Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1116605-7 "Об ограничении выбросов парниковых газов"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "Об ограничении выбросов парниковых газов" (далее - законопроект) разработан Минэкономразвития России во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 11 ноября 2019 г. N Пр-2323 и пункта 7 плана реализации комплекса мер по совершенствованию государственного регулирования выбросов парниковых газов и подготовки к ратификации Парижского соглашения, принятого 12 декабря 2015 г. 21-й сессией Конференции Сторон Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2016 г. N 2344-р.
Законопроект направлен на урегулирование отношений, связанных с ограничением выбросов парниковых газов. В соответствии со Стратегией экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной указом Президента Российской Федерации от 19 апреля 2017 г. N 176, государственное регулирование выбросов парниковых газов является одним из основных механизмов реализации государственной политики в сфере обеспечения экологической безопасности.
Отсутствие на национальном уровне законодательного урегулирования вопросов по ограничению выбросов парниковых газов сужает перспективы вхождения Российской Федерации в группы экономических, технологических и экологических лидеров на мировом и региональном уровнях и активное международное сотрудничество в этих сферах, на закрепление за страной статуса одной из лидирующих мировых держав.
Российская Федерация с 1994 года является Стороной Рамочной конвенции ООН об изменении климата (РКИК ООН) и обязана принимать "соответствующие меры по смягчению изменения климата путем ограничения своих антропогенных выбросов парниковых газов и защиты и повышения качества своих поглотителей и накопителей парниковых газов" (статья 4.2(a) РКИК ООН).
Законопроектом формируется необходимая правовая основа для получения полной и достоверной информации организаций о выбросах парниковых газов. В этих целях законопроект предусматривает обязанность хозяйствующих субъектов, деятельность которых сопровождается значительными выбросами парниковых газов представлять в уполномоченный орган отчеты о выбросах парниковых газов. Критерии деятельности, которая сопровождается значительными выбросами парниковых газов, будут установлены актом Правительства Российской Федерации.
В целях установления ответственности регулируемых организаций за непредставление или несвоевременное представление отчетов о выбросах парниковых газов, а также за представление в отчетах о выбросах парниковых газов недостоверной информации потребуется внести изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.
Для устранения двойного регулирования парниковых газов (метан и гексафторид серы), включенных в Перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды (распоряжение Правительства Российской Федерации от 8 июля 2015 г. N 1316-р), законопроектом установлено, что такие парниковых газы подлежат учету в соответствии с положениями законопроекта. Исключение этих парниковых газов из указанного перечня не потребуется, поскольку действие законопроекта распространяется только на регулируемые организации (с выбросами парниковых газов более 150 тыс. тонн эквивалента углекислого газа в год до 2024 года и 50 тыс. тонн эквивалента углекислого газа в год после 2024 года).
Кроме того, законопроектом вводится понятие "целевой показатель сокращения выбросов парниковых газов" (далее - целевой показатель), который будет установлен Правительством Российской Федерации в масштабе экономики Российской Федерации с учетом поглощающей способности лесов и иных экосистем и необходимости обеспечения устойчивого и сбалансированного социально-экономического развития Российской Федерации. Правительству Российской Федерации также предоставляются полномочия устанавливать порядок оценки достижения целевого показателя с целью определения достаточности мер государственного регулирования выбросов парниковых газов, а при прогнозируемом недостижении этого показателя осуществлять дополнительное регулирование экономических процессов, предусмотренное пунктом 4 статьи 5 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации".
Законопроектом предусмотрено также право юридических лиц и индивидуальных предпринимателей реализовывать климатические проекты, (проекты, которые направлены на сокращение выбросов парниковых газов или увеличение их поглощения). Для этого будут установлены критерии отнесения проектов к климатическим проектам, порядок верификации результатов климатических проектов, порядок и формы представления отчетов о реализации климатического проекта.
Важным элементом предлагаемого регулирования, является новый механизм осуществления проектной деятельности, в рамках которого в обращение могут быть введены углеродные единицы, возникающие в результате реализации климатических проектов. Появление этого механизма позволит российским организациям снижать углеродный след производимой продукции и предоставляемых услуг, а также вовлечь в деятельность по сокращению выбросов парниковых газов и увеличению их поглощения заинтересованные организации, что будет способствовать в целом модернизации производственных мощностей, внедрению новых технологий и повышению качества природных поглотителей парниковых газов, включая леса.
Законопроектом предусмотрено появление новой категории имущественных прав - углеродных единиц. Для установления особенностей налогообложения углеродных единиц потребуется внести изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации.
Дальнейшим развитием данного механизма сокращения выбросов парниковых газов и увеличения их поглощения после принятия законопроекта станет проведение работы на международном уровне по взаимному признанию углеродных единиц.
Предусмотренный законопроектом механизм проектной деятельности основан на российском опыте реализации проектов совместного осуществления в рамках Киотского протокола к РКИК ООН (система реализации таких проектов регулировалась постановлениями Правительства Российской Федерации "О мерах по реализации статьи 6 Киотского протокола к Рамочной конвенции ООН об изменении климата" от 28 октября 2009 г. N 843 и от 15 сентября 2011 г. N 780). Проектной деятельностью были охвачены ключевые отрасли российской экономики, включая топливно-энергетический комплекс, промышленность, жилищно-коммунальное хозяйство и сферу управления отходами.
Законопроектом предусматривается особый порядок вступления в силу Федерального закона в связи с учетом времени, необходимого для подготовки и вступления в силу актов Правительства Российской Федерации, регулирующих формирование системы государственного учета и реализации проектов по сокращению выбросов парниковых газов и увеличению их поглощения.
Аналогичные законопроекты палатами Федерального Собрания Российской Федерации не рассматриваются.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "Об ограничении выбросов парниковых газов
Реализация Федерального закона "Об ограничении выбросов парниковых газов" будет осуществляться в пределах бюджетных ассигнований, предусматриваемых федеральным органам исполнительной власти на руководство и управление в установленной сфере деятельности.
Перечень федеральных законов, подлежащих принятию, изменению, приостановлению или признанию утратившими силу в связи с принятием федерального закона "Об ограничении выбросов парниковых газов"
Принятие проекта федерального закона "Об ограничении выбросов парниковых газов" потребует внесения следующих изменений:
в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях - в части установления ответственности хозяйствующих субъектов за непредставление или несвоевременное представление отчетов о выбросах парниковых газов, а также представлении в отчетах о выбросах парниковых газов недостоверной информации;
в Налоговый кодекс Российской Федерации - в части установления особенностей налогообложения углеродных единиц и введения мер налогового стимулирования реализации климатических проектов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "Об ограничении выбросов парниковых газов"
1. Принятие федерального закона "Об ограничении выбросов парниковых газов" не потребует признания утратившими силу, а также принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации.
2. Принятие федерального закона "Об ограничении выбросов парниковых газов" потребует разработки следующих проектов нормативных правовых актов:
1) проект постановления Правительства Российской Федерации "Об определении компетенции федеральных органов исполнительной власти в сфере ограничения выбросов парниковых газов".
Срок подготовки: в течение 6 месяцев с даты принятия законопроекта во втором чтении.
Ответственные исполнители - Минэкономразвития России, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти
2) проект постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении порядка государственного учета выбросов парниковых газов и порядка ведения реестра выбросов парниковых газов".
Срок подготовки: в течение 6 месяцев с даты принятия законопроекта во втором чтении.
Ответственные исполнители - Минэкономразвития России, Минприроды России, Минпромторг России, Минэнерго России, Минтранс России;
3) проект постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении порядка предоставления регулируемыми организациями отчетов о выбросах парниковых газов в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, формы этих отчетов и порядка проверки указанных отчетов уполномоченным федеральным органом исполнительной власти".
Срок подготовки: в течение 6 месяцев с даты принятия законопроекта во втором чтении.
Ответственные исполнители - Минэкономразвития России, Минэнерго России, Минприроды России, Минпромторг России, Минтранс России;
4) проект постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении порядка установления целевого показателя сокращения выбросов парниковых газов и оценки его достижения".
Срок подготовки: в течение 6 месяцев с даты принятия законопроекта во втором чтении.
Ответственные исполнители - Минэкономразвития России, Минприроды России, Минэнерго России, Минпромторг России, Минтранс России, Минсельхоз России;
5) проект постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении критериев отнесения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к регулируемым организациям".
Срок подготовки: в течение 6 месяцев с даты принятия законопроекта во втором чтении.
Ответственные исполнители - Минэкономразвития России, Минэнерго России, Минпромторг России, Минтранс России, Минприроды России, Минсельхоз России;
6) проект постановления Правительства Российской Федерации "Об определении порядка верификации результатов реализации климатических проектов".
Срок подготовки: в течение 6 месяцев с даты принятия законопроекта во втором чтении.
Ответственные исполнители - Минэкономразвития России, Минэнерго России, Минприроды России, Минпромторг России, Минтранс России;
7) проект постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении порядка ведения реестра углеродных единиц и об определении оператора этого реестра".
Срок подготовки: в течение 6 месяцев с даты принятия законопроекта во втором чтении.
Ответственные исполнители - Минэкономразвития России, Минфин России, Минприроды России, Минпромторг России, Минэнерго России;
8) проект распоряжения Правительства Российской Федерации об утверждении перечня парниковых газов, в отношении которых применяются меры государственного регулирования.
Срок подготовки: в течение 6 месяцев с даты принятия законопроекта во втором чтении.
Ответственные исполнители - Минэкономразвития России, Минприроды России, Минэнерго России, Минпромторг России;
9) проект распоряжения Правительства Российской Федерации об утверждении целевого показателя сокращения выбросов парниковых газов.
Срок подготовки: в течение 3 месяцев после принятия постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении порядка установления целевого показателя сокращения выбросов парниковых газов и оценки его достижения" (пункт 4 настоящего Перечня).
Ответственные исполнители - Минэкономразвития России, Минэнерго России, Минприроды России, Минпромторг России, Минтранс России, Минсельхоз России, Росгидромет, Рослесхоз.
10) проект приказа Минэкономразвития России "Об утверждении порядка представления отчета о реализации проекта и формы такого отчета, порядка и критериев отнесения проектов к климатическим проектам"
Срок подготовки: в течение 6 месяцев с даты вступления в силу Федерального закона.
Ответственные исполнители - Минэкономразвития России, Минприроды России, Минэнерго России, Минпромторг России, Минтранс России;
11) проект приказа Минприроды России "Об утверждении порядка ведения кадастра парниковых газов и методик количественного определения выбросов парниковых газов и их поглощения"
Срок подготовки: в течение 6 месяцев с даты вступления в силу Федерального закона.
Ответственные исполнители - Минприроды России, заинтересованные федеральные органы исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.