Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по безопасности и противодействию коррупции
на проект федерального закона N 1020025-7 "Об исполнении федерального бюджета за 2019 год",
внесенный Правительством Российской Федерации (первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции, рассмотрев проект федерального закона N 1020025-7 "Об исполнении федерального бюджета за 2019 год", внесенный Правительством Российской Федерации, в части, касающейся установленной компетенции, и отмечает следующее.
В 2019 году темпы роста ВВП составили 1,3% после 2,5% в 2018 году. Замедление экономического роста обусловлено необходимостью адаптации экономики к принятым мерам бюджетно-налоговой политики.
Кроме того, с 2019 года увеличились расходы на программы, обеспечивающие достижение национальных целей развития. Расходы федерального бюджета за 2019 год увеличились по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 0,6 процентных пункта ВВП.
Федеральным законом от 29 ноября 2018 г. N 459-ФЗ утверждены доходы федерального бюджета на 2019 год в сумме 19 969 337,0 млн. рублей (18,9% к ВВП), в том числе нефтегазовые доходы в сумме 8 298 248,9 млн. рублей (7,8% к ВВП), ненефтегазовые доходы в сумме 11 671 088,1 млн. рублей (11,0% к ВВП).
Федеральным законом от 29 ноября 2018 г. N 459-ФЗ утвержден объем расходов федерального бюджета на 2019 год в сумме 18 037 246,1 млн. рублей.
В ходе исполнения федерального бюджета за 2019 год изменения законодательно утвержденных бюджетных ассигнований осуществлялись путем внесения изменений в сводную бюджетную роспись федерального бюджета в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 28 ноября 2018 г. N 457-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 28 ноября 2018 г. N 457-ФЗ) и Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов"
При этом в 2019 году законодательно установленные бюджетные ассигнования увеличены на сумму 1 298 250,3 млн. рублей
Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов" бюджетные ассигнования предусмотрены на реализацию государственных программ.
Основные сведения о кассовом исполнении бюджетных назначений, реализации контрольных мероприятий, достижении значений установленных показателей по госпрограммам следующие.
Государственная программа "Обеспечение государственной безопасности"
Федеральным законом от 29 ноября 2018 г. N 459-ФЗ на реализацию государственной программы "Обеспечение государственной безопасности" утверждены бюджетные ассигнования на 2019 год в сумме 1 583,1 млн. рублей.
В 2019 году законодательно утвержденный объем бюджетных ассигнований по данной государственной программе увеличен на сумму 550,0 млн. рублей, в том числе:
(+) 25,9 млн. рублей - изменения бюджетных ассигнований, предусмотренные Федеральным законом от 18 июля 2019 г. N 175-ФЗ;
(-) 1,6 млн. рублей - изменения бюджетных ассигнований, предусмотренные Федеральным законом от 2 декабря 2019 г. N 389-ФЗ;
(+) 256,8 млн. рублей - перераспределение бюджетных ассигнований в связи с особенностями исполнения федерального бюджета (пункт 3 статьи 217 Бюджетного кодекса Российской Федерации);
(+) 247,5 млн. рублей - бюджетные ассигнования, предусмотренные на обновление автоматизированных рабочих мест и оборудования Резервного центра обработки данных Федеральной службы по финансовому мониторингу, а также на реализацию мероприятий по созданию информационной системы международного Центра оценки рисков отмывания денег и финансирования терроризма (постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2018 г. N 1789, распоряжение Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2019 г. N 2157-р);
(+) 21,4 млн. рублей - оплата заключенных государственных контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, подлежавших в соответствии с условиями этих государственных контрактов оплате в 2018 году, в объеме, не превышающем остатка не использованных на начало 2019 года бюджетных ассигнований на исполнение указанных государственных контрактов (пункт 3 статьи 217 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
По состоянию на 1 января 2020 года бюджетные ассигнования по уточненной росписи составили 2 133,1 млн. рублей. Лимиты бюджетных обязательств утверждены в сумме 2 133,1 млн. рублей или 100,0% к объему бюджетных ассигнований, установленному уточненной росписью.
Исполнение расходов федерального бюджета по данной государственной программе составило 2 109,5 млн. рублей или 98,9% к уточненной росписи.
Сложившийся уровень исполнения расходов федерального бюджета по данной программе в основном обусловлен поэтапной оплатой работ в соответствии с условиями заключенных государственных контрактов, а также длительностью проведения конкурсных процедур в сфере информационно-коммуникационных технологий.
Государственная программа "Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности"
Федеральным законом от 29 ноября 2018 г. N 459-ФЗ на реализацию государственной программы "Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности" на 2019 год утверждены бюджетные ассигнования в сумме 691 751,2 млн. рублей.
В 2019 году законодательно утвержденный объем бюджетных ассигнований по данной государственной программе увеличен на сумму 32 161,4 млн. рублей, из них:
(+) 7 723,8 млн. рублей - изменения бюджетных ассигнований, предусмотренные Федеральным законом от 18 июля 2019 г. N 175-ФЗ;
(+) 13 000,4 млн. рублей - изменения бюджетных ассигнований, предусмотренные Федеральным законом от 2 декабря 2019 г. N 389-ФЗ;
(+) 4 327,4 млн. рублей - оплата заключенных государственных контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, подлежавших в соответствии с условиями этих государственных контрактов оплате в 2018 году, в том числе расчеты по которым в 2018 году осуществлялись с применением казначейского обеспечения обязательств, в объеме, не превышающем остатка не использованных на начало 2019 года бюджетных ассигнований (лимитов бюджетных обязательств) на исполнение указанных государственных контрактов (пункт 3 статьи 217 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункт 2 части 1 статьи 6 Федерального закона от 28 ноября 2018 г. N 457-ФЗ);
(+) 3 451,3 млн. рублей - перераспределение бюджетных ассигнований в связи с особенностями исполнения федерального бюджета (пункт 3 статьи 217 Бюджетного кодекса Российской Федерации);
(+) 2 177,4 млн. рублей - бюджетные ассигнования на социальные выплаты (за исключением выплат, отнесенных к публичным нормативным обязательствам), установленных законодательством Российской Федерации (пункт 3 статьи 217 Бюджетного кодекса Российской Федерации);
(+) 1 057,6 млн. рублей - закупка товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд в рамках заключенных соглашений между МВД России и субъектами Российской Федерации в связи с передачей части полномочий по составлению протоколов об административных правонарушениях и в целях софинансирования расходных обязательств Российской Федерации по материально-техническому обеспечению полиции (пункт 3 статьи 217 Бюджетного кодекса Российской Федерации);
(+) 423,2 млн. рублей - перераспределение бюджетных ассигнований, предусмотренных главному распорядителю средств федерального бюджета (за исключением бюджетных ассигнований, предусмотренных на реализацию государственной программы вооружения), в пределах 10 процентов объема указанных бюджетных ассигнований (пункт 7.2 статьи 217 Бюджетного кодекса Российской Федерации);
(-) 205,3 млн. рублей - перераспределение бюджетных ассигнований между главными распорядителями в целях обеспечения взаимных расчетов, связанных с содержанием и обслуживанием Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, военных судов, подготовкой военных кадров и другими видами обеспечения (пункт 7 статьи 217 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановление Правительства Российской Федерации от 18 октября 2004 г. N 565);
(+) 167,0 млн. рублей - изменения, вносимые в случае использования средств резервного фонда Правительства Российской Федерации (пункт 3 статьи 217 Бюджетного кодекса Российской Федерации);
(-) 5,6 млн. рублей - перераспределение бюджетных ассигнований, предусмотренных для исполнения публичных нормативных обязательств (пункт 3 статьи 217 Бюджетного кодекса Российской Федерации);
(+) 2,1 млн. рублей - перераспределение бюджетных ассигнований в связи с изменением функций и полномочий главных распорядителей (пункт 3 статьи 217 Бюджетного кодекса Российской Федерации);
(+) 1,4 млн. рублей - бюджетные ассигнования на выплаты стипендий Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации для лиц, обучающихся по образовательным программам, соответствующим приоритетным направлениям модернизации и технологического развития экономики Российской Федерации, а также стипендиальное обеспечение обучающихся по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам высшего образования по очной форме обучения (пункты 3, 7 статьи 217 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
По состоянию на 1 января 2020 года бюджетные ассигнования по уточненной росписи составили 723 912,5 млн. рублей, в том числе бюджетные ассигнования на ПНО - 81,8 млн. рублей. Лимиты бюджетных обязательств утверждены в сумме 723 830,7 млн. рублей или 100,0% к объему бюджетных ассигнований, установленному уточненной росписью (без учета бюджетных ассигнований на ПНО).
Исполнение расходов федерального бюджета по данной государственной программе составило 717 225,2 млн. рублей или 99,1% к уточненной росписи.
Государственная программа "Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах"
Федеральным законом от 29 ноября 2018 г. N 459-ФЗ на реализацию государственной программы "Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах" утверждены бюджетные ассигнования на 2019 год в сумме 180 534,1 млн. рублей.
В 2019 году законодательно утвержденный объем бюджетных ассигнований по данной государственной программе увеличен на сумму 13 575,7 млн. рублей, в том числе:
(+) 4 572,3 млн. рублей - изменения бюджетных ассигнований, предусмотренные Федеральным законом от 18 июля 2019 г. N 175-ФЗ;
(-) 2 339,9 млн. рублей - изменения бюджетных ассигнований, предусмотренные Федеральным законом от 2 декабря 2019 г. N 389-ФЗ;
(+) 5 894,4 млн. рублей - перераспределение бюджетных ассигнований в связи с особенностями исполнения федерального бюджета (пункт 3 статьи 217 Бюджетного кодекса Российской Федерации);
(+) 2 463,1 млн. рублей - оплата заключенных государственных контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, подлежавших в соответствии с условиями этих государственных контрактов оплате в 2018 году, в том числе расчеты по которым в 2018 году осуществлялись с применением казначейского обеспечения обязательств, в объеме, не превышающем остатка не использованных на начало 2019 года бюджетных ассигнований (лимитов бюджетных обязательств) на исполнение указанных государственных контрактов (пункт 3 статьи 217 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункт 2 части 1 статьи 6 Федерального закона от 28 ноября 2018 г. N 457-ФЗ);
(+) 2 922,2 млн. рублей - использование бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Российской Федерации (постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2018 г. N 1789, из них:
(+) 1 949,2 млн. рублей - бюджетные ассигнования на предоставление субвенций на финансовое обеспечение мероприятий по тушению лесных пожаров на территории Республики Саха (Якутия), Красноярского края и Иркутской области (постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2018 г. N 1789, распоряжение Правительства Российской Федерации от 8 августа 2019 г. N 1770-р);
(-) 80,6 млн. рублей - перераспределение бюджетных ассигнований на реализацию мероприятий по решениям Правительства Российской Федерации за счет бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий (пункт 3 статьи 217 Бюджетного кодекса Российской Федерации);
(+) 67,6 - бюджетные ассигнования на социальные выплаты установленные законодательством Российской Федерации (пункт 3 статьи 217 Бюджетного кодекса Российской Федерации);
(+) 53,1 млн. рублей - закупка товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд в рамках Соглашений между МЧС России и Правительством Московской области и Правительством Тюменской области в связи с передачей части полномочий по решению вопросов защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и ликвидации их последствий, организации и проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера, организации тушения пожаров силами Государственной противопожарной службы, организации осуществления на межмуниципальном и региональном уровне мероприятий по гражданской обороне, осуществления поиска и спасания людей на водных объектах (пункт 3 статьи 217 Бюджетного кодекса Российской Федерации, распоряжения Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2011 г. N 611-р, от 8 апреля 2011 г. N 595-р);
(+) 22,3 млн. рублей - бюджетные ассигнования на обеспечение реализации международных обязательств Российской Федерации, расходов связанных с международной деятельностью (пункт 7 статьи 217 Бюджетного кодекса Российской Федерации);
(+) 0,8 млн. рублей - бюджетные ассигнования на выплаты стипендий Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации для лиц, обучающихся по образовательным программам, соответствующим приоритетным направлениям модернизации и технологического развития экономики Российской Федерации, а также стипендиальное обеспечение обучающихся по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам высшего образования по очной форме обучения (пункты 3, 7 статьи 217 Бюджетного кодекса Российской Федерации);
(+) 0,5 млн. рублей - перераспределение бюджетных ассигнований в целях исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства федерального бюджета и (или) предусматривающих перечисление этих средств в счет оплаты судебных издержек (часть 3 статьи 217 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
По состоянию на 1 января 2020 года бюджетные ассигнования по уточненной росписи составили 194 109,9 млн. рублей, в том числе бюджетные ассигнования на ПНО - 14,1 млн. рублей. Лимиты бюджетных обязательств утверждены в сумме 193 963,2 млн. рублей или 99,9% к объему бюджетных ассигнований, установленному уточненной росписью (без учета бюджетных ассигнований на ПНО).
Исполнение расходов федерального бюджета по данной государственной программе составило 187 816,4 млн. рублей или 96,8% к уточненной росписи.
Сложившийся уровень исполнения расходов федерального бюджета по данной программе обусловлен следующими основными причинами:
нарушение подрядными организациями сроков выполнения работ по условиям государственных контрактов;
экономия по результатам конкурсных процедур на проведение работ и оказание услуг;
заявительный характер выплат пособий и компенсаций, а также уменьшение численности получателей выплат, пособий и компенсаций по сравнению с запланированной;
длительность сроков поставки и монтажа оборудования, необходимого для осуществления строительно-монтажных работ, неудовлетворительная работа подрядчиков при выполнении работ, нарушение сроков выполнения работ в рамках ФЦП "Национальная система химической и биологической безопасности Российской Федерации (2015 - 2020 годы)";
оплата работ, услуг "по факту" на основании актов выполненных работ;
поэтапная оплата работ, в соответствии с условиями заключенных государственных контрактов.
Государственная программа "Юстиция"
Федеральным законом от 29 ноября 2018 г. N 459-ФЗ на реализацию государственной программы "Юстиция" утверждены бюджетные ассигнования на 2019 год в сумме 282 044,7 млн. рублей.
В 2019 году законодательно утвержденный объем бюджетных ассигнований по данной государственной программе увеличен на сумму 19 390,6 млн. рублей, в том числе:
(+) 508,8 млн. рублей - изменения бюджетных ассигнований, предусмотренные Федеральным законом от 18 июля 2019 г. N 175-ФЗ;
(+) 2 831,9 млн. рублей - изменения бюджетных ассигнований, предусмотренные Федеральным законом от 2 декабря 2019 г. N 389-ФЗ;
(+) 7 875,8 млн. рублей - перераспределение бюджетных ассигнований в связи с особенностями исполнения федерального бюджета (пункт 3 статьи 217 Бюджетного кодекса Российской Федерации);
0(+) 3 651,2 млн. рублей - оплата заключенных государственных контрактов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, подлежавших в соответствии с условиями этих государственных контрактов оплате в 2018 году, в том числе расчеты по которым в 2018 году осуществлялись с применением казначейского обеспечения обязательств, в объеме, не превышающем остатка не использованных на начало 2019 года бюджетных ассигнований (лимитов бюджетных обязательств) на исполнение указанных государственных контрактов (пункт 3 статьи 217 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункт 2 части 1 статьи 6 Федерального закона от 28 ноября 2018 г. N 457-ФЗ);
(+) 1 700,0 млн. рублей - бюджетные ассигнования на выплату денежных компенсаций истцам в соответствии с решениями Европейского Суда по правам человека (пункт 3 статьи 217 Бюджетного кодекса, пункт 6 части 1 статьи 21 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов");
(+) 1 046,2 млн. рублей - перераспределение бюджетных ассигнований в связи с изменением функций и полномочий главных распорядителей (пункт 3 статьи 217 Бюджетного кодекса Российской Федерации);
(+) 844,2 млн. рублей - бюджетные ассигнования на обеспечение реализации международных обязательств Российской Федерации, расходов связанных с международной деятельностью (пункт 7 статьи 217 Бюджетного кодекса Российской Федерации);
(+) 600,9 млн. рублей - бюджетные ассигнования на выполнение судебно-экспертными учреждениями Минюста России государственного задания (постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2018 г. N 1789, распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2019 г. N 2163-р);
(+) 335,8 млн. рублей - бюджетные ассигнования на осуществление социальных выплат казенным учреждением (пункт 3 статьи 217 Бюджетного кодекса Российской Федерации);
(-) 35,4 млн. рублей - перераспределение бюджетных ассигнований, предусмотренных для исполнения публичных нормативных обязательств (пункт 3 статьи 217 Бюджетного кодекса);
(+) 24,0 млн. рублей - бюджетные ассигнования на закупку товаров, работ, услуг в целях осуществления капитального ремонта государственного (муниципального) имущества в соответствии с Соглашением между Правительством Сахалинской области и ФСИН России (пункт 3 статьи 217 Бюджетного кодекса Российской Федерации);
(+) 6,6 млн. рублей - распределение бюджетных ассигнований на повышение оплаты труда отдельных категорий работников федеральных государственных учреждений науки, на которых распространяются положения Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" (пункт 3 части 1 статьи 21 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов", распоряжение Правительства Российской Федерации от 6 апреля 2019 г. N 654-р);
(+) 0,5 млн. рублей - перераспределение бюджетных ассигнований на выплату стипендии Президента Российской Федерации (пункты 3, 7 статьи 217 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
По состоянию на 1 января 2020 года бюджетные ассигнования по уточненной росписи составили 301 435,3 млн. рублей, в том числе бюджетные ассигнования на ПНО - 14,6 млн. рублей. Лимиты бюджетных обязательств утверждены в сумме 301 410,2 млн. рублей или 99,99% к объему бюджетных ассигнований, установленному уточненной росписью (без учета бюджетных ассигнований на ПНО).
Исполнение расходов федерального бюджета по данной государственной программе составило 328 670,9 млн. рублей или 109,0% к уточненной росписи.
Превышение исполнения бюджетных ассигнований над уточненной росписью по государственной программе "Юстиция" обусловлено направлением средств, полученных федеральными казенными учреждениями, исполняющими наказания в виде лишения свободы, в результате осуществления ими собственной производственной деятельности в целях привлечения осужденных к труду, на финансовое обеспечение осуществления функций указанных учреждений сверх бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете.
Непрограммные направления деятельности
Утвержденные Федеральным законом от 29 ноября 2018 г. N 459-ФЗ на 2019 год бюджетные ассигнования по иным непрограммным направлениям деятельности и их изменение в ходе исполнения федерального бюджета за 2019 год характеризуются следующими данными:
За 2019 год законодательно утвержденные объемы бюджетных ассигнований по иным непрограммным направлениям деятельности уменьшены на 36 454,9 млн. рублей, из них:
(-) 4 390,6 млн. рублей - перераспределение бюджетных ассигнований между главными распорядителями в целях обеспечения взаимных расчетов, связанных с содержанием и обслуживанием Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, военных судов, подготовкой военных кадров и другими видами обеспечения (пункт 7 статьи 217 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановление Правительства Российской Федерации от 18 октября 2004 г. N 565);
(+) 399,2 млн. рублей - перераспределение бюджетных ассигнований, предусмотренных Росгвардии, ГФС России (за исключением бюджетных ассигнований, предусмотренных на реализацию государственной программы вооружения), в пределах 10 процентов объема указанных бюджетных ассигнований (пункт 7.2 статьи 217 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
С точки зрения направлений финансового обеспечения наибольшую долю в объеме расходов федерального бюджета по иным непрограммным направлениям составили расходы на выплаты персоналу государственных органов (57,5%) и закупку товаров, работ и услуг для обеспечения государственных нужд (12,7% процента).
Следственный комитет Российской Федерации
По данному непрограммному направлению была обеспечена деятельность следственных органов Российской Федерации и военно-следственных органов Российской Федерации.
На уровень исполнения расходов федерального бюджета по данному непрограммному направлению деятельности оказывали влияние следующие основные причины:
по основному мероприятию "Обеспечение функционирования органов и организаций Следственного комитета Российской Федерации":
снятие с производства оборудования, предусмотренного разработанной в 2014 году проектной документацией;
экономия, сложившаяся по результатам проведения конкурсных процедур;
по основному мероприятию "Обеспечение функционирования военных следственных органов Следственного комитета Российской Федерации":
уменьшение количества получателей социальных выплат;
уточнение решений по устройству сетей инженерно-технического назначения и, как следствие, проведение повторной государственной экспертизы проектной документации;
экономия, сложившаяся по результатам проведения конкурсных процедур.
Прокуратура Российской Федерации
По данному непрограммному направлению была обеспечена деятельность органов прокуратуры Российской Федерации и военных органов прокуратуры Российской Федерации.
На уровень исполнения расходов федерального бюджета по данному непрограммному направлению деятельности оказывали влияние следующие основные причины:
по основному мероприятию "Обеспечение деятельности органов и организаций прокуратуры Российской Федерации":
отсутствие утвержденной в установленном порядке проектной документации;
нарушение подрядными организациями сроков исполнения и иных условий контрактов;
экономия, сложившаяся по результатам проведения конкурсных процедур;
по основному мероприятию "Обеспечение деятельности органов военной прокуратуры":
экономия, сложившаяся по результатам проведения конкурсных процедур;
уменьшение количества получателей социальных выплат.
С учетом изложенного, Комитет по безопасности и противодействию коррупции, отмечая в целом достаточно высокую степень использования главными распорядителями средств федерального бюджета в пределах установленного общего объема бюджетных ассигнований, рекомендует Государственной Думе принять проект федерального закона N 1020025-7 "Об исполнении федерального бюджета за 2019 год" в первом чтении.
Председатель Комитета |
В.И. Пискарев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.