Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по бюджету и финансовым рынкам от 9 февраля 2021 г. N 3.5-03/174
на проект федерального закона N 1043391-7 "О внесении изменений в главы 23 и 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев Федеральный закон "О внесении изменений в главы 23 и 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Закон), принятый Государственной Думой 27 января 2021 года, комитет отмечает следующее.
Проект федерального закона разработан Правительством Российской Федерации. Закон предусматривает установление в Налоговом кодексе Российской Федерации (далее - Кодекс) порядка учета для целей налогообложения налогом на доходы физических лиц (далее - НДФЛ) и налогом на прибыль организаций расходов работодателя на оплату услуг по санаторно-курортному лечению, также по организации туризма и отдыха на территории Российской Федерации.
Согласно Закону от обложения НДФЛ освобождаются суммы компенсации (полной или частичной) стоимости путевок, выплачиваемой работодателями своим работникам за санаторно-курортные и оздоровительные услуги, не только для не достигших возраста 16 лет детей, как это предусмотрено действующей редакцией Кодекса, но и для детей в возрасте до 18 лет, а также детей в возрасте до 24 лет, которые обучаются по очной форме обучения в образовательных организациях. Такие услуги должны оказываться на территории Российской Федерации, и освобождаются от НДФЛ при условии однократной компенсации стоимости путевок работодателем в одном налоговом периоде (статья 217 Кодекса).
При рассмотрении законопроекта во втором чтении были приняты поправки, согласно которым устанавливаются особенности исчисления НДФЛ в отношении доходов от долевого участия в организациях, полученных в виде дивидендов.
Законом определяется также, что налог на прибыль организаций, исчисленный и удержанный в отношении дивидендов, полученных российской организацией, подлежит зачету при определении суммы НДФЛ, подлежащей уплате в отношении доходов налогоплательщика, признаваемого налоговым резидентом Российской Федерации, от долевого участия в этой российской организации, пропорционально доле такого участия (статья 214 Кодекса).
Кроме того, Законом предоставлена возможность налогоплательщикам, которые применяли в четвертом квартале 2020 года систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, в период до 31 марта 2021 года направить в налоговый орган уведомление о переходе на упрощенную систему налогообложения с 1 января 2021 года. Данное право распространяется на налогоплательщиков, удовлетворяющих установленным Кодексом требованиям для применения упрощенной системы налогообложения, а также если их доход по итогам девяти месяцев 2020 года не превысил 112,5 млн рублей.
Законом установлено право для работодателей при исчислении налога на прибыль организаций в составе расходов на оплату труда учитывать расходы на оплату услуг по организации туризма, отдыха, а также по санаторно-курортному лечению (включая расходы на проживание и питание) на территории Российской Федерации. Эти услуги оказываются работникам, их супругам, родителям и детям согласно законодательству Российской Федерации в соответствии с договором о реализации соответствующего продукта.
Согласно Закону к услугам по организации туризма и отдыха относятся следующие услуги:
- по перевозке туриста по территории Российской Федерации воздушным, водным, автомобильным или железнодорожным транспортом до пункта назначения и обратно;
- проживания, питания туриста в гостинице или ином средстве размещения;
- экскурсионные услуги.
Указанные расходы учитываются в размере фактически произведенных расходов, но не более 50 тысяч рублей в совокупности за налоговый период на каждого члена семьи (статья 255 Кодекса).
Закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений, для которых предусмотрены иные сроки вступления.
Следует отметить, что реализация положений Закона в части расширения сферы действия льгот по налогу на доходы физических лиц может повлечь уменьшение доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
По мнению Правительства Российской Федерации, принятие Закона будет способствовать расширению спроса на санаторно-курортное лечение, а также развитию туризма и отдыха на территории Российской Федерации.
Коррупциогенные факторы в Законе не выявлены.
Учитывая изложенное, комитет считает возможным рекомендовать Совету Федерации одобрить Федеральный закон "О внесении изменений в главы 23 и 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации".
Председатель комитета |
А.Д. Артамонов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.