Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1100200-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О беженцах" в части уточнения порядка обязательного медицинского освидетельствования"
Досье на проект федерального закона
Федеральным законом от 19 февраля 1993 г. N 4528-1 "О беженцах" (далее - Закон) предусмотрено проведение медицинского освидетельствования с выдачей медицинского сертификата, которое является необходимым и обязательным требованием для рассмотрения ходатайств о признании беженцем и заявлений о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации иностранным гражданам и лицам без гражданства (далее - освидетельствование).
Устанавливая необходимость проведения освидетельствования, Закон не наделяет какой-либо орган государственной власти полномочиями по установлению порядка освидетельствования, отсутствие которых порождает правовую неопределенность и обращения граждан.
В свою очередь, отсутствие правовых оснований для издания порядка освидетельствования не позволяет утвердить его без корректировки норм Закона.
На практике для получения медицинского свидетельства применяются приказы Минздрава России от 24 июля 2014 г. N 389н "Об утверждении временного порядка проведения обязательного медицинского освидетельствования граждан Украины и лиц без гражданства, постоянно проживавших на территории Украины, прибывших на территорию Российской Федерации в поисках убежища" и от 29 июня 2015 г. N 384н "Об утверждении перечня инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих и являющихся основанием для отказа в выдаче либо аннулирования разрешения на временное проживание иностранных граждан и лиц без гражданства, или вида на жительство, или патента, или разрешения на работу в Российской Федерации, а также порядка подтверждения их наличия или отсутствия, а также формы медицинского заключения о наличии (об отсутствии) указанных заболеваний".
Указанные приказы содержат различный перечень медицинских осмотров врачами-специалистами, а также проверяемых заболеваний у свидетельствуемого, в том числе и инфекционных, представляющих опасность для окружающих.
В связи с распространением на территории Российской Федерации в 2020 году новой коронавирусной инфекции, а также включением данной инфекции в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих (постановление Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 г. N 66), определение единого порядка освидетельствования, включая установление четкого перечня проводимых осмотров врачами-специалистами и лабораторных исследований в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства для рассмотрения ходатайств о признании беженцем и заявлений о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации, становится особенно актуальным.
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О беженцах" в части уточнения порядка обязательного медицинского освидетельствования" закрепляет правовые основания для издания соответствующего порядка, уточняет, что полномочия по обеспечению санитарно-эпидемиологического контроля в местах временного содержания или центрах временного размещения лиц, ходатайствующих о признании беженцами, и информирование МВД России и его территориальных органов о санитарно-эпидемиологической обстановке в указанных местах осуществляются Роспотребнадзором и приводит терминологию, используемую в Законе, в соответствие с Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
Поскольку проект федерального закона не расширяет категории иностранных граждан, подлежащих освидетельствованию, а также не вводит новых видов исследований при его проведении, принятие проекта федерального закона не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета, бюджета субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
В проекте федерального закона отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательных требований, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер, о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Проект федерального закона не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации, а также не будет иметь социально-экономических и финансовых последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности.
Проект федерального закона соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, положениям иных международных договоров Российской Федерации и не противоречит законодательству Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О беженцах" в части уточнения порядка обязательного медицинского освидетельствования"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О беженцах" в части уточнения порядка обязательного медицинского освидетельствования" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Перечень федеральных законов, подлежащих принятию, изменению, приостановлению или признанию утратившими силу в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О беженцах" в части уточнения порядка обязательного медицинского освидетельствования"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О беженцах" в части уточнения порядка обязательного медицинского освидетельствования" не потребует принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу федеральных законов Российской Федерации.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О беженцах" в части уточнения порядка обязательного медицинского освидетельствования"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О беженцах" в части уточнения порядка обязательного медицинского освидетельствования" потребует принятие следующих нормативных правовых актов:
1. Постановление Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 22 июля 2014 г. N 690 "О предоставлении временного убежища гражданам Украины на территории Российской Федерации в упрощенном порядке".
Основание разработки - подпункт "б" пункта 1 проекта федерального закона.
Цель, предмет и содержание правового регулирования - уточнение порядка организации обязательного медицинского освидетельствования граждан Украины, обратившихся с заявлением о предоставлении временного убежища.
Срок подготовки - в течение трех месяцев со дня принятия федерального закона.
Ответственный исполнитель - Минздрав России.
2. Постановление Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2001 г. N 274 "О предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации".
Основание разработки - подпункт "б" пункта 1 проекта федерального закона.
Цель, предмет и содержание правового регулирования - уточнение порядка организации обязательного медицинского освидетельствования лиц, обратившихся с заявлением о предоставлении временного убежища.
Срок подготовки - в течение трех месяцев со дня принятия федерального закона.
Ответственный исполнитель - Минздрав России.
3. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации "Об утверждении Порядка обязательного медицинского освидетельствования соискателей статуса беженца и лиц, обратившихся с заявлением о предоставлении временного убежища".
Основание разработки - подпункт "а" пункта 5 проекта федерального закона.
Цель, предмет и содержание правового регулирования - установление единого порядка обязательного медицинского освидетельствования соискателей статуса беженца и лиц, обратившихся с заявлением о предоставлении временного убежища.
Срок подготовки - в течение трех месяцев со дня принятия федерального закона.
Ответственный исполнитель - Минздрав России.
4. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации "О признании утратившим силу приказа Минздрава России от 24 июля 2014 г. N 389н "Об утверждении временного порядка проведения обязательного медицинского освидетельствования граждан Украины и лиц без гражданства, постоянно проживавших на территории Украины, прибывших на территорию Российской Федерации в поисках убежища".
Основание разработки - подпункт "а" пункта 5 проекта федерального закона.
Цель, предмет и содержание правового регулирования - признание утратившим силу временного порядка обязательного медицинского освидетельствования граждан Украины и лиц без гражданства, постоянно проживавших на территории Украины, прибывших на территорию Российской Федерации в поисках убежища, в связи с утверждением единого порядка обязательного медицинского освидетельствования соискателей статуса беженца и лиц, обратившихся с заявлением о предоставлении временного убежища.
Срок подготовки - в течение трех месяцев со дня принятия федерального закона.
Ответственный исполнитель - Минздрав России.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.