Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1100846-7 "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования порядка предоставления технических условий, необходимых для осуществления архитектурно-строительного проектирования"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования порядка предоставления технических условий, необходимых для осуществления архитектурно-строительного проектирования" (далее - Законопроект) разработан в целях исполнения пункта 17 перечня мероприятий по направлению "Градостроительная деятельность и территориальное планирование" плана мероприятий "Трансформация делового климата", утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 января 2019 г. N 20-р, и направлен на исключение необходимости получения технических условий подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям теплоснабжения, газоснабжения, водоснабжения и водоотведения, предусмотренных частью 7 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), как самостоятельного документа с учетом того, что содержащаяся в них информация (о максимальной нагрузке в возможных точках подключения и сроках подключения) предоставляется согласно статье 57.3 ГрК РФ в градостроительном плане земельного участка (далее - ГПЗУ).
Для исключения смешения понятий "технические условия, включаемые в градостроительный план земельного участка" и "технические условия, содержащиеся в договорах подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения" предлагается сохранить только термин "технические условия, содержащиеся в договорах подключения (технологического присоединения)"; в ГПЗУ предлагается использовать термин "информация о возможности подключения (технологического присоединения)". В состав этой информации будут входить сведения о максимальной нагрузке в возможных точках подключения (технологического присоединения) к таким сетям, а также сведения об организации, представившей данную информацию.
Предлагаемые изменения не будут распространяться на сети электроснабжения, поскольку в силу части 10.1 статьи 48 ГрК РФ его положения не распространяются на сферу электроснабжения и порядок технологического присоединения объектов капитального строительства к электрическим сетям устанавливается законодательством Российской Федерации об электроэнергетике.
Для целей разработки проектной документации Законопроектом предусматривается использование технических условий, входящих в состав договора о подключении (технологическом присоединении) к сетям инженерно-технического обеспечения. Это обусловлено рядом причин:
"предварительные" технические условия, выдаваемые до заключения указанного договора, не содержат всей необходимой для разработки проектной документации информации;
содержащиеся в "предварительных" технических условиях сведения носят справочный характер и, как правило, являются неточными. Например, приводимая в них информация о возможной точке подключения и стоимости подключения предоставляется без предварительного проведения инженерно-геодезических изысканий и трассировки, в то время как рельеф местности может повлечь необходимость выбора иной точки подключения, что повлияет на протяженность строящихся сетей и, следовательно, стоимость подключения. Кроме того, между моментом выдачи "предварительных" технических условий (либо ГПЗУ, с учетом проектируемых изменений) может пройти значительное время - будут утверждены новые тарифы на технологическое присоединение, появятся новые возможные точки подключения, изменится объем свободной мощности.
При этом законопроект, равно как и действующая редакция статьи 48 ГрК, не устанавливает прямого требования о заключении договора о подключении (технологическом присоединении) к сетям инженерно-технического обеспечения, а лишь содержит указание на то, что технические условия должны быть переданы проектировщику.
Законопроект также учитывает положения Федерального закона от 27 декабря 2019 г. N 472-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", касающиеся сокращения срока выдачи органами местного самоуправления ГПЗУ с 20 до 14 рабочих дней. В частности, в целях обеспечения соблюдения данного срока Законопроектом предусматривается, что необходимая для подготовки ГПЗУ информация о возможности подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (теплоснабжения, газоснабжения, водоснабжения и водоотведения) запрашивается органом местного самоуправления в течение двух рабочих дней с даты получения заявления о выдаче ГПЗУ в организациях, осуществляющих эксплуатацию соответствующих сетей. Указанная информация подлежит представлению в орган местного самоуправления в течение пяти рабочих дней со дня, следующего за днем получения соответствующего запроса.
Следует подчеркнуть, что предлагаемый срок предоставления указанными организациями данной информации является достаточным и обоснованным, поскольку наличие актуальных сведений о резерве мощности системы фактически обуславливает возможность соблюдения ими стандартов раскрытия информации, утвержденных Правительством Российской Федерации.
В целях упрощения реализации застройщиками инвестиционных проектов на земельных участках, переданных им по результатам проведения аукционов в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, законопроект устанавливает право заключения ими договора подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения в пределах максимальной нагрузки и срока, определенного в информации о возможности подключения (технологического присоединения).
В связи с принятием Федерального закона от 2 августа 2019 г. N 283-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", внесшего изменения в статью 48 ГрК РФ, в Законопроекте учтены положения новых частей 1.1 и 1.2 статьи 48 ГрК РФ, предусматривающие возможность осуществления архитектурно-строительного проектирования лицами, не являющимися правообладателями земельных участков, в случаях, предусмотренных указанными частями.
В целях исключения необходимости повторного получения заинтересованными лицами технических условий подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, отвечающих вновь установленным требованиям (в составе градостроительного плана земельного участка), предусматривается, что положения ГрК РФ и Земельного кодекса Российской Федерации в редакции Законопроекта не применяются к отношениям, связанным с подключением (технологическим присоединением) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения на основании технических условий, выданных в установленном порядке, в соответствии со статьей 48 ГрК РФ, до дня вступления в силу указанных изменений, в том числе в случае продления срока их действия.
Законопроект не содержит обязательных требований, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательных требований, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер, о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Реализация мероприятий, предусмотренных Законопроектом, не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Положения Законопроекта соответствуют положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации, реализация предлагаемых решений не окажет социально-экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, предлагаемые решения не повлияют на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования порядка предоставления технических условий, необходимых для осуществления архитектурно-строительного проектирования"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования порядка предоставления технических условий, необходимых для осуществления архитектурно-строительного проектирования" не повлечет дополнительных расходов средств федерального бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования порядка предоставления технических условий, необходимых для осуществления архитектурно-строительного проектирования"
Принятие и реализация федерального закона "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования порядка предоставления технических условий, необходимых для осуществления архитектурно-строительного проектирования" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования порядка предоставления технических условий, необходимых для осуществления архитектурно-строительного проектирования"
Принятие и реализация проекта федерального закона "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования порядка предоставления технических условий, необходимых для осуществления архитектурно-строительного проектирования" (далее - Законопроект) потребует принятия следующих нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти:
1) о признании утратившими силу постановления Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2006 г. N 83 "Об утверждении Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения" и (в соответствующей части) иных постановлений Правительства Российской Федерации, которыми в него были внесены изменения (от 15 мая 2010 г. N 341, от 29 июля 2013 г. N 642, от 29 июля 2013 г. N 644, от 30 декабря 2013 г. N 1314, от 15 апреля 2014 г. N 344, от 23 августа 2014 г. N 845, от 19 июня 2017 г. N 727, от 12 апреля 2018 г. N 448, от 5 июля 2018 г. N 787), а также отдельных положений постановлений Правительства Российской Федерации, содержащих упоминание технических условий в качестве самостоятельного документа, получение которого требует прохождения отдельной процедуры (в том числе: постановлений Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2017 г. N 452, от 30 апреля 2014 г. N 403, от 28 марта 2017 г. N 346, от 27 декабря 2016 г. N 1504, от 7 ноября 2016 г. N 1138, от 29 октября 2010 г. N 872, от 12 мая 2017 г. N 563, от 5 мая 2014 г. N 404, от 14 февраля 2012 г. N 124, от 4 августа 2015 г. N 794, от 9 августа 2017 г. N 955, от 29 июля 2013 г. N 645, от 29 июля 2013 г. N 643; от 14 июня 2013 г. N 502, от 5 февраля 1998 г. N 162, от 22 октября 2012 г. N 1075, от 15 декабря 2017 г. N 1562, от 29 июля 2013 г. N 644, от 29 июля 2013 г. N 642, от 5 июля 2018 г. N 787, от 30 декабря 2013 г. N 1314).
Основание - статья 1 Законопроекта.
Головной исполнитель - Минстрой России.
Соисполнители - Минэкономразвития России, Минэнерго России, ФАС России.
Планируемый срок разработки - в течение 3 месяцев со дня вступления в силу Законопроекта;
2) постановление Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в отдельные акты Правительства Российской Федерации", предусматривающее внесение изменений в правила подключения (технологического присоединения) к системам инженерно-технического обеспечения в части адаптации порядка внесения платы за подключение (технологическое присоединение) к таким системам с учетом особенностей строительства объектов капитального строительства с использованием бюджетных средств.
Так, действующее регулирование предусматривает внесение значительной части (до 50%) платы за подключение (технологическое присоединение) в течение 15 дней со дня заключения договора о подключении (технологическом присоединении). В случае строительства с привлечением средств федерального бюджета (в частности, в рамках различных государственных программ, национальных проектов) финансирование поступает на основании заявки субъекта Российской Федерации, для формирования которой необходимо наличие утвержденной и прошедшей государственную экспертизу проектной документации (см. например, подпункты "д" и "е" пункта 11 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на развитие жилищного строительства, предусмотренных приложением N 6 к государственной программе Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 г. N 1710).
Поскольку предлагаемое Законом регулирование предусматривает возможность подготовки проектной документации исключительно на основании технических условий, предусмотренных договором подключения (технологического присоединения), публично-правовое образование, претендующее на получение федеральной субсидии, вынуждено заключить указанный договор. В свою очередь, средства, необходимые для внесения первой части платы по договору подключения (технологического присоединения) зачастую отсутствуют в бюджете заявителя - субъекта Российской Федерации. Нарушение сроков внесения платежей по такому договору влечет возникновение у исполнителя (ресурсоснабжающей организации) права требовать от заявителя (публично-правового образования) уплаты пени, а также приостановить выполнение своих договорных обязательств до дня внесения заявителем соответствующего платежа.
В этой связи, в целях создания возможности беспрепятственной подачи заявки и получения субъектами Российской Федерации субсидий из федерального бюджета на создание объектов капитального строительства, в развитие положений законопроекта необходимо внесение изменений в правила подключения (технологического присоединения) к системам инженерно-технического обеспечения, предусматривающих отдельный порядок внесения платы за подключение (технологическое присоединение) к таким системам в случае строительства объекта с привлечением бюджетных средств (график платежей привязан к факту выполнения отдельных мероприятий в рамках договора, а не к дате заключения договора).
Основание - подпункт "в" пункта 1 статьи 1 Законопроекта.
Головной исполнитель - Минстрой России.
Соисполнители - Минэкономразвития России, Минэнерго России, ФАС России.
Планируемый срок разработки - в течение 3 месяцев со дня вступления в силу законопроекта;
3) приказ Минстроя России "О внесении изменений в приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25 апреля 2017 г. N 741/пр "Об утверждении формы градостроительного плана земельного участка и порядка ее заполнения", направленный на уточнение состава информации, подлежащей указанию в градостроительном плане земельного участка (в части замены технических условий подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения сведениями о возможности подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения).
Основание - пункт 6 статьи 1 Законопроекта.
Исполнитель - Минстрой России.
Соисполнители отсутствуют.
Планируемый срок разработки - в течение 3 месяцев со дня принятия постановления Правительства Российской Федерации, указанного в пункте 1 настоящего перечня.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.