Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по аграрным вопросам
(седьмого созыва)
на проект федерального закона N 1070685-7 "О внесении изменений в статью 11 Федерального закона "Об экологической экспертизе" и Федеральный закон "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами",
внесенный Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по аграрным вопросам рассмотрел проект федерального закона N 1070685-7 "О внесении изменений в статью 11 Федерального закона "Об экологической экспертизе" и Федеральный закон "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами".
Согласно пояснительной записке законопроект подготовлен в целях совершенствования правовых основ обеспечения безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами для охраны окружающей среды, здоровья людей, в том числе эффективности применения пестицидов и агрохимикатов.
В этой связи законопроектом предлагается:
- уточнить понятия "пестициды", "агрохимикаты", "разработчик", "изготовитель", а также ввести определения понятий "смешанные минеральные удобрения", "программа регистрационных испытаний пестицида или агрохимиката", "регистрант", "свидетельство о государственной регистрации пестицида и (или) агрохимиката", "фасовщик";
- изложить в новой редакции статью 8 "Специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий организацию регистрационных испытаний и государственную регистрацию пестицидов и агрохимикатов", статью 9 "Регистрационные испытания пестицидов и агрохимикатов", статью 10 "Экспертиза результатов регистрационных испытаний пестицидов и агрохимикатов", статью 21 "Ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации пестицидов и агрохимикатов";
- сократить срок проведения экспертизы результатов регистрационных испытаний пестицидов и агрохимикатов с шести до трех месяцев;
- увеличить предельный срок государственной регистрации пестицидов и агрохимикатов, оценка опасности которых требует дополнительных исследований с двух до трех лет. При этом сохранить сроки государственной регистрации для иных пестицидов и агрохимикатов (10 лет и неограниченный срок государственной регистрации минеральных удобрений);
- установить порядок исключения пестицидов и агрохимикатов из Государственного каталога пестицидов и агрохимикатов, разрешенных к применению на территории Российской Федерации по причине выявления ранее неизвестных опасных для здоровья людей и окружающей среды свойств, присущих таким пестицидов и агрохимикатов;
- установить перечень оснований для отказа в государственной регистрации пестицида или агрохимиката;
- усовершенствовать требования к обеспечению потребителей информацией о безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами;
- ввести лицензирование деятельности по ввозу пестицидов на территорию Российской Федерации;
- дополнить перечень объектов экологической экспертизы федерального уровня проектом технической документации на пестициды и агрохимикаты.
В целом поддерживая концепцию предложенного законопроекта, Комитет Государственной Думы по аграрным вопросам отмечает следующее.
Согласно проектируемой редакции определения понятия "агрохимикаты", его предложено не применять в отношении торфа, отходов сахарного производства (дефекат), а также продуктов жизнедеятельности животных (помет, навоз), донных отложений водоемов, иловых осадков сточных вод, являющихся сырьем для производства органических и органо-минеральных удобрений, и в отношении смешанных удобрений, прошедших государственную регистрацию в установленном порядке. Кроме того, Из рассматриваемого понятия также исключаются кормовые добавки, которые в соответствии с действующей редакцией рассматриваемой нормы отнесены к числу агрохимикатов.
Указанное изъятие обосновывается авторами законопроекта приведением норм Федерального закона "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами" в соответствие решениям Комиссии Таможенного союза от 28 мая 2010 года N 299 "О применении санитарных мер в Таможенном союзе", от 18 июня 2010 года N 317 "О применении ветеринарно-санитарных мер в Евразийском экономическом союзе", а также Закону Российской Федерации от 14 мая 1993 года N 4979-1 "О ветеринарии".
По мнению авторов законопроекта, предложенное регулирование также исключит избыточные административные барьеры в части обязательной государственной регистрации и затратных регистрационных испытаний указанных категорий и видов материалов природного происхождения (не являющихся продукцией химического производства, применяемых в сельском хозяйстве в целях сохранения, регулирования и повышения плодородия почв) и смешанных минеральных удобрений, зарегистрированных в установленном порядке.
Вместе с тем, термин "агрохимикаты" в установленном Федеральным законом "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами" определении используется в ряде законодательных актов в качестве одного из ключевых.
Так, Федеральный закон от 3 августа 2018 года N 280-ФЗ "Об органической продукции и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в качестве одного из основных требований к производству органической продукции устанавливает запрет на применение агрохимикатов.
Федеральный закон от 16 июля 1998 года N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" относит обеспечение агрохимикатами к одному из основных направлений агрохимического обслуживания, устанавливает обязанность представлять в соответствующие органы исполнительной власти сведения об использовании агрохимикатов.
В этой связи предложенная авторами законопроекта формулировка определения понятия "агрохимикаты" существенно меняет толкование норм законодательных актов, в которых используется данный термин.
Учитывая концепцию рассматриваемых положений законопроекта, предложенное изъятие видится целесообразным ограничить целями статей 9 - 12 Федерального закона "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами".
В целях приведения Федерального закона "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами" в соответствие действующим санитарным правилам (СанПиН 1.2.2584-10 "Гигиенические требования к безопасности процессов испытаний, хранения, перевозки, реализации, применения, обезвреживания и утилизации пестицидов и агрохимикатов"), устанавливающим запрет на захоронение пестицидов, признанных непригодными к дальнейшему использованию по назначению, и тары из-под них, подпунктами "а" и "б" пункта 13 статьи 2 законопроекта из наименования и текста статьи 24 Федерального закона "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами" исключается термин "захоронение".
Вместе с тем, действие статьи 24 распространяется не только на пестициды, но также и агрохимикаты, запрет на захоронение которых, отсутствует.
Также важно обратить внимание на необходимость приведения законопроекта в соответствие с Федеральным законом от 27 декабря 2019 года N 478-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части внедрения реестровой модели предоставления государственных услуг по лицензированию отдельных видов деятельности".
Согласно абзацу четвертому части 6 проектируемой статьи 9 Федерального закона "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами", регистрационные испытания пестицидов и агрохимикатов включают в себя, в том числе, экологическую оценку регламентов применения пестицидов и агрохимикатов, осуществляемую юридическими лицами, допущенными к проведению регистрационных испытаний. Вместе с тем, содержание термина "экологическая оценка" не раскрыто. В данной части законопроект должен быть приведен в соответствие Федеральному закону от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
К законопроекту также имеются юридико-технические и лингвистические замечания.
Указанные в настоящем заключении замечания и предложения могут быть учтены при доработке рассматриваемого законопроекта к рассмотрению во втором чтении.
С учетом изложенного, Комитет Государственной Думы по аграрным вопросам поддерживает проект федерального закона N 1070685-7 "О внесении изменений в статью 11 Федерального закона "Об экологической экспертизе" и Федеральный закон "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами" и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении.
Председатель Комитета |
В.И. Кашин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.