Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1115663-7 "О семеноводстве"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О семеноводстве" (далее - законопроект) направлен на создание условий для развития эффективного рынка семян в Российской Федерации, информирование отечественных производителей и потребителей семян о наличии на рынке качественного посевного материала с заданными характеристиками, необходимыми для воспроизводства в конкретных условиях Российской Федерации и получения гарантированного урожая, повышение качества самого семенного материала, совершенствование нормативно-правовой базы в сфере семеноводства, устранение избыточных административных барьеров в указанной сфере.
Семеноводство - отрасль растениеводства, являющаяся основой в агропромышленном комплексе, которая занимается массовым размножением семян районированных сортов для осуществления сортосмены и сортообновления. При производстве сортовых семян принимаются меры, обеспечивающие сохранение их чистосортности, биологических и урожайных качеств.
Законопроект разработан с учетом задач, определенных Планом мероприятий ("дорожной картой") по реализации механизма "регуляторной гильотины", утвержденным Председателем Правительства Российской Федерации Д.А. Медведевым 29 мая 2019 г. N 4714п-П36, и доработан с учетом поручения Правительства Российской Федерации от 28 августа 2019 г. N ДМ-П11-7337р.
Разработка законопроекта осуществляется в соответствии с Положением о Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12 июня 2008 г. N 450 "О Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации" (далее - Положение о Минсельхозе России).
Внесение изменений в Положение о Минсельхозе России предусматривает наделение Минсельхоза России новыми полномочиями, в том числе по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области семеноводства сельскохозяйственных растений, утверждению порядка введения временных ограничений на ввоз в Российскую Федерацию семян и (или) установления дополнительных (специальных) требований к ввозимым в Российскую Федерацию семенам, формированию Государственного реестра селекционных достижений, допущенных к использованию (далее - Государственный реестр).
Законопроект устанавливает обязательные требования при обороте семян сельскохозяйственных растений и деятельности, связанной с таким оборотом, в том числе наличие документов при ввозе семян на территорию Российской Федерации, соответствие показателям качества, наличие удостоверения о качестве семян сельскохозяйственных растений, требования к использованию, производству, реализации, транспортировке и хранению семян.
Внесение в законопроект обязательных требований осуществляется только в целях предотвращения (или минимизации последствий) причинения вреда охраняемым законом ценностям, при этом не устанавливаются требования для устранения рыночных и иных рисков, напрямую не причиняющих вреда.
Положениями статей 4, 6, 30, 33 Федерального закона от 17 декабря 1997 г. N 149-ФЗ "О семеноводстве" (далее - Федеральный закон N 149-ФЗ) предусматривается наличие Государственного реестра селекционных достижений, допущенных к использованию, подпунктом 5.6.7 Положения о Минсельхозе России - ведение реестров в области семеноводства.
Ведение действующего Государственного реестра в целях введения в оборот селекционных достижений (сортов или гибридов) предусматривалось Законом Российской Федерации от 6 августа 1993 г. N 5605-1 "О селекционных достижениях", который утратил силу после введения в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации.
В настоящее время вопросы формирования и ведения Государственного реестра не урегулированы. С целью их урегулирования законопроектом предусматриваются соответствующие положения.
Многообразие типов почвы, ее плодородие, суммы активных температур в период вегетации, продолжительность светового дня и другие природно-климатические факторы в различных регионах выращивания сельскохозяйственной культуры определяют необходимость испытания сортов или гибридов с целью выявления их хозяйственно полезных признаков и свойств.
В настоящее время культивируется свыше 500 родов и видов растений, большинство из которых возделывается в декоративных целях и садоводами-любителями. Затраты государства на их испытания экономически нецелесообразны. Законопроектом предусматривается утверждение Правительством Российской Федерации перечня родов и видов сельскохозяйственных растений, сорта или гибриды которых подлежат включению в Государственный реестр (далее - перечень родов и видов сельскохозяйственных растений), с предварительным испытанием сортов или гибридов по хозяйственно полезным признакам и (или) свойствам.
Перечень родов и видов сельскохозяйственных растений будет разработан с учетом критериев Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 21 января 2020 г. N 20 "Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации" и рекомендаций по рациональным нормам потребления пищевых продуктов, отвечающих современным требованиям здорового питания, утвержденных приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 19 августа 2016 г. N 614 "Об утверждении рекомендаций по рациональным нормам потребления пищевых продуктов, отвечающих современным требованиям здорового питания".
На основании норм в перечень родов и видов сельскохозяйственных растений будут включены соответствующие роды и виды культур, в том числе кормовые растения, необходимые для обеспечения кормовой базы животноводства и рыбного хозяйства.
Сведения о сортах или гибридах, прошедших испытания, показавших преимущество по сравнению с лучшим возделываемым в соответствующем регионе сортом или гибридом, принимаемым за стандарт, будут вноситься в Государственный реестр.
До 30% новых сортов или гибридов, заявленных для включения в Государственный реестр, на практике оказываются хуже стандарта. Так, за пять лет (2013 - 2018 годы) подано 10 099 заявок для включения в Государственный реестр, в том числе по сортам и гибридам отечественной селекции - 5204, зарубежной селекции - 4895. Отказано во внесении в Государственный реестр сведений о новых сортах или гибридах отечественной селекции по 803 заявкам (15%), зарубежной селекции - 2051 заявке (42%).
В зимний период 2011/2012 годов в Северо-Кавказском регионе озимые зерновые в разной степени подверглись подмерзанию и гибели. В конкурсном испытании из 99 сортов озимой пшеницы 16 сортов вымерзло на 100%, у 38 сортов подмерзание составило до 50%, 21 сорт имел гибель растений до 30%, 12 сортов - до 10% и только 12 сортов проявили устойчивость к морозам. Причем новые сорта иностранной селекции, которые уже по предварительному сортоиспытанию показали высокий результат и нашли предварительное распространение в производстве, вымерзли полностью. По озимому ячменю из 30 сортов только 6 сортов образовали урожай, вымерзло от 70% до 100% сортоопытов.
По оценке экспертов, в настоящее время потери урожая от использования сортов, не прошедших испытания в конкретных зонах возделывания, в стоимостном выражении составляют свыше 105,3 млрд. рублей в год.
Сорта или гибриды сельскохозяйственных растений, которые не входят в перечень родов и видов сельскохозяйственных растений, включаются в Государственный реестр на добровольной основе за счет собственных средств заявителя.
Законопроектом на территории Российской Федерации не допускается оборот семян сортов или гибридов, не прошедших испытания в различных почвенно-климатических зонах и сведения о которых не внесены в Государственный реестр, за исключением сортов и гибридов сельскохозяйственных растений, которые не вошли в перечень родов и видов сельскохозяйственных растений.
Положениями законопроекта устанавливается, что за внесение сведений о сорте или гибриде в Государственный реестр взимается пошлина.
Пошлина обеспечит частичную компенсацию затрат федерального бюджета на формирование Государственного реестра, будет способствовать взвешенному подходу заявителей к подаче заявок, исключит подачу заявок на внесение сведений о сортах или гибридах в Государственный реестр о заведомо неперспективных селекционных достижениях.
Для определения размера пошлины за внесение сведений о сорте или гибриде в Государственный реестр, порядка и сроков уплаты, а также оснований для освобождения от уплаты пошлины, уменьшения размеров пошлины, отсрочки уплаты или возврата перечнем федеральных законов, подлежащих принятию, изменению, приостановлению или признанию утратившими силу в связи с принятием Федерального закона "О семеноводстве", предусмотрено внесение изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации.
До проведения испытаний проводятся анализ образцов и оценка поступивших образцов семян на наличие генно-инженерно-модифицированных организмов. Для этого необходимо 21,6 млн. рублей (в соответствии с коммерческим предложением разработчика системы оценки наличия генно-инженерно-модифицированных организмов ООО ТенБит"). Соответствующие расчеты представлены в финансово-экономическом обосновании.
Минприроды России в соответствии с Положением о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2015 г. N 1219 "Об утверждении Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации и об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Положение о Минприроды России), является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области лесных отношений (пункт 1 Положения о Минприроды России).
Формирование федерального фонда семян лесных растений предусмотрено действующей редакцией Федерального закона N 149-ФЗ (статья 22) и осуществляется Рослесхозом в соответствии с пунктом 5.4.8 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 г. N 736 "О Федеральном агентстве лесного хозяйства" (далее - Положение о Рослесхозе).
Рослесхоз также осуществляет организацию лесного семеноводства (пункт 5.4.7 Положения о Рослесхозе) и государственный надзор в области семеноводства в отношении семян лесных растений при осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) (пункт 5.4.11 Положения о Рослесхозе).
В соответствии с положениями законопроекта Россельхознадзор при проведении федерального государственного контроля (надзора) в области семеноводства в отношении семян сельскохозяйственных растений будет проводить оценку посевов (посадок) сельскохозяйственных растений и семян сельскохозяйственных растений на наличие в посевах (посадках) сельскохозяйственных растений и семенах сельскохозяйственных растений генно-инженерно-модифицированных организмов.
Проведение такой оценки обеспечит соблюдение индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами запрета на использование для посева (посадки) семян, полученных с применением методов генной инженерии.
Для обеспечения оценки посевов (посадок) сельскохозяйственных растений и семян сельскохозяйственных растений на наличие (отсутствие) в них генно-инженерно-модифицированных организмов необходимо 340,2 млн. рублей (потребность определена в соответствии с коммерческим предложением разработчика системы оценки наличия генно-инженерно-модифицированных организмов ООО "ГенБит"). Соответствующие расчеты представлены в финансово-экономическом обосновании к законопроекту.
Полномочия Россельхознадзора по государственному надзору в области семеноводства в отношении семян сельскохозяйственных растений установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2013 г. N 476 "О вопросах государственного контроля (надзора) и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", которым внесено соответствующее дополнение в Положение о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 327 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору" (далее - Положение о Россельхознадзоре) (пункт 5.1.7 Положения о Россельхознадзоре).
Указанные полномочия осуществляются в пределах установленной численности работников и предусмотренных в федеральном бюджете на руководство и управление в установленной сфере ведения бюджетных ассигнований.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 5 июля 1996 г. N 86-ФЗ "О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности" (далее - Федеральный закон N 86-ФЗ) указанный закон регулирует отношения в сфере природопользования, охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности и охраны здоровья человека, возникающие при осуществлении генно-инженерной деятельности.
Согласно части 13 статьи 7 Федерального закона N 86-ФЗ контроль за ввозом на территорию Российской Федерации генно-инженерно-модифицированных организмов и семян в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Таким органом определен Россельхознадзор (пункт 5.1.11 Положения о Россельхознадзоре). Однако Федеральным законом N 86-ФЗ не предусмотрены нормы, регламентирующие действия владельцев семян и органов государственной власти при осуществлении контроля.
Учитывая, что запрет ввоза на территорию Российской Федерации и использования для посева (посадки) семян растений, содержащих генно-инженерно-модифицированный материал, за исключением посева (посадки) таких семян для проведения экспертиз и научно-исследовательских работ, установлен частью четвертой статьи 21 Федерального закона N 149-ФЗ, то соответствующие нормы, регламентирующие действия должностных лиц при осуществлении контроля и выявлении семян растений, содержащих генно-инженерно-модифицированные организмы, необходимы для включения в законопроект.
Указанная норма направлена на продовольственную безопасность, сохранение биологического разнообразия и природных ресурсов Российской Федерации в условиях инновационных генетических технологий, таких как геномное редактирование.
С 2017 года Россельхознадзором установлены два случая попытки ввоза трансгенных растений, которые выявили сложности, связанные с реализацией действующего запрета ввоза трансгенных растений, ввиду отсутствия регламентированных действий владельцев семян и органов государственной власти.
В целях недопущения ввоза на территорию Российской Федерации семян и использования для посева (посадки) семян растений, содержащих генно-инженерно-модифицированный материал, за исключением посева (посадки) таких семян' для проведения экспертиз и научно-исследовательских работ предусматривается, что Россельхознадзором будет осуществляться досмотр, осмотр партий семян с отбором проб и (или) образцов для проведения лабораторных исследований в целях определения их соответствия (несоответствия) информации, указанной в сопроводительных документах.
В целях исключения поступления на рынок фальсифицированных семян, семян с низкими сортовыми и посевными качествами сельскохозяйственных растений законопроектом предусматривается осуществление в Российской Федерации федерального государственного контроля (надзора) в области семеноводства в отношении семян сельскохозяйственных растений (глава 2 законопроекта), а также создание федеральной государственной информационной системы в области семеноводства сельскохозяйственных растений (статья 16 законопроекта) (далее - ФГИС "Семеноводство"). ФГИС "Семеноводство" создается в рамках развития федеральной государственной информационной системы Минсельхоза России без увеличения численности работников и выделения дополнительных бюджетных ассигнований.
Создание, развитие, сопровождение и содержание ФГИС "Семеноводство" осуществлялось за счет средств федерального бюджета, предусмотренных Федеральным законом от 29 ноября 2018 г. N 459-ФЗ "О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов" на реализацию основного мероприятия по формированию государственных информационных ресурсов в сфере обеспечения продовольственной безопасности и управления агропромышленным комплексом Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. N 717.
Осуществление федерального государственного контроля (надзора) в области семеноводства в отношении семян сельскохозяйственных растений обусловлено необходимостью изменения правового регулирования деятельности субъектов предпринимательства.
Ежегодно при осуществлении государственного надзора в области семеноводства выявляются правонарушения (в 2015 году выявлено 13,4 тыс. нарушений). С началом административной реформы контрольно-надзорной деятельности количество проверок с каждым годом резко сокращается, но несмотря на это нарушения в данной сфере сокращаются незначительно (в 2016 году выявлено 10,1 тыс. нарушений, в 2017 году - 9,7 тыс., в 2018 году - 8,7 тыс.).
Проводимые Россельхознадзором проверки показывают, что в России находятся в обороте значительные объемы некондиционных семян с низкой всхожестью, без документов, подтверждающих сортовые и посевные качества, фальсифицированных, с высокой засоренностью, с просроченным сроком реализации, используются семена неизвестного происхождения, пониженных посевных (посадочных) качеств. В последние пять лет доля таких семян от общего количества проверяемых семян составляет 30% и более.
Изъятие из оборота некондиционных семян, не соответствующих показателям сортовых качеств, фальсифицированных семян будет способствовать достижению продовольственной безопасности страны и показателей Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.
Для выявления пригодности семян для посева (посадки) и воспроизводства сортов или гибридов сельскохозяйственных и лесных растений положениями законопроекта предусмотрены разработка соответствующих порядков определения совокупности признаков, характеризующих показатели сортовых и посевных (посадочных) качеств семян растений, аккредитация лиц, осуществляющих определение показателей сортовых и посевных (посадочных) качеств семян, а также исчерпывающий перечень случаев (целей), при которых определяются сортовые и посевные (посадочные) качества семян растений. Семена, предназначенные для посева (посадки), подлежат проверке на сортовые и посевные (посадочные) качества.
Определение показателей сортовых и посевных (посадочных) качеств семян сельскохозяйственных растений осуществляется индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, аккредитованным в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации в качестве испытательной лаборатории и (или) органа инспекции в установленной области деятельности (далее - аккредитованные испытательные лаборатории, аккредитованные органы инспекции), в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Сортовые качества семян сельскохозяйственных растений определяются в период вегетации сельскохозяйственных растений на семенных посевах посредством апробации.
Посевные качества семян определяются после подработки семенного материала, полученного с семенных посевов, и формирования партии семян посредством отбора проб семян и анализа проб семян.
Таким образом, только при наличии результатов апробации и анализа проб семян материал, полученный с посевов, можно отнести к семенам, пригодным или непригодным для посева, посадки, воспроизводства сельскохозяйственных растений.
Сведения о показателях сортовых и посевных (посадочных) качеств семян дают возможность физическим и юридическим лицам выбора семян, соответствующих их запросам.
Для информирования заинтересованных лиц федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области семеноводства сельскохозяйственных растений, представляет результаты определения показателей сортовых и посевных (посадочных) качеств семян в ФГИС "Семеноводство".
Законопроектом вводится обязательное оформление удостоверения о качестве семян сельскохозяйственных растений, которое выдается аккредитованными органами инспекции по заявкам физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, за счет средств заявителей.
В отсутствие данного удостоверения невозможен полноценный контроль за оборотом семян, в связи с этим в настоящее время на рынке присутствует некачественная и фальсифицированная продукция, а также продукция, произведенная с нарушением авторских и иных интеллектуальных прав собственности. Долю такой продукции, вред, который наносится сельскохозяйственным товаропроизводителям и селекционерам, а также макроэкономические последствия в виде недополученного урожая, неуплаченных налогов и иных потерь определить не представляется возможным. Кроме того, подрывается финансовое состояние селекционеров и организаций, занимающихся селекцией, в связи с тем что увеличивается цепочка оборота денежных средств. Отсутствие удостоверения о качестве семян сельскохозяйственных растений приводит к появлению на рынке семенного материала неизвестного происхождения, вследствие чего снижается спрос на качественный материал непосредственно у оригинатора сорта или гибрида.
Генетическая паспортизация необходима в целях эффективного выявления наличия генно-инженерно-модифицированных организмов в посевах и семенах. Генетическая паспортизация также позволит обеспечить права оригинатора сорта или его патентообладателя.
Проведение апробации необходимо для определения сортовой чистоты, сортовой типичности растений, а также засоренности посевов (посадок), степени поражения болезнями и повреждения вредителями растений, влияющих на качество семенного материала, находящегося в обороте.
Федеральный государственный контроль (надзор) в области семеноводства в отношении семян сельскохозяйственных растений в Российской Федерации направлен на обеспечение соблюдения законодательства Российской Федерации в области семеноводства, в том числе соблюдения обязательных требований в области семеноводства.
Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" определяет сельскохозяйственное производство как совокупность видов экономической деятельности по выращиванию, производству и переработке соответственно сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, в том числе оказанию соответствующих услуг (статья 4).
Ежегодная потребность Российской Федерации в семенах, по разным оценкам, составляет от 10 млн. до 14 млн. тонн.
Осуществление государственного надзора в области семеноводства в отношении семян сельскохозяйственных растений в соответствии с Положением о Россельхознадзоре входит в перечень основных функций и задач.
Вред, причиненный гражданам и юридическим лицам в результате нарушения обязательных требований и требований национальных стандартов в сфере семеноводства, носит масштабный характер. Характеристикой такого вреда является снижение урожайности сельскохозяйственных культур и, как следствие, снижение валового сбора, что в свою очередь ведет к увеличению стоимости пищевых продуктов.
В результате приобретения некачественного семенного материала потребитель несет убытки, которые трудно доказуемы. В связи с неосведомленностью сельскохозяйственных товаропроизводителей и использованием семенного материала, не отвечающего сортовым и посевным качествам, при проведении посевных работ в ограниченные сроки исключается возможность пересева площади, занятой некачественным семенным материалом, и, как следствие, сельскохозяйственный товаропроизводитель не получает планируемый валовой сбор.
Требования законодательства Российской Федерации об осуществлении государственного надзора в области семеноводства, контроля сортовых и посевных качеств семян сельскохозяйственных растений и их фитосанитарного состояния необходимы для мониторинга состояния качества семян и обеспечения безопасности конечной продукции, то есть безопасности страны - продовольственной и экологической. Использование семян с примесями ядовитых и наиболее вредоносных сорняков, с возбудителями таких заболеваний, как головня или спорынья, продуцирующих высокотоксичные алкалоиды, представляет реальную опасность для жизни и здоровья граждан.
Обеспеченность граждан Российской Федерации пищевыми продуктами (зерном, картофелем, овощами, плодами и ягодами) и их себестоимость представляют собой основу продовольственной безопасности страны и всегда являлись охраняемой законом ценностью.
Стоит отметить, что Россельхознадзору не удалось найти положительную судебную практику взимания сельскохозяйственными товаропроизводителями ущерба с компаний, продавших им некачественные семена. Объясняется это тем, что доказать факт продажи семян, не соответствующих надлежащим качественным показателям, после посева (а иногда и после приобретения) уже не представляется возможным.
Для анализа вышеуказанных действий используются источники информации о потенциальной вероятности наступления вреда, его масштабах в ходе контрольно-надзорной деятельности, а также сведения лабораторий, которые проводят исследования в области семеноводства сельскохозяйственных растений: данные подведомственных Россельхознадзору федеральных государственных бюджетных учреждений, данные ФГБУ "Россельхозцентр", информация, получаемая при проведении мероприятий по контролю, в том числе без взаимодействия с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, информация о результатах ранее проведенных контрольно-надзорных мероприятий, жалобы (обращения) и др.
Россельхознадзором с 2005 года в общем объеме проконтролированных партий семян выявляется до 30% партий семян, которые не соответствуют показателям сортовых и посевных качеств семян.
По предварительным расчетам, Российская Федерация в 2019 году недополучила 327 927,17 млн. рублей из-за посева некондиционных семян сельскохозяйственных культур (таблица 1) (расчет прямых потерь можно произвести исходя из данных статистической отчетности, предположив, что в 2019 году посев произведен качественными семенами (96,7% семян зерновых культур признаны кондиционными)).
Таблица 1.
Расчет возможных потерь при посеве некондиционными семенами в отношении некоторых сельскохозяйственных культур
Показатели | ||||
Культура |
Валовой сбор, млн. тонн* |
Стоимость тонны, рублей* |
Снижение валового сбора, млн. тонн |
Прямые потери, млн. рублей |
Зерно (в весе после доработки) |
120,7 |
10 051,12 |
30,17 |
303 292,55 |
в том числе: |
|
|
|
|
пшеница |
74,4 |
10 318,94 |
18,6 |
191 932,28 |
рожь |
1,4 |
9318,84 |
0,35 |
3261,59 |
кукуруза на зерно |
13,9 |
8944,06 |
3,47 |
31080,61 |
ячмень |
20,46 |
7741 |
5,11 |
39 595,22 |
овес |
4,4 |
7425,53 |
1,1 |
8168,08 |
просо |
0,44 |
12 394,69 |
0,11 |
1363,42 |
прочие |
|
|
|
|
Гречиха |
0,78 |
19 550,82 |
0,195 |
3812,41 |
Зернобобовые |
3,33 |
12 879,31 |
0,83 |
10 722,03 |
Льноволокно, тыс. тонн |
0,007 |
32 682,1 |
0,00175 |
57,19 |
Сахарная свекла |
50,78 |
1828,57 |
12,695 |
23 213,70 |
Подсолнечник на зерно |
15,09 |
16 848,28 |
3,77 |
63 560,14 |
Картофель |
22,07 |
10 185,54 |
5,5175 |
56 198,72 |
Овощи |
14,02 |
59 954,85 |
3,505 |
210 141,75 |
Хозяйства населения | ||||
Картофель |
14,52 |
10 185,5 |
3,63 |
36 973,51 |
Овощи |
7,32 |
59 954,85 |
1,83 |
109 717,38 |
Итого приблизительные потери по основным видам культур |
|
|
|
1 093 090,56 |
Примечание. * Данные Росстата о валовом сборе сельскохозяйственных культур и о средних ценах производителей сельскохозяйственной продукции.
В таблице 1 приведены возможные прямые потери при условии несоблюдения всеми сельскохозяйственными товаропроизводителями обязательных требований к показателям посевных и сортовых качеств и умеренном уровне воздействия внешних факторов (25%).
Следует обратить внимание, что не весь объем посевного и посадочного материала охватывается оценочными исследованиями Росстата, поэтому можно предположить, что в неохваченном объеме семенного и посадочного материала структура несоответствия аналогична проверенной части. Это означает, что сектору растениеводства причинен ущерб, который оценивается по стоимости величины снижения полученных объемов продукции растениеводства, произошедшего по причине использования, не попавшего под контрольные мероприятия семенного и посадочного материала. Таким образом, прямые минимальные потери в 2019 году составили 327 927,17 млн. рублей.
Крупные агрохолдинги в той или иной мере организовывают свой внутрипроизводственный контроль используемых семян, а небольшие крестьянские (фермерские) хозяйства (их большинство) и население, производящее картофель, фрукты, овощи и ягоды, не в состоянии самостоятельно осуществлять проверку закупаемых семян. Соответственно, указанные хозяйствующие субъекты нуждаются в государственной защите от недобросовестных юридических и физических лиц, чья деятельность связана с ввозом на территорию Российской Федерации, производством, хранением и реализацией семян сельскохозяйственных растений.
В таблице 1 указаны только прямые потери без учета затрат на производство, обработку пестицидами, внесение удобрений, недополученных налогов (НДС) (при подработке и переработке продукции сельскохозяйственного назначения и дальнейшей ее перепродаже - сначала оптовой, затем розничной). При этом, по некоторым данным, в настоящее время стоимость семян в себестоимости единицы произведенной продукции растениеводства составляет 25%.
Отсутствие контроля снижает эффективность государственной поддержки элитного семеноводства.
Анализ законодательства многих государств с развитым сельским хозяйством, в частности стран - членов Европейского союза, стран - участников Содружества Независимых Государств, Канады, Китая, Бразилии, Соединенных Штатов Америки и многих других, указывает на существование семенного контроля на государственном уровне как при ввозе семян на территорию этих стран, так и при обороте семян собственного производства, что свидетельствует о высоком уровне заинтересованности государств в обеспечении сельскохозяйственных товаропроизводителей качественным семенным материалом.
Несмотря на то что организационные формы сортового и семенного контроля в разных странах несколько отличаются, эти государственные меры без существенных методических различий присутствуют в любой системе семеноводства различных стран и являются ее важнейшей составной частью, которая делает возможным товарное производство высококачественных семян и, соответственно, получение высоких урожаев.
В России в настоящее время отсутствует единая и полная информационная база произведенных для продажи или посева семян. Таким образом, любой анализ рынка семян (дефицита или профицита позиций, доли иностранных сортов и гибридов, тенденций спроса и предложения, влияния государственной поддержки на отрасль, т.е. эффективности субсидирования) является примерным и не отражающим реальное положение вещей в одной из самых значимых отраслей агропромышленного комплекса, от которой напрямую зависит обеспечение продовольственной безопасности страны.
Положениями статьи 30 законопроекта предусмотрено введение временных ограничений на ввоз в Российскую Федерацию семян и (или) об установлении дополнительных (специальных) требований к ввозимым в Российскую Федерацию семенам, которые принимаются в случае наличия информации о выращивании на всей территории иностранного государства или ее части генно-инженерно-модифицированных растений, представляющих угрозу биологической безопасности Российской Федерации, а также систематического обнаружения несоответствия семян требованиям нормативных документов в ходе осуществления федерального государственного контроля (надзора) в области семеноводства.
Введение временных ограничений на ввоз в Российскую Федерацию семян или установление дополнительных (специальных) требований к ввозимым в Российскую Федерацию семенам позволят снизить риски реализации на территории Российской Федерации не соответствующих требованиям семян сельскохозяйственных растений до устранения рисков. Также данная мера может применяться как нетарифная мера регулирования для ограничений экономического характера.
Законопроект соответствует положениям договора о Евразийском экономическом союзе и иным международным договорам Российской Федерации и не влияет на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Реализация иных полномочий, установленных законопроектом, будет осуществляться соответствующими органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации в пределах установленной численности их работников и бюджетных ассигнований, предусмотренных этим органам в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.
Ввиду значительных нормативных изменений, предусмотренных законопроектом, целесообразно вступление в силу данного федерального закона с 1 января 2023 г. Положения частей 6 и 12 статьи 7 федерального закона вступают в силу с 1 января 2024 г. в связи с необходимостью подготовки приборно-аналитической и методической базы учреждений, ответственных за проведение генетической паспортизации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О семеноводстве"
Экономические и иные последствия от реализации проекта федерального закона "О семеноводстве"
Принятие проекта федерального закона "О семеноводстве" (далее - законопроект) будет способствовать выполнению показателей индикаторов по производству продукции основных сельскохозяйственных культур Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. N 717 (далее - Госпрограмма), в том числе за счет обеспечения российских сельскохозяйственных товаропроизводителей качественными семенами, обеспечит информирование участников рынка семян о новых сортах или гибридах, а также о наличии качественных семян сельскохозяйственных и семян лесных растений, позволит также пресекать ввоз на территорию Российской Федерации и использование на ее территории семян сельскохозяйственных растений, полученных с применением методов генной инженерии, и в целом будет способствовать развитию системы семеноводства в Российской Федерации.
Оценка ожидаемых доходов федерального бюджета от уплаты пошлин за внесение сведений о сортах и гибридах в Государственный реестр селекционных достижений, допущенных к использованию
В настоящее время пошлина за внесение сведений о сортах или гибридах в Государственный реестр селекционных достижений, допущенных к использованию (далее - Государственный реестр), не взимается.
Принятие законопроекта и внесение изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации обеспечит взимание такой пошлины. Ее размер должен включать четыре составляющие: затраты на экспертизу заявки, государственные испытания сортов или гибридов растений на отличимость, однородность, стабильность (далее - испытания на ООС), государственные испытания сортов или гибридов растений на выявление хозяйственно полезных признаков и (или) свойств (далее - испытания на хозяйственную полезность) и оценку результатов испытаний.
Государственные пошлины на три из указанных составляющих уже установлены в составе юридически значимых действий, связанных с выдачей патентов на селекционные достижения (постановление Правительства Российской Федерации от 14 сентября 2009 г. N 735 "Об утверждении Положения о патентных и иных пошлинах за совершение юридически значимых действий, связанных с патентом на селекционное достижение, с государственной регистрацией перехода исключительного права на селекционное достижение к другим лицам и договоров о распоряжении этим правом"), максимальный размер которых составляет:
пошлина за экспертизу документов заявки - 3300 рублей;
пошлина за испытания на ООС - 26 400 рублей;
пошлина за оценку результатов испытаний - 13 200 рублей.
В расчете использованы размеры пошлин для нерезидентов, так как вступление Российской Федерации во Всемирную торговую организацию в 2012 году подразумевает отмену разделения на резидентов и нерезидентов в целях уплаты обязательных платежей, в связи с чем планируется установление единых размеров пошлин за выдачу патентов на селекционные достижения в указанном выше размере для всех категорий заявителей.
Для компенсации пятикратного увеличения размера пошлин для отечественных селекционеров сумму пошлины за проведение испытаний на хозяйственную полезность предлагается установить в размере 20% реальных затрат на такие испытания.
По данным ФГБУ "Госсорткомиссия", средняя себестоимость одного сортоопыта на хозяйственную полезность для всех культур по всем регионам России составила 36 665 рублей (таблица 1).
Таблица 1
N |
Наименование затрат |
Сумма в рублях |
I |
Заработная плата согласно штатному расписанию, в том числе: |
27 416,41 |
II |
Начисления на выплаты по оплате труда (30,2%) |
8279,75 |
III |
Услуги связи |
56,68 |
IV |
Транспортные услуги |
59,43 |
V |
Коммунальные услуги |
115,07 |
VI |
Арендная плата за пользование имуществом |
11,54 |
VII |
Работы и услуги по содержанию имущества |
568,92 |
VIII |
Увеличение стоимости материальных запасов |
74,41 |
|
Прочие затраты |
82,79 |
|
Итого затрат на один сортоопыт |
36 665,00 |
Для получения статистически достоверных результатов государственные испытания проводятся не менее 2 лет в соответствии с методиками государственного сортоиспытания, разработанными ФГБУ "Госсорткомиссия" и Международным союзом по охране новых сортов растений (УПОВ). Для расчета использовано среднее значение количества мест испытания в одном регионе одного сорта или гибрида, составившее в 2019 году 15,8 точки испытания. Таким образом, размер пошлины (20% затрат) за испытания на хозяйственную полезность одного селекционного достижения составит 231 722 рубля (36 665 рублей х 20% х 2 года х 15,8 точки).
В итоге размер пошлины за внесение сведений о сорте или гибриде в Государственный реестр по одному (первому) региону составит 274 622 рубля (3300 рублей + 26 400 рублей + 13 200 рублей + 231 722 рубля).
За внесение сведений о сорте или гибриде по второму и последующим регионам размер пошлины предлагается установить в размере стоимости только испытаний на хозяйственную полезность, то есть 231 722 рубля, так как экспертиза заявки и испытания на ООС в этом случае не проводятся, а затраты на оценку результатов испытаний значительно меньше, чем при первичном тестировании сорта или гибрида.
В период с 2011 по 2019 годы среднее количество заявок на внесение сведений о новых сортах или гибридах в Государственный реестр составило 930 штук, а аналогичных заявок на расширение регионов допуска - 450 штук.
Таким образом, общий размер доходов федерального бюджета от уплаты предлагаемых к введению пошлин может достигнуть 359 672 тыс. рублей ежегодно (930 заявок по первому региону х 274 622 = 255 398 рублей + 450 заявок за второй и последующий регионы допуска х 231 722 рубля = 104 274).
Введение пошлин за внесение сведений о сортах или гибридах в Государственный реестр будет способствовать взвешенному подходу заявителей к подаче заявок и резкому сокращению обращений по заведомо неперспективным селекционным достижениям (сортам или гибридам).
Оценка рисков бюджетов бюджетной системы Российской Федерации
В целях оптимизации расходов бюджетной системы при проведении испытаний сортов или гибридов сельскохозяйственных растений Правительством Российской Федерации предлагается утвердить перечень родов и видов сельскохозяйственных растений, по которым в целях выявления хозяйственно полезных признаков и свойств новых сортов или гибридов должны проводиться испытания сортов или гибридов за счет бюджетных средств, которые предусмотрены в рамках Госпрограммы на выполнение государственного задания: на 2019 год - 905 806,5 тыс. рублей, на 2020 год - 933 010,8 тыс. рублей, на 2021 год - 936 303,6 тыс. рублей. Дополнительных бюджетных средств не потребуется.
В целях исключения поступления на рынок фальсифицированных семян сельскохозяйственных растений законопроектом предусматривается создание федеральной государственной информационной системы в области семеноводства сельскохозяйственных растений (далее - ФГИС "Семеноводство"). ФГИС "Семеноводство" будет создаваться в рамках развития федеральной государственной информационной системы Минсельхоза России без увеличения численности работников и выделения дополнительных бюджетных ассигнований.
Создание, развитие, сопровождение и содержание ФГИС "Семеноводство" осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных Федеральным законом от 29 ноября 2018 г. N 459-ФЗ "О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов" на реализацию основного мероприятия по формированию государственных информационных ресурсов в сфере обеспечения продовольственной безопасности и управления агропромышленным комплексом Госпрограммы.
Для предотвращения использования сельскохозяйственными товаропроизводителями на посев (посадку) семян и посадочного материала, полученных с применением методов генной инженерии, во исполнение положений статьи 2 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 358-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования государственного регулирования в области генно-инженерной деятельности" Россельхознадзор при проведении федерального государственного контроля (надзора) в области семеноводства в отношении семян сельскохозяйственных растений будет проводить оценку посевов (посадок), семян и посадочного материала сельскохозяйственных растений на наличие в них растений, семян и посадочного материала, полученных с применением методов генной инженерии.
Оценка посевов (посадок), семян и посадочного материала сельскохозяйственных растений на наличие в них генно-инженерно-модифицированных организмов будет проводиться при помощи тест-наборов для экспресс-определения присутствия генно-инженерно-модифицированных конструкций (далее - ГМО) в сельскохозяйственных растениях, семенах растений с применением микроматриц. Стоимость одного набора для тестирования образцов растений в 2019 году, по информации разработчика системы оценки наличия ГМО ООО "Ген Бит", составила 5 тыс. рублей.
В сумме расходы на проведение оценки на наличие в посевах ГМО составят 202 980 тыс. рублей, из них 97 980 тыс. рублей на выполнение работ по отбору и анализу проб (стоимость отбора 1 пробы на исследование на наличие ГМО 3140,4 рубля, необходимость анализа 31 200 проб: 31 200 x 3140,4 рубля = 97 980 тыс. рублей), на закупку тест-наборов - 105 000 тыс. рублей:
семенные посевы кукурузы составляют около 20 тыс. га. Средняя выборка с использованием одного тест-набора приходится на 10 га, {(20 000/10) х 5000} = 10 000 тыс. рублей;
семенные посевы сои составляют около 180 тыс. га. Средняя выборка с использованием одного тест-набора приходится на 20 га, потребуется {(180 000/20) х 5000} = 45 000 тыс. рублей;
посевы сахарной свеклы составляют в среднем 1000 тыс. га. Средняя выборка с использованием одного тест-набора приходится на 100 га, потребуется {(1 000 000/100) х 5000} = 50 000 тыс. рублей.
Для минимизации затрат на проведение оценки посевов (посадок), семян и посадочного материала сельскохозяйственных растений на наличие в них генно-инженерно-модифицированных организмов работы по отбору и анализу проб возможно совместить с функциями, выполняемыми Россельхознадзором в рамках осуществления своих полномочий.
Дополнительная потребность в ассигнованиях федерального бюджета на закупку тест-наборов в сумме 340 223,2* тыс. рублей на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов представлена в таблице 2.
Таблица 2
Наименование мероприятия |
Объем финансового обеспечения, тыс. рублей |
|||
Итого |
в том числе по годам |
|||
2023 год |
2024 год |
2025 год |
||
Оценка посевов сельскохозяйственных растений на наличие в них растений, полученных с применением методов генной инженерии |
340 223,2* |
108 990 |
113 349,6* |
117 883,6* |
------------------------------
* Сумма рассчитана с учетом индексации инфляции в 2023 году - 3,8%, в 2024 году - 4%, в 2025 году - 4%.
------------------------------
С учетом поручения Президента Российской Федерации от 22 июня 2016 г. N Пр-1178 для предотвращения распространения на территории Российской Федерации сортов и гибридов сельскохозяйственных растений, полученных с применением методов генной инженерии, правилами проведения испытаний по хозяйственно полезным признакам и (или) свойствам сорта или гибрида и оценки результатов испытаний по хозяйственно полезным признакам и (или) свойствам сорта или гибрида, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере семеноводства сельскохозяйственных растений, будет предусмотрена проверка на наличие (отсутствие) ГМО образца семян сортов или гибридов сельскохозяйственных растений, представленных заявителем на испытания.
Оценка образца семян на наличие ГМО будет проводиться при помощи тест-наборов с применением микроматриц. Наибольшая вероятность присутствия ГМО в образцах семян сортов и гибридов кукурузы, сои, рапса, картофеля, сахарной свеклы, хлопчатника и томатов, которые в больших количествах заявляются транснациональными компаниями, активно занимающимися созданием сортов и гибридов указанных растений с применением современных технологий на основе ГМО и их продвижением на мировой рынок, включая российский.
Ежегодно по вышеуказанным культурам поступает в среднем 691 заявка на внесение о них сведений в Государственный реестр (таблица 3).
Таблица 3
Культура |
Количество заявок на допуск |
|||
2016 год |
2017 год |
2018 год |
в среднем за 3 года |
|
Кукуруза |
264 |
293 |
288 |
282 |
Соя |
50 |
48 |
51 |
50 |
Рапс |
43 |
49 |
65 |
52 |
Картофель |
30 |
34 |
29 |
31 |
Сахарная свекла |
48 |
62 |
61 |
57 |
Хлопчатник |
2 |
2 |
- |
1 |
Томаты |
207 |
230 |
217 |
218 |
Итого |
|
|
|
691 |
Исходя из продолжительности испытаний не менее 2 лет и ежегодной поставки образцов семян для проведения испытаний общее количество анализируемых образцов составит 1382 испытания (691 х 2 года). Стоимость одного тест-набора для тестирования образцов семян в 2021 году, по информации разработчика системы оценки наличия ГМО (ООО "ГенБит"), ожидается в размере 5 тыс. рублей. Общие затраты на закупку микроматриц составят 6910 тыс. рублей (1382 образца х 5 тыс. рублей).
Общая сумма расходов на проведение оценки на наличие ГМО в образцах, заявляемых на испытания сортов и гибридов, составит в 2023 году 6910 тыс. рублей, а за период 2023 - 2025 годов с учетом ежегодной индексации инфляции - 21 570,3 тыс. рублей (таблица 4).
Таблица 4
Затраты |
Объем финансового обеспечения*, тыс. рублей |
|||
2023 год |
2024 год |
2025 год |
Всего |
|
На приобретение расходных материалов |
6910 |
7186,4 |
7473,9 |
21 570,3 |
------------------------------
* Сумма рассчитана с учетом индексации инфляции в 2024 году - 4%, в 2025 году - 4%.
------------------------------
Согласно представленным выше расчетам дополнительная потребность в средствах федерального бюджета на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов составляет 361 793,5 тыс. рублей:
для обеспечения оценки посевов и семян сельскохозяйственных растений на наличие (отсутствие) в них генно-инженерно-модифицированных организмов - 340 223,2 тыс. рублей;
для проведения оценки на наличие генно-инженерно-модифицированных организмов в образцах семян, поступивших на государственные испытания, - 21 570,3 тыс. рублей.
На осуществление функции по контролю и надзору в области семеноводства сельскохозяйственных растений на проведение оценки посевов (посадок), семян и посадочного материала сельскохозяйственных растений, касающейся наличия в них ГМО, потребуются дополнительные средства федерального бюджета: на 2023 - 2025 годы необходимо выделение дополнительных средств федерального бюджета в размере 30 105 318,27 рубля.
На выполнение учреждениями государственной работы "Определение наличия в посевах сельскохозяйственных растений и семенах сельскохозяйственных растений генно-инженерно-модифицированных организмов" на 2023 - 2025 годы необходимо выделение дополнительных средств федерального бюджета в размере 140 235 481,26 рубля.
Дополнительные затраты на проведение контроля и надзора в области семеноводства сельскохозяйственных растений и проведение оценки посевов (посадок), семян и посадочного материала сельскохозяйственных растений, касающейся наличия в них генно-инженерно-модифицированных организмов, в 2023 году |
10 099 616,74 |
рубля |
Дополнительные затраты на проведение контроля и надзора в области семеноводства сельскохозяйственных растений и проведение оценки посевов (посадок), семян и посадочного материала сельскохозяйственных растений, касающейся наличия в них генно-инженерно-модифицированных организмов, в 2024 году |
10 073 433,03 |
рубля |
Дополнительные затраты на проведение контроля и надзора в области семеноводства сельскохозяйственных растений и проведение оценки посевов (посадок), семян и посадочного материала сельскохозяйственных растений, касающейся наличия в них генно-инженерно-модифицированных организмов, в 2025 году |
9 932 268,50 |
рубля |
Дополнительные затраты на выполнение учреждениями государственной работы "Определение наличия в посевах сельскохозяйственных растений и семенах сельскохозяйственных растений генно-инженерно-модифицированных организмов" в 2023 году |
45 943 793,36 |
рубля |
Дополнительные затраты на выполнение учреждениями государственной работы "Определение наличия в посевах сельскохозяйственных растений и семенах сельскохозяйственных растений генно-инженерно-модифицированных организмов" в 2024 году |
46 802 255,04 |
рубля |
Дополнительные затраты на выполнение учреждениями государственной работы "Определение наличия в посевах сельскохозяйственных растений и семенах сельскохозяйственных растений генно-инженерно-модифицированных организмов" в 2025 году |
47 489 432,86 |
рубля |
Оценка доходов и расходов юридических лиц, индивидуальных предпринимателей
Научными исследованиями и практикой доказано, что использование на посев высококачественных семян, быстрое внедрение в производство новых, более урожайных сортов обеспечивает повышение урожая возделываемых культур на 20% - 30%. Продукция растениеводства в фактических ценах в среднем за 2014 - 2018 годы составила 1 751 250 млн. рублей. В общем объеме стоимости продукции доля от использования семян составляет не менее 350 250 млн. рублей (1 751 250 х 20%). При этом эта сумма может быть увеличена еще на 20% в случае использования семян новых сортов: (350 250 х 120%) = 420 300 млн. рублей.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О семеноводстве"
N п/п |
Наименование проекта нормативного правового акта |
Обоснование необходимости его подготовки |
Срок подготовки с момента вступления в силу федерального закона |
Краткое описание правового акта (цель, предмет, содержание) |
Исполнители |
1. |
Проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 12 июня 2008 г. N 450 "О Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации" |
вступление в силу Федерального закона "О семеноводстве" |
6 мес. |
приведение Положения о Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации в соответствие с нормами Федерального закона "О семеноводстве" |
Минсельхоз России (ответственный), Россельхознадзор |
2. |
Проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 327 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору" |
вступление в силу Федерального закона "О семеноводстве" |
6 мес. |
приведение Положения о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору в соответствие с нормами Федерального закона "О семеноводстве" |
Минсельхоз России (ответственный), Минэкономразвития России, Минфин России, Россельхознадзор |
3. |
Проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2015 г. N 1219 "О Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации" |
вступление в силу Федерального закона "О семеноводстве" |
6 мес. |
приведение Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации в соответствие с нормами Федерального закона "О семеноводстве" |
Минприроды России (ответственный) |
4. |
Проект постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении перечня родов и видов сельскохозяйственных растений, сорта или гибриды которых подлежат включению в Государственный реестр селекционных достижений, допущенных к использованию" |
часть 3 статьи 7 проекта федерального закона "О семеноводстве" |
6 мес. |
определение перечня родов и видов сельскохозяйственных растений, сорта или гибриды которых подлежат включению в Государственный реестр селекционных достижений, допущенных к использованию |
Минсельхоз России (ответственный), Минэкономразвития России |
5. |
Проект постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления федеральными органами исполнительной власти, Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом" государственных услуг и предоставляются организациями, участвующими в предоставлении государственных услуг, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 352" |
статья 7 проекта федерального закона "О семеноводстве" |
6 мес. |
дополнение перечня услуг необходимой услугой по испытанию сортов или гибридов сельскохозяйственных растений в целях выявления их хозяйственно полезных признаков и (или) свойств, пригодности для конкретных регионов возделывания и внесения соответствующих сведений в Государственный реестр селекционных достижений, допущенных к использованию |
Минсельхоз России (ответственный), Минэкономразвития России, Минфин России |
6. |
Проект постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении порядка ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации семян сельскохозяйственных растений и семян лесных растений" |
часть 5 статьи 25 проекта федерального закона "О семеноводстве" |
6 мес. |
утверждение порядка направлено на пресечение нарушений законодательства и установление требований при ввозе в Российскую Федерацию и вывозе из Российской Федерации семян сельскохозяйственных растений и лесных растений; установление последовательности действий должностных лиц уполномоченного федерального органа исполнительной власти |
Минсельхоз России (ответственный), Минэкономразвития России, Россельхознадзор, Рослесхоз |
7. |
Проект постановления Правительства Российской Федерации "О признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 1 октября 2001 г. N 698 "Об утверждении Положения о формировании и использовании федерального фонда семян сельскохозяйственных растений" |
вступление в силу Федерального закона "О семеноводстве" |
6 мес. |
приведение в соответствие с нормами Федерального закона "О семеноводстве" |
Минсельхоз России (ответственный), Минфин России, Минэкономразвития России |
8. |
Проект постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении порядка анализа рисков в области семеноводства" |
часть 1 статьи 29 проекта федерального закона "О семеноводстве" |
6 мес. |
снижение рисков в области семеноводства |
Минсельхоз России (ответственный), Россельхознадзор |
9. |
Проект постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Порядка определения наличия в посевах (посадках) и семенах сельскохозяйственных растений генно-инженерно-модифицированных организмов" |
часть 4 статьи 20 проекта федерального закона "О семеноводстве" |
6 мес. |
последовательность действий при определении наличия в посевах (посадках) и семенах сельскохозяйственных растений генно-инженерно-модифицированных организмов |
Минсельхоз России (ответственный), Россельхознадзор |
10. |
Проект постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Порядка ввоза в Российскую Федерацию семян сельскохозяйственных растений в целях проведения экспертиз, научно-исследовательских работ, а также для использования в образовательных целях" |
часть 6 статьи 25 проекта федерального закона "О семеноводстве" |
6 мес. |
утверждение Порядка ввоза в Российскую Федерацию семян сельскохозяйственных растений в целях проведения экспертиз, научно-исследовательских работ, а также для использования в образовательных целях |
Минсельхоз России (ответственный), Минобрнауки России |
11. |
Проект постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Порядка ввоза в Российскую Федерацию семян лесных растений в целях проведения экспертиз и научно-исследовательских работ" |
часть 6 статьи 25 проекта федерального закона "О семеноводстве" |
6 мес. |
утверждение Порядка ввоза в Российскую Федерацию семян лесных растений в целях проведения экспертиз и научно-исследовательских работ |
Минсельхоз России (ответственный) |
12. |
Проект постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении списка родов и видов сельскохозяйственных растений на которые оформляется генетический паспорт" |
часть 7 статьи 7 проекта федерального закона "О семеноводстве" |
|
утверждение списка родов и видов сельскохозяйственных растений, на которые оформляется генетический паспорт |
Минсельхоз России (ответственный) |
13. |
Проект постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Порядка ведения единой базы генетических паспортов и формирования банка стандартных образцов сортов семян" |
статья 7 проекта федерального закона "О семеноводстве" |
6 мес. |
утверждение Порядка ведения единой базы генетических паспортов и формирования банка стандартных образцов сортов семян |
Минсельхоз России (ответственный) |
14. |
Проект постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Правил локализации производства семян сельскохозяйственных растений на территории Российской Федерации" |
часть 4 статьи 19 проекта федерального закона "О семеноводстве" |
6 мес. |
утверждение правил локализации производства семян сельскохозяйственных растений на территории Российской Федерации |
Минсельхоз России (ответственный) |
15. |
Проект постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении формы удостоверения качества семян сельскохозяйственных растений и порядка его выдачи" |
часть 2 статьи 23 проекта федерального закона "О семеноводстве" |
6 мес. |
утверждение формы удостоверения качества семян сельскохозяйственных растений и порядка его выдачи |
Минсельхоз России (ответственный) |
16. |
Проект постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении порядка и периодичности проведения федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю (надзору) в области семеноводства, предварительного аудита лабораторий иностранных государств по испытанию семян при ввозе семян сельскохозяйственных растений в Российскую Федерацию" |
абзац второй части 1 статьи 25 проекта федерального закона "О семеноводстве" |
6 мес. |
утверждение порядка и периодичности проведения федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю (надзору) в области семеноводства, предварительного аудита лабораторий иностранных государств по испытанию семян при ввозе семян сельскохозяйственных растений в Российскую Федерацию |
Минсельхоз России (ответственный), Россельхознадзор |
17. |
Проект постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Порядка формирования Государственного реестра селекционных достижений, допущенных к использованию" |
часть 7 статьи 6 проекта федерального закона "О семеноводстве" |
6 мес. |
обеспечение последовательности действий по формированию и ведению Государственного реестра селекционных достижений, допущенных к использованию |
Минсельхоз России (ответственный) |
18. |
Проект постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Порядка выдачи генетического паспорта на сорта и гибриды сельскохозяйственных растений, которые включены в Государственный реестр селекционных достижений, допущенных к использованию, и на которые не оформлены генетические паспорта" |
часть 2 статьи 25 проекта федерального закона "О семеноводстве" |
6 мес. |
утверждение порядка выдачи генетического паспорта на сорта и гибриды сельскохозяйственных растений, которые включены в Государственный реестр селекционных достижений, допущенных к использованию, и на которые не оформлены генетические паспорта |
Минсельхоз России (ответственный) |
19. |
Проект постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в области семеноводства в отношении семян сельскохозяйственных растений" |
часть 4 статьи 27 проекта федерального закона "О семеноводстве" |
6 мес. |
утверждение положения о федеральном государственном контроле (надзоре) в области семеноводства в отношении семян сельскохозяйственных растений |
Минсельхоз России (ответственный), Россельхознадзор |
20. |
Проект постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Порядка предоставления иной информации, которую производители семян, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, и юридические лица вносят в информационную систему" |
часть 6 статьи 16 проекта федерального закона "О семеноводстве" |
6 мес. |
утверждение порядка предоставления иной информации, которую производители семян, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, и юридические лица вносят в информационную систему |
Минсельхоз России (ответственный) |
21. |
Проект постановления Правительства Российской Федерации "Об определении специализированных пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации, в которых осуществляется федеральный государственный контроль (надзор) в области семеноводства в отношении семян сельскохозяйственных растений" |
часть 1 статьи 28 проекта федерального закона "О семеноводстве" |
6 мес. |
установление пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации, в которых осуществляется Федеральный государственный. контроль (надзор) в области семеноводства в отношении семян сельскохозяйственных растений |
Минсельхоз России (ответственный), Россельхознадзор |
22. |
Проект приказа Министерства сельского хозяйства Российской Федерации "Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги по внесению сведений о сортах или гибридах сельскохозяйственных растений в Государственный реестр селекционных достижений, допущенных к использованию" |
статья 7 проекта федерального закона "О семеноводстве" |
6 мес. |
обеспечение последовательности действий заявителя при представлении в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области семеноводства сельскохозяйственных растений заявки для внесения сведений о сортах, гибридах сельскохозяйственных растений в Государственный реестр селекционных достижений, допущенных к использованию |
Минсельхоз России (ответственный), Минэкономразвития России |
23. |
Проект приказа Министерства сельского хозяйства Российской Федерации "Об утверждении формы и порядка выдачи результатов государственных испытаний сорта или гибрида по хозяйственно-полезным признакам и (или) свойствам" |
часть 9 статьи 7 проекта федерального закона "О семеноводстве" |
6 мес. |
утверждение этапов проведения государственных испытаний |
Минсельхоз России (ответственный) |
24. |
Проект приказа Министерства сельского хозяйства Российской Федерации "Об утверждении порядка проведения испытаний сорта или гибрида по хозяйственно-полезным признакам и (или) свойствам" |
часть 2 статьи 7 проекта федерального закона "О семеноводстве" |
6 мес. |
обеспечение достоверности результатов испытаний; технологические требования и критерии к проведению испытаний; нормы и допуски |
Минсельхоз России (ответственный) |
25. |
Проект приказа Министерства сельского хозяйства Российской Федерации "Об утверждении методических рекомендаций по разработке схем производства семян сорта (гибрида) сельскохозяйственных растений" |
часть 2 статьи 14 проекта федерального закона "О семеноводстве" |
6 мес. |
установление общих требований к разработке схем производства семян сорта или гибрида сельскохозяйственных растений |
Минсельхоз России (ответственный) |
26. |
Проект приказа Министерства сельского хозяйства Российской Федерации "Об утверждении правил представления информации в федеральную государственную информационную систему в области семеноводства сельскохозяйственных растений, порядка предоставления информации из информационной системы, формы предоставления информации, а также порядка и формы направления запросов" |
часть 5 статьи 16 проекта федерального закона "О семеноводстве" |
6 мес. |
установление порядка представления информации о производстве и использовании семян сельскохозяйственных растений в государственную информационную систему |
Минсельхоз России (ответственный) |
27. |
Проект приказа Министерства сельского хозяйства Российской Федерации "Об утверждении требований к показателям сортовых и посевных (посадочных) качеств сельскохозяйственных растений" |
часть 2 статьи 20 проекта федерального закона "О семеноводстве" |
6 мес. |
утверждение требований к показателям качества семян, включающих формы документов о показателях сортовых качеств семян сельскохозяйственных растений и посевных (посадочных) показателях качества семян сельскохозяйственных растений |
Минсельхоз России (ответственный) |
28. |
Проект приказа Министерства сельского хозяйства Российской Федерации "Об утверждении методики определения показателей сортовых качеств семян сельскохозяйственных растений" |
часть 1 статьи 21 проекта федерального закона "О семеноводстве" |
6 мес. |
последовательность процедур по определению сортовых качеств семян |
Минсельхоз России (ответственный) |
29. |
Проект приказа Министерства сельского хозяйства Российской Федерации "Об утверждении Порядка уничтожения посевов (посадок) или семян сельскохозяйственных растений, содержащих генно-инженерно-модифицированные организмы" |
часть 8 статьи 20 проекта федерального закона "О семеноводстве" |
6 мес. |
утверждение порядка уничтожения посевов (посадок) или семян сельскохозяйственных растений, содержащих генно-инженерно-модифицированные организмы |
Минсельхоз России (ответственный), Россельхознадзор |
30. |
Проект приказа Министерства сельского хозяйства Российской Федерации "Об утверждении формы заключения о наличии (об отсутствии) в посевах (посадках) или семенах сельскохозяйственных растений генно-инженерно-модифицированных организмов" |
часть 6 статьи 20 проекта федерального закона "О семеноводстве" |
6 мес. |
утверждение формы заключения о наличии (об отсутствии) в посевах (посадках) или семенах сельскохозяйственных растений генно-инженерно-модифицированных организмов |
Минсельхоз России (ответственный) |
31. |
Проект приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации "Об утверждении Порядка определения показателей сортовых качеств семян лесных растений и посевных (посадочных) показателей качества семян лесных растений" |
часть 9 статьи 20 проекта федерального закона "О семеноводстве" |
6 мес. |
последовательность процедур по определению сортовых и посевных качеств семян лесных растений |
Минприроды России (ответственный), Рослесхоз |
32. |
Проект приказа Федерального агентства лесного хозяйства "О признании утратившим силу приказа Рослесхоза от 15 июня 1999 г. N 126 "Об утверждении положения о порядке аккредитации отборщиков проб из партий семян лесных растений" |
вступление в силу Федерального закона "О семеноводстве" |
6 мес. |
приведение законодательства в соответствие с Федеральным законом "О семеноводстве" |
Рослесхоз (ответственный) |
33. |
Приказ Федерального агентства лесного хозяйства "О признании утратившим силу приказа Рослесхоза от 25 июня 1999 г. N 134 "Об утверждении Инструкции по организации и проведению семенного контроля в отношении семян лесных растений Российской Федерации" |
вступление в силу Федерального закона "О семеноводстве" |
6 мес. |
приведение законодательства в соответствие с Федеральным законом "О семеноводстве" |
Рослесхоз (ответственный) |
34. |
Проект приказа Министерства сельского хозяйства Российской Федерации "Об утверждении формы свидетельства оригинатора, автора (оригинаторов, авторов) сорта или гибрида сельскохозяйственного растения" |
часть 5 статьи 6 проекта федерального закона "О семеноводстве" |
6 мес. |
выдача Минсельхозом России свидетельства оригинатора, автора (оригинаторов, авторов) сорта или гибрида сельскохозяйственного растения |
Минсельхоз России (ответственный) |
35. |
Проект приказа Министерства сельского хозяйства Российской Федерации "Об утверждении формы генетического паспорта" |
часть 8 статьи 7 проекта федерального закона "О семеноводстве" |
6 мес. |
форма и сведения, содержащиеся в генетическом паспорте |
Минсельхоз России (ответственный) |
36. |
Приказ Рослесхоза "Об утверждении Порядка производства, хранения и использования семян лесных растений" |
часть 5 статьи 19 проекта федерального закона "О семеноводстве" |
6 мес. |
определение порядка заготовки, обработки, хранения и использования семян лесных растений |
Минприроды России (ответственный) |
37. |
Проект приказа Министерства сельского хозяйства Российской Федерации "Об утверждении Порядка реализации и транспортировки семян сельскохозяйственных растений" |
часть 6 статьи 24 проекта федерального закона "О семеноводстве" |
6 мес. |
определение порядка реализации и транспортировки семян сельскохозяйственных растений |
Минсельхоз России (ответственный), Россельхознадзор |
38. |
Проект приказа Минприроды России "Об утверждении Порядка реализации и транспортировки семян лесных растений" |
часть 6 статьи 24 проекта федерального закона "О семеноводстве" |
6 мес. |
определение порядка реализации и транспортировки семян лесных растений |
Минприроды России (ответственный), Рослесхоз |
39. |
Проект приказа Минприроды России "Об утверждении формы удостоверения о качестве семян лесных растений и порядка его выдачи" |
часть 7 статьи 23 проекта федерального закона "О семеноводстве" |
6 мес. |
утверждение формы удостоверения о качестве семян лесных растений и порядка его выдачи |
Минприроды России (ответственный), Рослесхоз |
40. |
Проект приказа Министерства сельского хозяйства Российской Федерации "Об утверждении Порядка введения временных ограничений на ввоз в Российскую Федерацию семян и (или) установления дополнительных (специальных) требований к ввозимым в Российскую Федерацию семенам" |
часть 1 статьи 30 проекта федерального закона "О семеноводстве" |
6 мес. |
определение порядка введения временных ограничений на ввоз в Российскую Федерацию семян и (или) установления дополнительных (специальных) требований к ввозимым в Российскую Федерацию семенам |
Минсельхоз России (ответственный), Россельхознадзор |
41. |
Проект приказа Министерства сельского хозяйства Российской Федерации "Об утверждении методики осуществления анализа риска в области семеноводства" |
часть 3 статьи 29 проекта федерального закона "О семеноводстве" |
6 мес. |
анализ риска в области семеноводства |
Минсельхоз России (ответственный) |
42. |
Проект приказа Министерства сельского хозяйства Российской Федерации "Об утверждении перечня подведомственных федеральному органу исполнительной власти учреждений, осуществляющих определение показателей сортовых и посевных (посадочных) качеств семян сельскохозяйственных растений" |
абзац второй части 3 статьи 20 проекта федерального закона "О семеноводстве" |
6 мес. |
утверждение перечня подведомственных федеральному органу исполнительной власти учреждений, осуществляющих определение показателей сортовых и посевных (посадочных) качеств семян сельскохозяйственных растений |
Минсельхоз России (ответственный) |
43. |
Приказ Россельхознадзора и ФТС России "Об утверждении Порядка разработки и реализации мер по управлению рисками, включающего в себя порядок сбора и анализа информации, в том числе предварительной информации, представляемой участниками внешнеэкономической деятельности в таможенные органы" |
часть 4 статьи 28 проекта федерального закона "О семеноводстве" |
6 мес. |
утверждение порядка разработки и реализации мер по управлению рисками, включающего в себя порядок сбора и анализа информации, в том числе предварительной информации, представляемой участниками внешнеэкономической деятельности в таможенные органы |
Россельхознадзор и ФТС России (ответственные) |
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О семеноводстве"
Принятие и реализация Федерального закона "О семеноводстве" потребует изменения следующих федеральных законов:
1. Налоговый кодекс Российской Федерации.
Ответственный исполнитель - Минсельхоз России;
соисполнитель - Минфин России.
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.
Ответственный исполнитель - Минсельхоз России.
3. Лесной кодекс Российской Федерации.
Ответственный исполнитель - Минприроды России.
4. Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Ответственный исполнитель - Минсельхоз России.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.