Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 1056890-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правовых основ осуществления регулярных пассажирских международных автомобильных перевозок", внесенному Правительством Российской Федерации
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Законопроект устанавливает порядок организации регулярных пассажирских международных автомобильных перевозок, в том числе порядок согласования уполномоченным федеральным органом исполнительной власти с компетентными органами иностранных государств установления или изменения международного маршрута регулярных перевозок, подачи и рассмотрения заявления об установлении или изменении международного маршрута регулярных перевозок, отмены международного маршрута регулярных перевозок (далее - международный маршрут).
Замечаний по концепции законопроекта не имеется. Вместе с тем отмечаем следующее.
Из совокупности положений частей 4 и 7 статьи 3.1 и пункта 8 части 3 статьи 3.2 Федерального закона N 220-ФЗ следует, что при установлении международного маршрута право осуществления регулярных перевозок между остановочными пунктами, расположенными на территории Российской Федерации, при определенных обстоятельствах могут получить и иностранные перевозчики, что следует соотнести с положением статьи 7 Федерального закона N 127-ФЗ "О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения" (далее - Федеральный закон N 127-ФЗ), согласно которому запрещаются перевозки грузов и пассажиров транспортными средствами, принадлежащими иностранным перевозчикам, в том числе временно ввезенными ими на территорию Российской Федерации, между пунктами, расположенными на территории Российской Федерации.
Полагаем, что в числе оснований для отказа в согласовании установления или изменения международного маршрута следует указать и несоблюдение условия, предусмотренного частью 7 предлагаемой статьи 3.1 Федерального закона N 220-ФЗ.
Кроме того, предложение рассматривать непредставление уполномоченным исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации заключения о наличии оснований для отказа в установлении или изменении международного маршрута как отсутствие таких оснований (часть 13 предлагаемой статьи 3.3), по нашему мнению, может стать причиной неоднозначного толкования правовой нормы.
Требуют уточнения положения проекта об отмене международного маршрута. Так, в частях 5, 6, 8 и 9 предлагаемой статьи 3.7 необходимо уточнить правовые последствия в случаях, если в результате подбора перевозчика в целях замены российского или иностранного перевозчика, ненадлежащим образом осуществляющего регулярные перевозки по международному маршруту, такой перевозчик не выявлен, в частности, является ли это основанием для отмены международного маршрута по инициативе уполномоченного федерального органа исполнительной власти (см. пункт 3 части 1, части 12 и 13 данной статьи); в каких случаях допускается рассмотрение уполномоченным федеральным органом исполнительной власти предложения об отмене международного маршрута, содержащегося в письме компетентного органа иностранного государства, к которому не приложено заявление соответствующего иностранного перевозчика об отмене этого маршрута, а также как должно в данном случае учитываться согласие других перевозчиков, осуществляющих перевозки по этому маршруту, на его отмену; в части 12 данной статьи - в каких случаях письма с предложением об отмене международного маршрута направляются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в компетентные органы иностранных государств, в которых зарегистрированы иностранные перевозчики, имеющие право осуществлять регулярные перевозки по такому маршруту. Кроме того, обращаем внимание, что проект предусматривает отмену международного маршрута как в случае аннулирования у российского перевозчика лицензии или удостоверения допуска к международным автомобильным перевозкам, так и в случае приостановления их действия, что по существу делает идентичными для российского перевозчика правовые последствия приостановления действия и аннулирования указанных документов.
При этом не ясно, почему в данном случае исключается возможность подбора уполномоченным федеральным органом исполнительной власти другого российского перевозчика в целях замены того, чьи лицензия или удостоверение допуска были аннулированы (приостановлены), по аналогии с тем, как это предлагается делать в случае, предусмотренном частями 8-9 статьи 3.7.
Из проекта не ясно, на какой срок выдается карта международного маршрута регулярных перевозок, в каких случаях и в каком порядке осуществляется переоформление данной карты, а также указываются ли в карте маршрута характеристики транспортного средства, используемого для осуществления регулярных перевозок по данному маршруту, данные о его регистрации (см. предлагаемые положения части 4.1 статьи 28 и пункта 1 части 1 статьи 35 Федерального закона N 220-ФЗ). Кроме того, в предлагаемой части 6.1 статьи 28 Федерального закона N 220-ФЗ следует уточнить, что в случае изменения расписания международного маршрута вносятся соответствующие изменения в приложение к карте маршрута (см. предлагаемую часть 4.2 данной статьи), а в статье 28.2 Федерального закона N 220-ФЗ - что действие карты маршрута прекращается также по истечении срока ее действия (см. предлагаемый пункт 10 части 4.1 статьи 28 Федерального закона N 220-ФЗ).
В предлагаемой редакции статьи 28.1 Федерального закона N 220-ФЗ говорится об указании в реестре международных маршрутов регулярных перевозок максимального количества транспортных средств каждого класса, предусмотренного в отношении международного маршрута, однако в предлагаемой части 1.1 статьи 26 Федерального закона N 220-ФЗ включение таких сведений в указанный реестр не предусмотрено. Кроме того, не ясно, кто и на основании каких данных определяет количество карт маршрута, выдаваемое иностранному перевозчику, который представил заявление об установлении или изменении международного маршрута, и направляемое в компетентный орган соответствующего иностранного государства.
Предлагаемое положение части 7 статьи 32 Федерального закона N 220-ФЗ, согласно которому по истечении 120 дней со дня исключения сведений об остановочном пункте из реестра остановочных пунктов по межрегиональным и международным маршрутам регулярных перевозок сведения о международном маршруте исключаются из реестра международных маршрутов регулярных перевозок, не соответствует предлагаемым положениям части 9 данной статьи и статей 3.1 - 3.3 Федерального закона N 220-ФЗ, которые предоставляют перевозчикам право обратиться в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти с заявлением об изменении международного маршрута в части замены такого остановочного пункта. При этом обращаем внимание, что из содержания предлагаемых статей 3.3 и 3.5 Федерального закона N 220-ФЗ следует, что срок согласования изменения международного маршрута компетентными органами всех государств, по территории которых проходит данный маршрут, может быть и более 120 дней (см., например, пункт 8 статьи 3.5).
Вместе с тем предлагаемое положение части 9 указанной статьи 32, предусматривающее обязанность уполномоченного федерального органа исполнительной власти в пятнадцатидневный срок со дня исключения сведений об остановочном пункте из реестра остановочных пунктов по межрегиональным и международным маршрутам регулярных перевозок направить в компетентные органы иностранных государств предложение о согласовании изменения международного маршрута, в состав которого включен этот остановочный пункт, не соответствует порядку согласования изменения международного маршрута, в том числе порядку подачи и рассмотрения заявления об изменении международного маршрута, установленному предлагаемыми статьями 3.1 - 3.3 Федерального закона N 220-ФЗ. Аналогичное замечание относится к положению части 9 предлагаемой статьи 3.7 Федерального закона N 220-ФЗ (см. часть 2 предлагаемой статьи 3.1).
Предлагаемая редакция пункта 1 статьи 6 Федерального закона N 127-ФЗ не позволяет определить, какие требования данного закона применяются к осуществлению регулярных пассажирских международных автомобильных перевозок. Отмечаем также, что, поскольку проект рассматривает карту маршрута в качестве разрешения в случае, если международными договорами Российской Федерации предусмотрено осуществление международных регулярных перевозок по разрешениям, и устанавливает порядок выдачи карт маршрута, представляется некорректной форма внесения изменений в пункт 11 статьи 2 Федерального закона N 127-ФЗ, которая разделяет понятия "российское разрешение" и "карта международного маршрута регулярных перевозок" (см. пункт 2 статьи 2 Федерального закона N 127-ФЗ). Кроме того, требуется внесение соответствующих изменений также в пункты 6 и 9 статьи 2 указанного Федерального закона.
В отношении предлагаемой части 9 статьи 11 Закона Российской Федерации N 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации" полагаем целесообразным решать вопрос первоочередного порядка пересечения Государственной границы Российской Федерации при осуществлении регулярных пассажирских международных автомобильных перевозок в рамках Федерального закона N 220-ФЗ по аналогии с положением части 1.1 статьи 17 Федерального закона N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В связи с положениями проекта соответствующие изменения необходимо внести в статью 2 Федерального закона N 220-ФЗ ("Правовое регулирование отношений по организации регулярных перевозок"), с учетом того, что перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом в международном сообщении регулируются международными договорами Российской Федерации (статья 1 Федерального закона N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта") и не регулируются нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами. Вместе с тем в соответствующей корректировке нуждается и часть 3 статьи 1 Федерального закона N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта".
Обращаем внимание, что на рассмотрении Государственной Думы находится проект федерального закона N 1070066-7, который предусматривает иную редакцию части 3 статьи 30 и части 8 статьи 32 Федерального закона N 220-ФЗ, а также дополняет статью 26 Федерального закона N 220-ФЗ частью 1.1.
Исполняющий обязанности |
А.А. Дубровский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.