Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1104310-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и Федеральный закон "О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации" в части регулирования временного пребывания иностранных граждан в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и Федеральный закон "О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации" в части регулирования временного пребывания иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан во исполнение пункта 16 плана мероприятий по реализации в 2020 - 2022 годах Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на 2019 - 2025 годы, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации 22 февраля 2019 г. N 265-р (в редакции распоряжения Правительства Российской Федерации от 30 мая 2020 г. N 1452-р).
Подготовка законопроекта обусловлена необходимостью выработки механизма обеспечения надлежащего контроля за временным пребыванием иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, в том числе с целью осуществления трудовой деятельности на основании трудового договора или гражданско-правового договора без получения разрешительных документов в соответствии с международными договорами Российской Федерации.
Существует ряд категорий иностранных граждан, которые могут длительное время пребывать на территории Российской Федерации без прохождения дактилоскопической регистрации и медицинского освидетельствования. Наиболее многочисленную из них составляют граждане государств - членов Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС), которых по состоянию на 1 марта 2020 г. на территории Российской Федерации находилось около 2,5 млн. человек.
Фрагментарность контроля за состоянием здоровья мигрантов и отсутствие эффективных алгоритмов действий в отношении лиц, у которых выявляются опасные заболевания, существенно увеличивают риск проникновения и распространения на территории Российской Федерации опасных инфекционных заболеваний.
Отсутствие возможности идентификации по биометрическим персональным данным значительно затрудняет реализацию решений о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации и неразрешении въезда в Российскую Федерацию, а также работу по обнаружению лиц, находящихся в розыске, причастных к деятельности террористических организаций, прежде всего, из-за изменения иностранными гражданами своих установочных данных и повторного въезда в Российскую Федерацию с новыми персональными данными.
Для решения указанных проблем законопроектом предлагается внести изменения в Федеральные законы от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и от 25 июля 1998 г. N 128-ФЗ "О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации", предусмотрев положения, обеспечивающие прохождение обязательной дактилоскопической регистрации, фотографирования и последующей биометрической идентификации, а также медицинского освидетельствования иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и находящихся на территории Российской Федерации длительный срок (более 90 дней суммарно в течение календарного года).
Вместе с тем для иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности, предлагается установить обязанность прохождения указанных процедур в течение 30 календарных дней с даты въезда в Российскую Федерацию.
При этом в целях оперативного и качественного проведения обозначенных процедур предлагается привлечь к данной работе организации, находящиеся в ведении МВД России, а также уполномоченную городом федерального значения Москвой организацию, учитывая значительный опыт и уровень профессиональной подготовки ее специалистов, наличие у нее значительной материально-технической базы для организации данной работы, а также имеющееся действенное взаимодействие с подразделениями МВД России.
Надлежащее исполнение процедур государственной дактилоскопической регистрации и фотографирования отвечает требованиям национальной безопасности. В этой связи их передача в организации, не имеющие возможности обеспечить необходимый уровень безопасности при обработке персональных данных иностранных граждан и (или) не обладающие достаточной материально-технической базой, может негативно отразиться на полноте и качестве собираемой биометрической информации.
Более 25% прибывающих в Россию иностранных граждан находятся в г. Москве. Уполномоченная г. Москвой организация с 2015 года эффективно оказывает содействие в проведении дактилоскопической регистрации и в фотографировании иностранных граждан при оказании им государственной услуги по оформлению и выдаче патентов. В частности, только в 2019 году с участием данной организации выдано более 463 тыс. патентов (более 30% от общего количества выданных в Российской Федерации патентов).
Также в целях реализации Договора о Евразийском экономическом союзе и повышения эффективности контроля за пребыванием трудящихся граждан государств-членов ЕАЭС и членов их семей в Российской Федерации (далее - трудовые мигранты) предлагается установить, что срок временного пребывания трудового мигранта определяется сроком действия трудового договора или гражданско-правового договора, заключенного трудовым мигрантом с работодателем или заказчиком работ (услуг), и продлевается на срок его действия.
При этом в случае заключения трудовым мигрантом таких договоров на неопределенный срок, срок временного пребывания трудового мигранта в России продлевается на срок до одного года с даты въезда, который может быть неоднократно продлен, но не более чем на один год для каждого такого продления.
Предлагается установить возможность продления срока временного пребывания в Российской Федерации отдельным категориям иностранных граждан, в том числе иностранным гражданам, прибывшим в порядке, не требующем получения визы, и являющимся членами семьи гражданина Российской Федерации.
Законопроектом предусматривается, что обязательная государственная дактилоскопическая регистрация и фотографирование иностранных граждан проводятся однократно.
От прохождения указанных процедур предлагается освободить отдельные категории иностранных граждан, в том числе, являющихся недееспособными или ограниченными в дееспособности, не достигших возраста восемнадцати лет, мужчин, достигших возраста шестидесяти пяти лет, и женщин, достигших возраста шестидесяти лет.
Принятие законопроекта повысит уровень санитарно-эпидемиологической безопасности, будет способствовать раскрываемости преступлений, существенно затруднит возможность сокрытия действительных персональных данных иностранными гражданами, в том числе членами международных террористических и иных преступных организаций, а также станет одним из элементов укрепления национальной безопасности Российской Федерации.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Реализация положений, предусмотренных законопроектом, не повлечет негативных социально - экономических, финансовых и иных последствий, в том числе для субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, а также не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Законопроект содержит обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора) в сфере миграции (в части осуществления федерального государственного контроля (надзора) за пребыванием и проживанием иностранных граждан в Российской Федерации).
Предусмотренный законопроектом срок вступления его в силу (по истечении ста восьмидесяти дней после дня его официального опубликования) обусловлен необходимостью подготовки и принятия ряда подзаконных нормативных правовых актов.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и Федеральный закон "О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации" в части регулирования временного пребывания иностранных граждан в Российской Федерации"
Реализация Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и Федеральный закон "О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации" в части регулирования временного пребывания иностранных граждан в Российской Федерации" не повлечет дополнительных расходов за счет средств федерального бюджета.
Согласно утвержденным нормам положенности территориальные органы МВД России оснащены оборудованием, необходимым для проведения предусмотренной проектируемым пунктом 12 статьи 5 Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" процедуры обязательной государственной дактилоскопической регистрации и фотографирования иностранных граждан и лиц без гражданства, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы. Увеличение штатной численности МВД России не потребуется.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и Федеральный закон "О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации" в части регулирования временного пребывания иностранных граждан в Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и Федеральный закон "О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации" в части регулирования временного пребывания иностранных граждан в Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и Федеральный закон "О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации" в части регулирования временного пребывания иностранных граждан в Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и Федеральный закон "О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации" в части регулирования временного пребывания иностранных граждан в Российской Федерации" потребует:
1. Издания постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 608 "Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации".
Срок подготовки - три месяца со дня принятия Федерального закона.
Ответственный исполнитель - Минздрав России.
2. Издания приказа Минздрава России "О внесении изменений в приказ Минздрава России от 29 июня 2015 г. N 384н "Об утверждении перечня инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих и являющихся основанием для отказа в выдаче либо аннулирования разрешения на временное проживание иностранных граждан и лиц без гражданства, или вида на жительство, или патента, или разрешения на работу в Российской Федерации, а также порядка подтверждения их наличия или отсутствия, а также формы медицинского заключения о наличии (об отсутствии) указанных заболеваний".
Срок подготовки - шесть месяцев со дня принятия Федерального закона.
Ответственный исполнитель - Минздрав России.
3. Издания приказа МИД России "О внесении изменений в приказ МИД России от 7 сентября 2015 г. N 17065 "Об утверждении Порядка принятия Министерством иностранных дел Российской Федерации решения о продлении либо сокращении срока временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации".
Срок подготовки - три месяца со дня принятия Федерального закона.
Ответственный исполнитель - МИД России.
4. Издания приказа МВД России "О внесении изменений в приказ МВД России от 16 марта 2017 г. N 131 "О федеральном государственном унитарном предприятии "Паспортно-визовой сервис" Министерства внутренних дел Российской Федерации".
Срок подготовки - три месяца со дня принятия Федерального закона.
Ответственный исполнитель - МВД России.
5. Издания приказа МВД России "О внесении изменений в Порядок принятия решения о продлении либо сокращении срока временного пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, утвержденный приказом МВД России от 18 декабря 2017 г. N 933".
Срок подготовки - три месяца со дня принятия Федерального закона.
Ответственный исполнитель - МВД России.
6. Издания приказа МВД России "О внесении изменений в приказ МВД России от 19 июня 2018 г. N 384 "Об утверждении Порядка проведения идентификации личности человека по отпечаткам пальцев (ладоней) рук в режиме реального времени и Перечня категорий лиц, в отношении которых обязательная государственная дактилоскопическая регистрация не проводится в случае идентификации их личности в результате проверки по отпечаткам пальцев (ладоней) рук в режиме реального времени".
Срок подготовки - три месяца со дня принятия Федерального закона.
Ответственный исполнитель - МВД России.
7. Издания приказа МВД России "О внесении изменений в приказ МВД России от 13 августа 2018 г. N 514 "Об утверждении Порядка проведения территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации обязательной государственной дактилоскопической регистрации и фотографирования иностранных граждан и лиц без гражданства, в отношении которых принято решение о выдаче разрешительных документов, предоставляющих право на осуществление трудовой деятельности в Российской Федерации".
Срок подготовки - шесть месяцев со дня принятия Федерального закона.
Ответственный исполнитель - МВД России.
8. Издания приказа МИД России "Об утверждении перечня иностранных государств, в отношении отдельных категорий граждан которых, указанных в пункте 19 статьи 5 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", применяются положения пунктов 12 и 17 статьи 5 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".
Срок подготовки - шесть месяцев со дня принятия Федерального закона.
Ответственный исполнитель - МИД России.
9. Издания приказа МВД России "Об утверждении Порядка принятия Министерством внутренних дел Российской Федерации решения о привлечении уполномоченной субъектом Российской Федерации организации для оказания содействия в проведении обязательной государственной дактилоскопической регистрации и фотографирования иностранных граждан и лиц без гражданства, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и типовой формы соглашения о взаимодействии между Министерством внутренних дел Российской Федерации и субъектом Российской Федерации, предусматривающего содействие уполномоченной субъектом Российской Федерации организации в проведении обязательной государственной дактилоскопической регистрации и фотографировании иностранных граждан и лиц без гражданства, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы".
Срок подготовки - шесть месяцев со дня принятия Федерального закона.
Ответственный исполнитель - МВД России.
10. Издания приказа МВД России "Об утверждении требований к информационному взаимодействию уполномоченной субъектом Российской Федерации организации и территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации, включая правила передачи данных по каналам связи с использованием информационных систем".
Срок подготовки - шесть месяцев со дня принятия Федерального закона.
Ответственный исполнитель - МВД России.
11. Издания приказа МВД России, устанавливающего:
перечень субъектов Российской Федерации, на территориях которых подведомственное федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел федеральное государственное унитарное предприятие оказывает содействие в проведении обязательной государственной дактилоскопической регистрации иностранных граждан и их фотографировании;
порядок взаимодействия подведомственного федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел федерального государственного унитарного предприятия или уполномоченной субъектом Российской Федерации организации и территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел при оказании содействия в проведении обязательной государственной дактилоскопической регистрации иностранных граждан и их фотографировании, а также требования к информационному взаимодействию подведомственного федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел федерального государственного унитарного предприятия или уполномоченной субъектом Российской Федерации организации и территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, включая правила передачи данных по каналам связи с использованием информационных систем.
Срок подготовки - шесть месяцев со дня принятия Федерального закона.
Ответственный исполнитель - МВД России.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.