.
Вместе с тем, по итогам 2019 года выполнены значения целевых показателей:
- "Индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах) к уровню 2017 года" в 2019 году составил 103,8%, превысив плановый показатель на один процентный пункт ( 99,8% - в 2018 году);
Индекс производства продукции растениеводства в 2019 году по отношению к 2017 году составил 104,5%, что на 2,2 процентных пункта выше планового значения, относительно уровня 2018 года - 6,1%, несмотря на неблагоприятные погодные условия во многих субъектах Российской Федерации (засуха, град, наводнение и др.), переувлажнение в период проведения уборки урожая и чрезвычайные ситуации природного характера в регионах страны.
Индекс производства животноводческой продукции составил 102,7% относительно 2017 года;
- "Объем располагаемых ресурсов домашних хозяйств (в среднем на 1 члена домашнего хозяйства в месяц) в сельской местности, рублей" составил в 2019 году - 21 104,8 рубля (плановое значение 19 120 рублей), 19 188,5 рубля - в 2018 году.
- индекс производства пищевых продуктов составил около 110%, по сравнению с уровнем 2017 года, что на 4,1 процентных пункта выше плана.
По ряду ключевых продуктов питания в 2019 году были достигнуты пороговые значения Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации. В тоже время ниже порогового значения Доктрины находятся показатели по удельному весу в общем объеме внутреннего рынка молока и молочных продуктов.
Федеральным законом от 29 ноября 2018 г. N 459-ФЗ на реализацию федерального проекта "Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации" в рамках Госпрограммы предусмотрено 7 373,0 млн. рублей, уточненная роспись составила 5 373,0 млн. рублей (2 000,0 млн рублей, или 27,1%, ассигнований 2019 года перераспределены на 2020 год)
Уровень исполнения расходов федерального бюджета в 2019 году составил 5 353,9 млн. рублей (99,6%).
Комитет обращает внимание, что существенная корректировка объемов финансового обеспечения федерального проекта, а также значительное сокращение в отчетном году размеров межбюджетных трансфертов отдельным регионам свидетельствует о недостаточной проработке Минсельхозом России параметров федерального проекта на этапе его формирования. Кроме того, реализация механизма оказания господдержки была начата только в августе 2019 года, что было обусловлено длительностью утверждения паспортов региональных проектов и нормативных правовых актов субъектов РФ, а также процедуры проведения отбора победителей для предоставления грантов "Агростартап".
По итогам 2019 года достигнуты в срок 7 (из 8) результатов федерального проекта.
В рамках федерального проекта по состоянию на 1 января 2020 года основной показатель федерального проекта - количество вовлеченных в субъекты малого и среднего предпринимательства - исполнен на 133% и составил 24 234 субъектов МСП, в том числе:
созданы 5 107 новых субъектов в агропромышленном комплексе (план - 1 714 субъектов);
принято работников в крестьянские (фермерские) хозяйства, получивших грант "Агростартап" - 3 304 человек (план - 2 932 человек);
принято новых членов сельскохозяйственных потребительских кооперативов из числа субъектов МСП, включая личных подсобных хозяйств - 15 823 человек (план - 13 570 человек);
количество субъектов МСП, получивших государственную поддержку - перевыполнен на 23% и составил 1 917 субъектов МСП.
Вместе с тем, за 2019 год общее количество КФХ (ИП) сократилось на 6,2% (с 187,9 до 176,3 тыс. ед.), СПоК незначительно увеличилось - на 2,5% (с 5,6 до 5,7 тыс. ед.).
Комитет считает, что сохраняющаяся в 2019 году неравномерность расходования средств федерального бюджета Минсельхозом России, является одним из основных факторов, повлиявших на ход реализации Госпрограммы.
Наименьшая доля кассового исполнения в I квартале 2019 года (14,6%) связана с процессом заключения соглашений с субъектами Российской Федерации о предоставлении субсидий, наибольшие объемы средств федерального бюджета были израсходованы Минсельхозом России во II и IV-м кварталах 2019 года - 83 773,8 и 96 875,2 млн рублей (28,6 и 33,1% общих расходов министерства соответственно).
Кроме того, на ход реализации мероприятий Госпрограммы повлияли:
недостаточный уровень инвестиций в основной капитал сельского хозяйства;
недостаточные темпы обновления парка сельхозтехники и модернизации АПК;
удорожание материально-технических ресурсов, используемых при производстве сельскохозяйственной продукции, а также более высокий темп роста их стоимости в сравнении с темпом роста действующих цен реализации сельскохозяйственной продукции;
низкий уровень спроса на отдельные виды сельскохозяйственной продукции и продовольствия;
продолжение действия в отношении России экономических санкций;
ограничение доступа на зарубежные рынки некоторых видов продукции и наличие жестких требований со стороны перспективных экспортных направлений на ветеринарную документацию на фоне эпизоотической ситуации в стране по некоторым видам болезней сельскохозяйственных животных.
Государственная программа Российской Федерации "Развитие рыбохозяйственного комплекса" и план ее реализации утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 314 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 30 марта 2018 г. N 380).
В состав данной Госпрограммы включены 8 подпрограмм, в рамках которых предусмотрены к реализации 29 основных мероприятий. При этом в 2019 году госпрограммой предусмотрено финансирование по 15. Из 42 показателей (индикаторов), по которым установлены плановые значения на 2019 год, согласно уточненному годовому отчету не достигнуты плановые значения по 9.
На 2019 год Росрыболовству на реализацию мероприятий Государственной программы "Развитие рыбохозяйственного комплекса" предусмотрены бюджетные ассигнования в объеме 13 842,5 млн рублей, которые были увеличены на сумму 494,6 млн. рублей, в том числе:
(+) 354,6 млн. рублей - изменения бюджетных ассигнований, предусмотренные Федеральным законом от 18 июля 2019 г. N 175-ФЗ;
(-) 416,0 млн. рублей - изменения бюджетных ассигнований, предусмотренные Федеральным законом от 2 декабря 2019 г. N 389-ФЗ;
(+) 546,4 млн. рублей - перераспределение бюджетных ассигнований в связи с особенностями исполнения федерального бюджета (пункт 3 статьи 217 Бюджетного кодекса Российской Федерации);
(+) 93,5 млн. рублей - оплата заключенных государственных контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, подлежавших в соответствии с условиями этих государственных контрактов оплате в 2018 году, в объеме, не превышающем остатка не использованных на начало 2019 года бюджетных ассигнований на исполнение указанных государственных контрактов (пункт 3 статьи 217 Бюджетного кодекса Российской Федерации);
(-) 83,9 млн. рублей - перераспределение бюджетных ассигнований, предусмотренных на предоставление субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, на развитие аквакультуры (рыболовство) и товарного осетроводства, в связи с отсутствием по состоянию на 15 февраля 2019 года соглашений с субъектами Российской Федерации (пункт 4.2 статьи 132 и пункт 7 статьи 217 Бюджетного кодекса Российской Федерации, распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 марта 2019 г. N 548-р).
По состоянию на 1 января 2020 года бюджетные ассигнования по уточненной росписи составили 14 337,1 млн. рублей.
Исполнение расходов федерального бюджета по данной государственной программе составило 13 712,8 млн. рублей или 95,6% к уточненной росписи.
Наибольшую долю в объеме расходов по государственной программе "Развитие рыбохозяйственного комплекса" составили субсидии бюджетным учреждениям - 10 211,7 млн. рублей (74,5%), расходы на выплаты персоналу - 2 521,6 млн. рублей (18,4%).
Комитет отмечает низкий уровень исполнения федерального бюджета на реализацию мероприятий следующих подпрограмм "Повышение эффективности использования и развитие ресурсного потенциала рыбохозяйственного комплекса" - 0,5% к уточненной росписи, "Модернизация и стимулирование" - 66,8%.
Исполнение расходов по подпрограмме "Наука и инновации" выполнено на 100,0%, по подпрограмме "Развитие осетрового хозяйства" на 99,9%, по подпрограмме "Охрана и контроль" на 99,0%, по подпрограмме "Развитие аквакультуры" на 98,9% , по подпрограмме "Организация рыболовства" на 98,7% к уточненной росписи
Сложившийся уровень исполнения расходов федерального бюджета по отдельным мероприятиям данной программы обусловлен следующими основными причинами:
ненадлежащее планирование субъектами Российской Федерации средств федерального бюджета, необходимых для предоставления субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям на развитие товарной аквакультуры (рыбоводства) и товарного осетроводства (отказ субъектов обусловлен досрочным погашением заемщиками кредитных договоров, уточнением графиков погашения кредитов, а также не подтверждением целевого использования кредитных средств);
экономия, сложившаяся по результатам проведенных конкурсных процедур;
необходимость неоднократного размещения закупки на выполнение строительно-монтажных работ по объекту капитального строительства "Создание селекционно - племенного центра рыбоводства в Республике Карелия" в единой информационной системе в связи с отсутствием заявок на участие в аукционе;
заявительный характер выплаты пособий и компенсаций.
Депутаты Комитета отмечают, что одним из приоритетов при формировании бюджетной политики на 2021 и последующие годы должна оставаться поддержка сельского хозяйства.
В целях закрепления положительной динамики развития производства сельскохозяйственной продукции и сырья, достижения показателей Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации, необходимо обеспечить приоритетное финансирование агропромышленного комплекса.
При определении приоритетов Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия важно особое внимание уделить развитию таких подотраслей, как молочное животноводство, садоводство, проведению технической и технологической модернизации сельского хозяйства, поддержке малых форм хозяйствования.
Для обеспечения эффективной реализации Государственной программы Комплексного развития сельских территорий Комитет считает необходимым обеспечить выделение на 2021 год объема бюджетных ассигнований федерального бюджета в соответствии с паспортом программы, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2019 г. N 696.
Комитет также подчеркивает необходимость скорейшего утверждения государственной программы эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственной назначения и развития мелиоративного комплекса Российской Федерации (перечень поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Госсовета Российской Федерации 26 декабря 2019 года Пр-234-ГС) и обеспечения ее финансирования в 2021 году в полном объеме, что позволит вовлечь в оборот 40 миллионов га земель.
Комитет считает важным принять меры по обеспечению равномерного доведения средств федерального бюджета в целях гарантированного обеспечения сельскохозяйственных товаропроизводителей средствами государственной поддержки в необходимых объемах для проведения сезонных полевых работ.
Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по аграрным вопросам считает возможным поддержать принятие федерального закона N 1020025-7 "Об исполнении федерального бюджета за 2019 год".
Председатель Комитета |
В.И. Кашин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.