Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1110090-7 "О внесении изменений в статью 9 Федерального закона "О войсках национальной гвардии Российской Федерации" и статью 15 Федерального закона "О гражданской обороне"
Досье на проект федерального закона
Законопроект разработан в целях унификации и уточнения полномочий федеральных органов исполнительной власти по поиску, обезвреживанию и уничтожению взрывоопасных предметов, взрывных устройств и взрывчатых веществ.
В настоящее время действующим законодательством указанные задачи возложены на ФСБ России и ФСО России, что отражено в "отраслевых" федеральных законах.
Так, в соответствии с пунктом "к" части 1 статьи 14.5 Федерального закона от 3 апреля 1995 года N 40-ФЗ "О федеральной службе безопасности", военнослужащие ФСБ России имеют право применять специальные средства для обезвреживания и уничтожения взрывных устройств, взрывоопасных объектов (предметов), а также их муляжей. В свою очередь, согласно подпункту 2.2 статьи 14 Федерального закона от 27 мая 1996 года N 57-ФЗ "О государственной охране" сотрудники ФСО России осуществляют на охраняемых ими объектах инструментально-техническую и лабораторную диагностику, эвакуацию и уничтожение материальных объектов (предметов), вызывающих подозрение в принадлежности к взрывчатым веществам и диверсионно-террористическим средствам, включая биологические.
Вместе с тем, в уничтожении взрывных устройств и взрывоопасных предметов наряду с сотрудниками указанных ведомств принимают участие и сотрудники МЧС России, что отражено в подпункте "б" пункта 5 Положения о спасательных воинских формированиях МЧС России, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 30 сентября 2011 года N 1265. Данным Положением установлено, что спасательные воинские формирования в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций в мирное время участвуют в проведении пиротехнических работ, связанных с обезвреживанием авиационных бомб и фугасов, а также в гуманитарном разминировании.
Кроме того, статьей 22 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" установлено, что проведение аварийно-спасательных работ, осуществляемых пожарной охраной, представляет собой действия по спасению людей, имущества и (или) доведению до минимально возможного уровня воздействия взрывоопасных предметов, характерных для аварий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций.
Федеральным законодательством, однако, такие полномочия за сотрудниками МЧС России не закреплены, что негативно сказывается на выполнении поставленных перед ведомством задач, создает правовую неопределенность. В частности, участие сотрудников спасательных воинских, аварийно-спасательных формирований МЧС России в проведении работ по очистке местности (акваторий, объектов) от взрывоопасных предметов обусловлено необходимостью обеспечения защиты населения и территорий от возможного возникновения чрезвычайных ситуаций, вследствие самопроизвольного подрыва неразорвавшихся боеприпасов.
В этой связи законопроектом в статью 15 Федерального закона от 12 февраля 1998 года N 28-ФЗ "О гражданской обороне" вносятся изменения, наделяющие спасательные воинские, аварийно-спасательные формирования и подразделения противопожарной службы МЧС России полномочиями по проведению мероприятий по очистке местности (акваторий, объектов) от взрывоопасных предметов на территории Российской Федерации и специальных работ, связанных с поиском и обезвреживанием (уничтожением) авиационных бомб и фугасов (других неразорвавшихся боеприпасов), а также работ с применением взрывчатых материалов (взрывчатых веществ) и средств взрывания.
Следует отметить, что наряду с ФСО, ФСБ и МЧС России значительную часть задач по поиску, обезвреживанию и уничтожению взрывных устройств и взрывчатых веществ выполняют военнослужащие и сотрудники Росгвардии. В структуре ФСВНГ России образованы и успешно действуют инженерно-технические подразделения ОМОН и войсковые инженерно-саперные подразделения. Ежедневно для выполнения данных задач территориальными органами Росгвардии выделяется от 75 до 150 групп разминирования.
На основании совместного приказа Минобороны, МВД, МЧС, ФСБ, Росгвардии и ФСО России от 25 июня 2019 года N 330/417/320/285/223/92дсп "Об утверждении Порядка взаимодействия в вопросах поиска, идентификации и обезвреживания (уничтожения) взрывоопасных предметов, самодельных взрывных устройств, авиационных бомб и фугасов на территории Российской Федерации", инженерно-технические подразделения ОМОН и инженерно-саперные подразделения войск национальной гвардии ежедневно по обращениям уполномоченных должностных лиц МВД, МЧС, ФСБ и ФСО России осуществляют поиск, идентификацию, локализацию, эвакуацию, обезвреживание и уничтожение взрывоопасных предметов и взрывчатых веществ.
Только за 2018 - 2019 годы силами Росгвардии было обнаружено, идентифицировано, обезврежено и уничтожено свыше 29 тыс. взрывоопасных предметов, в том числе 71 самодельное взрывное устройство (СВУ) и более 1 тонны взрывчатых веществ. В зоне ответственности Объединенной группировки войск в СКФО обнаружено и обезврежено 657 взрывоопасных предметов, в том числе 7 СВУ.
Вместе с тем, в соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 226-ФЗ "О войсках национальной гвардии Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 226-ФЗ), к полномочиям войск национальной гвардии отнесены исключительно прием, хранение и уничтожение взрывных устройств, взрывчатых веществ.
В целях правового закрепления полномочий, необходимых для выполнения возложенных на Росгвардию задач, законопроектом вносятся изменения в часть 1 статьи 9 Федерального закона N 226-ФЗ, наделяющие войска национальной гвардии полномочиями по поиску, идентификации, локализации, обезвреживанию и уничтожению взрывоопасных предметов (устройств) и взрывоопасных веществ в местах и районах выполнения служебно-боевых задач.
Одновременно корреспондирующие изменения вносятся в пункт 12 указанной части Федерального закона N 226-ФЗ.
Предлагаемые новации не потребуют изменений структуры или создания новых подразделений МЧС России и Росгвардии и будут реализовываться в рамках имеющейся штатной численности.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 9 Федерального закона "О войсках национальной гвардии Российской Федерации" и статью 15 Федерального закона "О гражданской обороне"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 9 Федерального закона "О войсках национальной гвардии Российской Федерации" и статью 15 Федерального закона "О гражданской обороне" не потребует дополнительных расходов из средств федерального бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в статью 9 Федерального закона "О войсках национальной гвардии Российской Федерации" и статью 15 Федерального закона "О гражданской обороне"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в статью 9 Федерального закона "О войсках национальной гвардии Российской Федерации" и статью 15 Федерального закона "О гражданской обороне" не потребует принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу законодательных актов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.