Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1109997-7 "О внесении изменений в статью 446 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Федеральный закон "Об исполнительном производстве" в части обеспечения справедливой неприкосновенности минимального размера дохода, необходимого для существования должника-гражданина и лиц, находящихся на его иждивении"
Досье на проект федерального закона
Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, и где обеспечиваются гарантии социальной защиты.
В современном государстве большинство граждан получает доход в виде поступлений регулярного характера, который является источником благосостояния граждан и в то же время источником погашения долгов гражданина, если складывается ситуация, что таковые долги возникают.
Реализация системы взыскания долгов граждан основана на Федеральном законе от 02.10.2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", Федеральном законе от 21.07.1997 г. N 118-ФЗ "Об органах принудительного исполнения Российской Федерации" и иных федеральных законах.
В статье 4 Федерального закона от 02.10.2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" в качестве одного из ключевых принципов исполнительного производства заложен принцип "неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи". Данный принцип отвечает идеологии социального государства, вместе с тем, при реализации данного принципа могут возникать следующие сложности.
Во-первых, речь идет о неприкосновенности минимума имущества, а не определенной суммы дохода, который является источником для жизнеобеспечения.
Во-вторых, на практике может возникать ситуация, когда взыскание долга может оставить человека без финансовых средств для жизнеобеспечения. Однако должен обеспечиваться баланс гарантий действенной судебной защиты кредитора и защиты прав и законных интересов должника в рамках вышеуказанной направленности политики Российской Федерации как социального государства и защиты конституционных основ правового статуса личности.
Для устранения пробелов в законодательной регламентации обращения взыскания на имущество и доходы должника с учетом стабильной правовой основы регулирования защиты прав кредиторов необходимо:
- установить пределы возможного взыскания, не затрагивающие основное содержание прав должника-гражданина;
- уточнить правовую регламентацию реализации права гражданина на обеспечение неприкосновенности минимального размера дохода, необходимого для существования должника-гражданина и лиц, находящихся на его иждивении.
На решение обозначенных задач направлен проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения справедливой неприкосновенности минимального размера дохода, необходимого для существования должника-гражданина и лиц, находящихся на его иждивении" (далее - законопроект).
Законопроектом предлагается:
1. Дополнить установленный Федеральным законом от 02.10.2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" принцип неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи, принципом сохранения ежемесячного дохода должника-гражданина в размере не ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации. В проектируемой норме в качестве предела возможного взыскания используется "величина прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации", которая согласно Федеральному закону от 24.10.1997 г. N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" на очередной год устанавливается до 1 июля текущего года Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений и исчисляется исходя из величины медианного среднедушевого дохода за предыдущий год. Именно показатель величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации лежит в основе расчета размера важнейшей конституционной социально-экономической гарантии россиянам - минимального размера оплаты труда, который, в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 19.06.2000 г. N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда", "устанавливается федеральным законом в размере не ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации на очередной год...".
Корреспондирующую норму об ограничении в размере не ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации предлагается внести в статью 446 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, посвященную имуществу, на которое не может быть обращено взыскание по исполнительным документам.
2. Предлагается установить в Федеральном законе 02.10.2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" правовой механизм, используя который, должник-гражданин может реализовать право на обеспечение неприкосновенности минимального размера дохода, необходимого для его существования и существования лиц, находящихся на его иждивении.
3. Согласно данному механизму:
а) должник-гражданин вправе обратиться в подразделение судебных приставов, в котором ведется исполнительное производство, с заявлением о сохранении ежемесячного дохода в размере не ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации при обращении взыскания на его доходы.
В заявлении в числе прочих данных должник-гражданин указывает реквизиты банковского счета, на котором необходимо сохранить ежемесячный доход в вышеуказанном размере;
б) банк или иная кредитная организация не сможет производить взыскание на ежемесячный доход должника-гражданина в размере не ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации со счета должника-гражданина, указанного в постановлении судебного пристава-исполнителя, если в постановлении содержится требование о сохранении ежемесячного дохода должника в размере не ниже величины прожиточного минимума.
Нормы об обеспечении сохранения ежемесячного дохода должника-гражданина в размере не ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации вносятся также в такие статьи Федерального закона 02.10.2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" как:
- в статью 81, посвященную наложению ареста на денежные средства и драгоценные металлы, находящиеся в банке или иной кредитной организации;
- в статью 99, посвященную размеру удержания из заработной платы и иных доходов должника и порядку его исчисления.
Предложенные законопроектом изменения корреспондируются с конституционным принципом направленности политики Российской Федерации как социального государства.
Законопроект не противоречит положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации и не повлияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательных требований, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер, о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствий их несоблюдения.
Принятие законопроекта не потребует дополнительных расходов из средств федерального бюджета.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 446 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Федеральный закон "Об исполнительном производстве" в части обеспечения справедливой неприкосновенности минимального размера дохода, необходимого для существования должника-гражданина и лиц, находящихся на его иждивении"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 446 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Федеральный закон "Об исполнительном производстве" в части обеспечения справедливой неприкосновенности минимального размера дохода, необходимого для существования должника-гражданина и лиц, находящихся на его иждивении" не потребует дополнительных затрат из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 446 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Федеральный закон "Об исполнительном производстве" в части обеспечения справедливой неприкосновенности минимального размера дохода, необходимого для существования должника-гражданина и лиц, находящихся на его иждивении"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 446 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Федеральный закон "Об исполнительном производстве" в части обеспечения справедливой неприкосновенности минимального размера дохода, необходимого для существования должника-гражданина и лиц, находящихся на его иждивении" не повлечет за собой признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.