Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1115653-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, порядка представления отчетности и исполнения других обязанностей страхователями по обязательному социальному страхованию"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, порядка представления отчетности и исполнения других обязанностей страхователями по обязательному социальному страхованию" (далее - законопроект) подготовлен в целях реализации пункта 4 перечня мероприятий по направлению "Содействие развитию субъектов малого и среднего предпринимательства" плана мероприятий "Трансформация делового климата", утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 января 2019 г. N 20-р (с учетом изменений, внесенных распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 января 2020 г. N 19-р), а также в целях совершенствования индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, создания комфортных условий для исполнения обязанностей страхователей.
Вышеназванным пунктом плана мероприятий "Трансформация делового климата" предусмотрено осуществление перехода на электронную форму доверенности, подписанной электронной подписью доверителя, для сдачи отчетности представителем индивидуального предпринимателя и (или) юридического лица, в частности в Пенсионный фонд Российской Федерации (далее - ПФР) и в Фонд социального страхования Российской Федерации (далее - ФСС РФ), с отменой обязательной нотариально удостоверенной доверенности для сдачи отчетности представителем индивидуального предпринимателя (с обеспечением альтернативной возможности представления нотариально удостоверенной доверенности для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц).
Порядок представления страхователями сведений индивидуального (персонифицированного) учета, включая сведения о трудовой деятельности, определен Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Федеральный закон N 27-ФЗ).
Порядок представления страхователями отчетности в ФСС РФ установлен Федеральным законом от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Федеральный закон N 125-ФЗ).
Законопроектом предлагается внести в Федеральный закон N 27-ФЗ изменения, обеспечивающие возможность использования доверенности в форме электронного документа, подписанного электронной подписью доверителя, наряду с нотариально удостоверенной доверенностью или доверенностью, приравненной к нотариально удостоверенной в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
Аналогичные изменения, позволяющие уполномоченному представителю страхователя представлять в ФСС РФ расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам по форме 4-ФСС вносятся в Федеральный закон N 125-ФЗ.
В целях исключения наличия в системе персонифицированного учета разрозненной информации об одних и тех же гражданах законопроектом предлагается внести в Федеральный закон N 27-ФЗ изменения, предусматривающие внесение в общую часть индивидуального лицевого счета сведений о смене фамилии, имени и (или) отчества (при наличии), реквизитов записей актов гражданского состояния, включая номер, дату составления, наименование органа записи актов гражданского состояния, которым произведена государственная регистрация акта гражданского состояния.
Кроме того, законопроектом предлагается уменьшить численность работников (с 25 до 10 человек), при которой страхователи обязаны представлять в форме электронного документа сведения на работающих у него застрахованных лиц (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы) в территориальные органы ПФР, а также расчеты по страховым взносам в территориальные органы ФСС РФ.
По данным ПФР и ФСС РФ, более 98 процентов страхователей с численностью работников от 10 до 25 человек уже представляют соответствующую отчетность в территориальные органы указанных фондов в электронной форме.
Кроме того, с 1 января 2020 г. в соответствии с Федеральным законом от 29 сентября 2019 г. N 325-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации" уже изменена численность работающих лиц с 25 до 10 человек, в отношении которых плательщики страховых взносов представляют расчет по страховым взносам в электронном виде в налоговые органы.
Таким образом, предлагаемое законопроектом изменение порога минимальной численности работников позволит привести к единообразию установленные требования к порядку представления страхователями отчетности в государственные внебюджетные фонды и налоговые органы.
Согласно пункту 2.1 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ страхователь представляет в территориальные органы ПФР сведения, предусмотренные частью 4 статьи 9 Федерального закона от 30 апреля 2008 г. N 56-ФЗ "О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений" (далее - Федеральный закон N 56-ФЗ). Указанные сведения могут быть представлены в форме электронного документа в порядке, предусмотренном пунктом 2 статьи 8 Федерального закона N 27-ФЗ.
В целях установления единого порядка представления работодателями сведений в ПФР, включая представление реестров застрахованных лиц, статьей 4 законопроекта предлагается внести соответствующие изменения в Федеральный закон N 56-ФЗ.
Законопроектом предусматривается также наделение иных лиц правом уплаты за страхователей страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. При этом перечень иных лиц не ограничивается. Это позволит страхователям использовать дополнительные способы исполнения обязательств по уплате страховых взносов и тем самым избежать задолженности по страховым взносам.
Так, например, появится возможность уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний одной из компаний холдинга за другую, иными взаимозависимыми организациями, учредителем или лицом, связанным с плательщиком страховых взносов договорными и иными отношениями.
Следует отметить, что аналогичная возможность уплаты иными лицами за организацию, предпринимателя и физическое лицо налогов, страховых взносов, администрируемых налоговыми органами, предусмотрена положениями статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации.
Указанная норма Налогового кодекса Российской Федерации действует с конца 2016 года в отношении налогов, а с 1 января 2017 г. в отношении страховых взносов (Федеральный закон от 30.11.2016 N 401-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации").
Отсутствие такой возможности в отношении страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний ограничивает права страхователей по исполнению ими обязанности по уплате указанных страховых взносов по сравнению с уплатой налогов и страховых взносов по другим видам обязательного социального страхования, администрируемых налоговыми органами, и ставит страхователя в неравные условия в зависимости от вида платежа.
Кроме того, законопроектом предусматривается внесение изменения в статью 13.2 Федерального закона от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" в части включения ПФР в число получателей сведений о заключении и расторжении брака, а также сведений о внесении исправлений или изменений в записи актов о заключении и расторжении брака.
Предлагаемые в законопроекте решения не окажут влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Законопроект не содержит положений, вводящих избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной деятельности бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
В законопроекте отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательные требования, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер (далее - обязательные требования), о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, порядка представления отчетности и исполнения других обязанностей страхователями по обязательному социальному страхованию"
Реализация Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, порядка представления отчетности и исполнения других обязанностей страхователями по обязательному социальному страхованию" не потребует дополнительных расходов федерального бюджета.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, порядка представления отчетности и исполнения других обязанностей страхователями по обязательному социальному страхованию"
I. Признание утратившими силу, изменение или принятие нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, признание утратившими силу нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, приостановление нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, порядка представления отчетности и исполнения других обязанностей страхователями по обязательному социальному страхованию" не требуется.
II. Нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, подлежащие изменению в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, порядка представления отчетности и исполнения других обязанностей страхователями по обязательному социальному страхованию":
постановление Правительства Российской Федерации от 2 марта 2000 г. N 184 "Об утверждении Правил начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
Основание - статьи 22, 26.1 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (в редакции законопроекта).
Цель - приведение в соответствие указанных Правил с нормами, предусмотренными законопроектом.
Срок подготовки - 6 месяцев со дня принятия на заседании Правительства Российской Федерации решения о внесении законопроекта в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
Исполнитель - Минтруд России, соисполнители - Минфин России, Фонд социального страхования Российской Федерации.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, порядка представления отчетности и исполнения других обязанностей страхователями по обязательному социальному страхованию"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, порядка представления отчетности и исполнения других обязанностей страхователями по обязательному социальному страхованию" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.