Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по бюджету и налогам
на проект федерального закона N 1025470-7 "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с совершенствованием налогового мониторинга",
внесенный депутатами Государственной Думы А.М. Макаровым, Г.Я. Хором, Л.Я. Симановским, В.М. Резником, А.А. Ремезковым, В.С. Шурчановым
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев указанный законопроект, Комитет по бюджету и налогам отмечает следующее.
Законопроект разработан по результатам анализа практики налогового администрирования в форме налогового мониторинга и предусматривает:
изменение условий, при соблюдении которых налогоплательщик вправе обратиться в налоговый орган с заявлением о проведении налогового мониторинга, в частности: снижение пороговых значений совокупных сумм налогов, подлежащих уплате в бюджетную систему Российской Федерации за календарный год, предшествующий году, в котором представлено такое заявление (с 300 до 100 млн. руб.); снижение суммарного объема полученных доходов и совокупной стоимости активов за указанный календарный год (с 3 до 1 млрд); учет при расчете указанных совокупных сумм исчисленных налогов налога на доходы физических лиц и страховых взносов (статья 105.26 Кодекса). Это позволит расширить количество потенциальных участников налогового мониторинга;
исключение требования об обязательном соблюдении участником (в том числе ответственным участником) консолидированной группы налогоплательщиков вышеуказанных условий для целей проведения налогового мониторинга, что позволит обеспечить качественный рост уровня налогового администрирования, которое будет осуществляться на основе комплексного подхода и учета особенностей группы налогоплательщиков;
упрощение продления срока проведения налогового мониторинга посредством исключения необходимости повторного представления организациями заявлений о проведении налогового мониторинга и документов, указанных в пункте 2 статьи 105.27 Кодекса, что снизит административную нагрузку на налогоплательщиков;
уточнение требований к регламенту информационного взаимодействия, а также положений, регулирующих вопросы взаимодействия налогового органа и налогоплательщика, в отношении которого налоговым органом проводится налоговый мониторинг (в том числе в случае организации доступа налогового органа к информационным системам налогоплательщика в целях получения необходимых документов), а также уточнение процедуры досрочного прекращения налогового мониторинга (статьи 105.26, 105.28, 105.29 Кодекса);
уточнение порядка проведения налогового мониторинга, в том числе в части предварительного уведомления налогоплательщика о наличии оснований для составления мотивированного мнения налогового органа, что предоставит налогоплательщикам дополнительную возможность для представления пояснений в отношении установленного факта или добровольного уточнения налоговых обязательств) (статья 105.29 Кодекса);
увеличение срока проведения налогового мониторинга в случаях представления уточненных налоговых деклараций (в частности, налоговых деклараций по НДС и акцизам, в которых заявлена сумма соответствующего налога к возмещению) в периоде окончания срока проведения налогового мониторинга (пункт 5 статьи 105.26 Кодекса);
отказ от проведения камеральных налоговых проверок налоговых деклараций (расчетов) налогоплательщиков, в отношении которых проводится налоговый мониторинг, в случаях, предусмотренных подпунктами 1 - 3 пункта 1.1 статьи 88 Кодекса (представление налоговой декларации не позднее 1 июля года, следующего за периодом, за который проводится налоговый мониторинг; представление налоговой декларации по НДС и акцизам, в которых заявлена сумма соответствующего налога к возмещению; представление уточненной налоговой декларации, в которой уменьшена подлежащая уплате в бюджет сумма налога или увеличена сумма убытка);
реализация права на заявительный порядок возмещения НДС и акцизов, а также проведение проверки обоснованности суммы НДС и акциза, заявленных к возмещению, уточненной налоговой декларации по НДС и акцизам непосредственно в рамках налогового мониторинга с целью снижения издержек налогоплательщиков в рамках проводимого налогового мониторинга (статьи 176, 176.1, 203, 203.1 Кодекса);
уточнение оснований назначения выездных налоговых проверок (повторных выездных налоговых проверок) налогоплательщика и консолидированной группы налогоплательщиков, в отношении которых проводится налоговый мониторинг (статьи 89 и 89.1 Кодекса);
особенности получения налоговым органом документов организации, в отношении которой проводится налоговый мониторинг, в случае получения поручения на истребование документов (информации) на основании статьи 93.1 Кодекса;
наделение налоговых органов полномочиями по истребованию в ходе налогового мониторинга документов, необходимых для проверки правильности исчисления и уплаты налога налоговыми агентами в соответствии со статьями 214.6 и 310.1 Кодекса.
Таким образом, положения законопроекта позволяют реализовать основные мероприятия по развитию налогового мониторинга, предусмотренные подпунктами "а" и "б" пункта 9 Концепции развития и функционирования в Российской Федерации системы налогового мониторинга, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.02.2020 N 381-р.
Учитывая, что принятие проектируемых норм направлено на расширение практики применения налогового контроля в форме налогового мониторинга, на отказ от проведения налоговых проверок в целях обеспечения непрерывности налогового контроля в форме налогового мониторинга, реализацию права на заявительный порядок возмещения НДС и акцизов и осуществление налоговыми органами контроля за заявленными к возмещению суммами указанных налогов в рамках налогового мониторинга, а также на развитие технологии расширенного информационного взаимодействия таких организаций с налоговыми органами, концепция законопроекта Комитетом поддерживается.
Счетной палатой Российской Федерации концепция законопроекта также поддерживается.
К законопроекту поступили положительные отзывы 21 законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и 38 высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Учитывая изложенное, Комитет по бюджету и налогам рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона N 1025470-7 "О внесении изменения в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с совершенствованием налогового мониторинга".
Председатель Комитета |
А.М. Макаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.