Заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 2 февраля 2021 г. N 5.1-01/172
на проект федерального закона N 1043391-7 "О внесении изменений в главы 23 и 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации", принятому Государственной Думой 27 января 2021 года
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона N 1043391-7 "О внесении изменения в статьи 217 и 255 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" был внесен в Государственную Думу Правительством Российской Федерации 24 октября 2020 года.
При принятии законопроекта во втором чтении было изменено его наименование и расширен предмет правового регулирования.
Федеральным законом предусматривается зачет налога на прибыль организаций, исчисленного и удержанного в отношении дивидендов, полученных российской организацией, при определении суммы налога на доходы физических лиц (далее - НДФЛ), которая подлежит уплате в отношении доходов налогоплательщика НДФЛ, признаваемого налоговым резидентом Российской Федерации, от долевого участия в этой российской организации, пропорционально доле такого участия.
Федеральным законом также предусматривается освобождение от НДФЛ сумм полной или частичной компенсации (оплаты) работодателями своим работникам и (или) членам их семей, бывшим своим работникам, уволившимся в связи с выходом на пенсию по инвалидности или по старости, инвалидам, не работающим в данной организации, стоимости приобретаемых путевок, за исключением туристских, на основании которых указанным лицам оказываются услуги санаторно-курортными и оздоровительными организациями, находящимися на территории Российской Федерации, а также сумм полной или частичной компенсации (оплаты) стоимости путевок для не достигших возраста 18 лет детей, а также детей в возрасте до 24 лет, обучающихся по очной форме обучения в образовательных организациях, на основании которых указанным лицам оказываются услуги санаторно-курортными и оздоровительными организациями, находящимися на территории Российской Федерации, предоставляемых за счет средств организаций (индивидуальных предпринимателей), если расходы по такой компенсации (оплате) осуществляются в одном налоговом периоде однократно.
В действующей редакции пункта 9 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс) указанные доходы налогоплательщиков НДФЛ освобождаются от налогообложения вне зависимости от количества случаев компенсации в одном налоговом периоде. Однако они не могут исключаться из налоговой базы по НДФЛ, если соответствующие расходы организаций по такой компенсации (оплате) учтены при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
Согласно Федеральному закону для исключения рассматриваемых доходов из налоговой базы при исчислении НДФЛ достаточно только фактора однократности их получения в налоговом периоде, фактор учета соответствующих расходов при исчислении налога на прибыль организаций во внимание не принимается.
Кроме того, Федеральным законом вносятся изменения уточняющего характера в пункт 24.2 статьи 255 Налогового кодекса, регулирующий порядок отнесения к расходам на оплату труда, учитываемым при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, расходов на оплату услуг по организации туризма и отдыха, а также санаторно-курортного лечения на территории Российской Федерации. В частности, в предусмотренной Федеральным законом новой редакции данного пункта разделены расходы на оплату услуг по организации туризма и отдыха и расходы по санаторно-курортному лечению, конкретизирован состав каждого вида расходов.
Федеральным законом также закрепляется возможность производить определение налоговой базы и исчисление суммы НДФЛ с доходов в виде выигрышей, полученных от участия в азартных играх, проводимых в казино и залах игровых автоматов в 2020 году, на основании сведений, представляемых организаторами азартных игр в налоговые органы в электронной форме в виде реестра сведений в срок не позднее 1 мая 2021 года.
Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и согласуется с системой федерального законодательства.
Установленный статьей 4 Федерального закона порядок его вступления в силу соответствует порядку вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах, предусмотренному пунктом 1 статьи 5 Налогового кодекса.
Реализация Федерального закона потребует принятия подзаконных нормативных правовых актов.
Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы в Федеральном законе не выявлены.
Федеральный закон регулирует отношения, которые согласно пункту "з" (федеральные налоги и сборы) статьи 71 Конституции Российской Федерации находятся в ведении Российской Федерации.
В соответствии с пунктом "б" статьи 106 Конституции Российской Федерации Федеральный закон подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, так как касается вопросов федеральных налогов. Рассмотрение Федерального закона Советом Федерации должно быть начато не позднее 11 февраля 2021 года.
Настоящее заключение направляется Председателю Совета Федерации В.И. Матвиенко, заместителю Председателя Совета Федерации Н.А. Журавлеву, заместителю Председателя Совета Федерации Г.Н. Кареловой, председателю Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам А.Д. Артамонову, председателю Комитета Совета Федерации по социальной политике И.Ю. Святенко, председателю Комитета Совета Федерации по экономической политике А.В. Кутепову, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Совете Федерации А.А. Муравьёву, полномочному представителю Правительства Российской Федерации в Совете Федерации В.А. Живулину.
Заместитель Руководителя |
Е.Ю. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.