Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 1076374-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях урегулирования вопросов приобретения гражданами прав на гаражи и земельные участки, на которых они расположены", внесенному сенатором Российской Федерации А.А. Турчаком, депутатом Государственной Думы П.В. Крашенинниковым
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона предлагается наделить граждан правом на предоставление до 1 января 2026 года в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на которых расположены используемые указанными гражданами гаражи, возведенные до введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Замечаний концептуального характера по проекту не имеется.
Вместе с тем обращаем внимание, что согласно пункту 2 проектируемой статьи 3.7 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 137-ФЗ) земельный участок может быть предоставлен в собственность гражданину, если ранее ему был выделен такой земельный участок для размещения гаража или распределен расположенный на таком земельном участке гараж, в связи с чем неясно, будет ли предлагаемый проектом порядок распространяться на наследников указанных граждан и лиц, которые приобрели право на использование гаражей по иным основаниям.
Отдельные положения проекта нуждаются в редакционной доработке. Так, в проектируемой статье 3.7 Федерального закона N 137-ФЗ следует уточнить формулировки "договор об уплате коммунальных услуг", "общее собрание гаражного кооператива", "отсутствие в градостроительном регламенте ... объектов капитального строительства", а также унифицировать формулировки "земельный участок ... предоставлен гражданину или передан ... либо иным образом выделен ему" и "предоставление или выделении земельного участка", "выделение земельного участка иным образом" и "иное выделение земельного участка". Кроме того, используемое в указанной проектируемой статье понятие "гаражи, находящиеся в многоквартирных домах и объектах коммерческого назначения, а также подземные гаражи" необходимо соотнести с понятием "машино-место" (пункт 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункт 29 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Отмечаем также, что Федеральным законом N 137-ФЗ не предусмотрено единое понятие "уполномоченный орган", в связи с чем в пункте 6 проектируемой статьи 3.7 Федерального закона N 137-ФЗ следует уточнить, о каком органе государственной власти или органе местного самоуправления идет речь.
Проектом также предлагается разрешить использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута для возведения гаражей, являющихся некапитальными сооружениями (проектируемый подпункт 7 пункта 1 статьи 39.33, проектируемая статья 39.36-1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), однако неясно, в каком порядке право на использование таких земельных участков будет распределяться между претендующими на них гражданами (в порядке очередности, на конкурсной основе или иным образом).
Кроме того, нуждается в уточнении положение пункта 2 проектируемой статьи 39.36-1 ЗК РФ в части наделения органов государственной власти субъектов Российской Федерации правом освобождать граждан от внесения платы за использование земельных участков, включая земельные участки, находящиеся в федеральной и муниципальной собственности.
Начальник управления |
Е.В. Горбачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.