Досье на проект федерального закона
В соответствии с частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации в Правительстве Российской Федерации рассмотрен проект федерального закона с учетом представленного финансово-экономического обоснования.
Законопроектом предлагается запретить производство, изготовление, закупку, хранение, перевозку, пересылку, распределение в целях сбыта либо сбыт, пропаганду употребления (в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет") закиси азота, а также распространение информации, содержащей предложения о сбыте закиси азота, для использования указанного вещества не в медицинских, промышленных или технических целях и возложить государственный контроль (надзор) за соблюдением указанных требований на уполномоченные в соответствующей сфере федеральные органы исполнительной власти. Правительство Российской Федерации поддерживает законопроект при условии доработки с учетом замечаний, изложенных в приложении, до рассмотрения его Государственной Думой в первом чтении.
Приложение: на 2 л.
Заместитель Председателя |
К. Чуйченко |
Замечания к проекту федерального закона "Об ограничении оборота закиси азота в Российской Федерации"
Основной целью законопроекта является противодействие потреблению населением одурманивающего вещества - закиси азота. Однако выделяемые по признаку употребления для изменения состояния организма человека при отсутствии медицинских показаний и представляющие в связи с этим не меньшую общественную опасность, чем закись азота, иные одурманивающие вещества (хлороформ, эфир, толуол, хлорэтил, смеси клофелина, димедрола, барбитуратов с алкоголем и др.) не нашли отражения в законопроекте.
Законопроект не регулирует порядок оборота закиси азота, а лишь устанавливает прямой запрет на ее производство, изготовление, закупку, хранение, перевозку, пересылку, распределение в целях сбыта либо сбыт, а также на пропаганду ее употребления и распространение информации, содержащей предложения о сбыте указанного вещества не в медицинских, промышленных или технических целях. Законопроект не позволяет определить, на какой стадии, кем и при каких признаках будет выявлена немедицинская, непромышленная или нетехническая цель производства и реализации закиси азота.
В законопроекте отсутствует четкое определение предмета правового регулирования. Закись азота, или оксид азота, представляет собой химическое соединение с формулой N 20, относящееся к химической продукции, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации после того, как она прошла оценку соответствия обязательным требованиям. При определении в законопроекте терминов "закись азота медицинская", "закись азота техническая", "закись азота пищевая" не учитывается правовой режим регламентированного в Российской Федерации оборота готовой продукции с применением указанного химического соединения, в частности лекарственных средств, пищевых добавок.
В качестве предмета государственного контроля (надзора) следует указать использование закиси азота для изменения состояния организма человека, не связанное с медицинским вмешательством и медицинской помощью (в соответствии со статьей 2 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Часть 2 статьи 3 законопроекта содержит указание, что государственный контроль (надзор) за соблюдением установленных законопроектом требований осуществляется уполномоченными в соответствующей сфере федеральными органами исполнительной власти, однако из положений законопроекта неясно, о каких уполномоченных федеральных органах исполнительной власти идет речь и каким образом будут распределены полномочия между этими федеральными органами исполнительной власти при осуществлении государственного контроля (надзора).
Пунктом "в" части 1 статьи 2 законопроекта вводится определение "закись азота медицинская", содержащее отсутствующие в действующем законодательстве в сфере обращения лекарственных средств понятия "предприятие-изготовитель" и "сеть оптовых аптечных складов".
В соответствии со статьей 4 Федерального закона "Об обращении лекарственных средств" производство лекарственных средств в Российской Федерации осуществляется производителями лекарственных средств, а оптовая торговля лекарственными средствами - организациями оптовой торговли лекарственными средствами. При этом производители лекарственных средств (за исключением фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола) могут осуществлять продажу лекарственных средств или передавать их в установленном законодательством Российской Федерации порядке медицинским организациям.
Поскольку законодательство Российской Федерации не содержит ограничений, обусловленных организационно-правовой формой медицинской организации, на осуществление работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, при которых используется закись азота, слова "медицинские учреждения" представляется необходимым заменить словами "медицинские организации".
Частью 1 статьи 3 законопроекта предусматривается запрет пропаганды употребления закиси азота, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также распространения информации, содержащей предложения о сбыте закиси азота для использования указанного вещества не в медицинских, промышленных или технических целях. В целях обеспечения ограничения доступа к указанной информации проектируемые нормы следует увязать с положениями Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации".
Финансово-экономическое обоснование к законопроекту не содержит информации, мотивированно подтверждающей заявленный незатратный характер предлагаемых норм.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Правительства РФ от 18 апреля 2019 г. N 3317п-П12 "Заключение на проект федерального закона N 559097-7 "Об ограничении оборота закиси азота в Российской Федерации", вносимый в Государственную Думу депутатом Государственной Думы Н.В. Костенко"
Текст письма опубликован не был