Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по социальной политике от 16 февраля 2021 г. N 3.8-03/661
на проект федерального закона N 1040057-7 "О внесении изменений в статьи 17 и 18 Федерального закона "О страховых пенсиях"
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по социальной политике в соответствии со статьей 105 Регламента Совета Федерации рассмотрел Федеральный закон "О внесении изменений в статьи 17 и 18 Федерального закона "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон), принятый Государственной Думой 10 февраля 2021 года.
Проект названного Федерального закона был внесен на рассмотрение Государственной Думы Правительством Российской Федерации 20 октября 2020 года и принят 8 декабря 2020 года в первом чтении, 9 февраля 2021 года во втором чтении и 10 февраля 2021 года в третьем чтении. В ходе подготовки проекта Федерального закона ко второму чтению поправки в Государственную Думу сенаторами Российской Федерации не направлялись.
Федеральный закон разработан во исполнение постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 22 апреля 2020 года N 20-П "По делу о проверке конституционности части 3 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях" в связи с жалобой гражданки И.К. Дашковой", которым Конституционный Суд Российской Федерации признал часть 3 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон "О страховых пенсиях") не соответствующей Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (части 1 и 2) и 39 (часть 1), в той мере, в какой она в силу неопределенности нормативного содержания, порождающей на практике неоднозначное ее истолкование и, соответственно, возможность произвольного применения, допускает в системе действующего правового регулирования различный подход к решению вопроса о праве родителя инвалида с детства на сохранение после достижения этим инвалидом совершеннолетнего возраста и признания его судом недееспособным повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, установленной такому родителю, при том, что он фактически продолжает осуществлять необходимые данному инвалиду с детства постоянный уход и помощь (надзор).
Частью 3 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях" предусмотрено, что лицам, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи (в частности дети, братья, сестры и внуки, не достигшие возраста 18 лет, а также дети, братья, сестры и внуки, обучающиеся по очной форме обучения по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в иностранных организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет, а равно дети, братья, сестры и внуки старше этого возраста, если они до достижения возраста 18 лет стали инвалидами) повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности устанавливается в сумме, равной одной третьей суммы фиксированной выплаты к страховой пенсии на каждого нетрудоспособного члена семьи, но не более чем на трех нетрудоспособных членов семьи.
Частью 4 статьи 10 Федерального закона "О страховых пенсиях" установлена презумпция нахождения детей на иждивении своих родителей, за исключением детей, объявленных в соответствии с законодательством Российской Федерации полностью дееспособными или достигших возраста 18 лет, и факт их нахождения на иждивении родителей подлежит доказыванию в предусмотренном законодательством порядке, в том числе в судебном.
Как отметил Конституционный Суд Российской Федерации, в судебной практике при решении вопроса о наличии у родителя инвалида с детства, в том числе признанного судом недееспособным и нуждающегося в постоянном постороннем уходе и помощи (надзоре), права на повышение фиксированной выплаты к установленной ему страховой пенсии по старости на основании части 3 статьи 17 Федерального закона "О страховых пенсиях" не сложилось единого подхода к пониманию условий признания такого инвалида находящимся на иждивении своего родителя.
Федеральным законом вносятся изменения в правовое регулирование установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости или к страховой пенсии по инвалидности, согласно которым родителям, являющимся опекунами лиц из числа недееспособных инвалидов с детства, которые не находятся на полном государственном обеспечении, устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности.
Такое повышение устанавливается в сумме, равной одной третьей суммы фиксированной выплаты к страховой пенсии на каждого недееспособного инвалида с детства, но не более чем на трех недееспособных инвалидов с детства. При этом родителям, являющимся опекунами лиц из числа недееспособных инвалидов с детства, которые не находятся на полном государственном обеспечении, на иждивении которых также находятся иные нетрудоспособные члены семьи, повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости или к страховой пенсии по инвалидности устанавливаются не более чем на трех членов семьи.
Поскольку установление недееспособности, исходя из правоприменительной практики, может затянуться до года, предлагается дополнить статью 18 Федерального закона "О страховых пенсиях" новой частью 9.1, предусматривающей, что лицу, которому был осуществлен перерасчет размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости или к страховой пенсии по инвалидности в связи с достижением ребенком возраста 18 лет, при поступлении в течение 12 месяцев со дня указанного перерасчета документов, подтверждающих признание в соответствии с законодательством Российской Федерацией инвалида с детства недееспособным, производится в беззаявительном порядке перерасчет размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости или к страховой пенсии по инвалидности со дня перерасчета в связи достижением возраста 18 лет, но не ранее, чем со дня признания лица недееспособным инвалидом с детства.
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
Правовое управление Аппарата Совета Федерации отмечает, что Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и согласуется с системой федерального законодательства.
Федеральный закон подлежит обязательному рассмотрению Советом Федерации в соответствии со статьей 106 Конституции Российской Федерации.
Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам и Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству (комитеты-соисполнители) рекомендуют Совету Федерации одобрить Федеральный закон.
Комитет Совета Федерации по социальной политике принял решение рекомендовать Совету Федерации одобрить Федеральный закон "О внесении изменений в статьи 17 и 18 Федерального закона "О страховых пенсиях", принятый Государственной Думой.
Председатель Комитета |
И.Ю. Святенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.