Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по бюджету и финансовым рынкам от 16 февраля 2021 г. N 3.5-04/231
на проект федерального закона N 1040057-7 "О внесении изменений в статьи 17 и 18 Федерального закона "О страховых пенсиях"
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев Федеральный закон "О внесении изменений в статьи 17 и 18 Федерального закона "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон), принятый Государственной Думой 10 февраля 2021 года, комитет отмечает следующее.
Проект федерального закона подготовлен Правительством Российской Федерации во исполнение постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 22 апреля 2020 года N 20-П "По делу о проверке конституционности части 3 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях" в связи с жалобой гражданки И.К. Дашковой" (далее - постановление Конституционного Суда Российской Федерации).
Вышеназванным постановлением Конституционного Суда Российской Федерации часть 3 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон N 400-ФЗ) признана не соответствующей Конституции Российской Федерации в той мере, в какой она в силу неопределенности нормативного содержания, порождающей на практике неоднозначное ее истолкование и, соответственно, возможность произвольного применения, допускает в системе действующего правового регулирования различный подход к решению вопроса о праве родителя инвалида с детства на сохранение после достижения этим инвалидом совершеннолетнего возраста и признания его судом недееспособным повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, установленной такому родителю, при том, что он фактически продолжает осуществлять необходимые данному инвалиду с детства постоянный уход и помощь (надзор).
Таким образом, указанная правовая неопределенность не позволяла сохранить родителю, осуществляющему уход за ребенком-инвалидом до достижения им возраста 18 лет и фактически продолжающему его осуществлять и после достижения этим ребенком-инвалидом совершеннолетнего возраста и признания его инвалидом с детства, право на повышенную фиксированную выплату к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности.
Федеральным законом устанавливается родителям, являющимся опекунами лиц из числа недееспособных инвалидов с детства, повышение к фиксированной выплате к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в сумме, равной одной третьей суммы, предусмотренной частью 1 статьи 16 Федерального закона N 400-ФЗ, на каждого недееспособного инвалида с детства, но не более чем на трех недееспособных инвалидов с детства. При этом родителям, являющимся опекунами лиц из числа недееспособных инвалидов с детства, которые не находятся на полном государственном обеспечении, на иждивении которых также находятся нетрудоспособные члены семьи, предусмотренные частью 3 статьи 17 Федерального закона N 400-ФЗ, повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности, предусмотренные частью 3 и частью 3.1 статьи 17 Федерального закона N 400-ФЗ, устанавливаются не более чем на трех членов семьи.
Кроме того, статья 18 Федерального закона N 400-ФЗ дополняется частью 9.1, предусматривающей при установлении лицу повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости или к страховой пенсии по инвалидности и которому осуществлен перерасчет размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости или к страховой пенсии по инвалидности в связи с достижением ребенком возраста 18 лет, при поступлении в течение 12 месяцев со дня указанного перерасчета документов, подтверждающих признание инвалида с детства недееспособным, осуществление перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости или к страховой пенсии по инвалидности в беззаявительном порядке со дня перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости или к страховой пенсии по инвалидности в связи с достижением ребенком возраста 18 лет, но не ранее, чем со дня признания инвалида с детства недееспособным в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно финансово-экономическому обоснованию к проекту федерального закона реализация указанных изменений в 2021 году повлечет дополнительные расходы из федерального бюджета в объеме 31,59 млн рублей исходя из численности получателей 15 тыс. человек (по предварительной оценке). Средний размер повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии в связи с наличием иждивенца составит 2095,42 рубля. При этом финансовое обеспечение указанных расходов предполагается осуществлять за счет межбюджетного трансферта на обязательное пенсионное страхование, предоставляемого из федерального бюджета бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации.
Учитывая изложенное, комитет полагает возможным рекомендовать Совету Федерации одобрить Федеральный закон "О внесении изменений в статьи 17 и 18 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Председатель комитета |
А.Д. Артамонов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.