Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по физической культуре, спорту, туризму и делам молодежи
по проекту федерального закона N 1057595-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" и Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" (в части гармонизации законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте и законодательства Российской Федерации об образовании), внесенному Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по физической культуре, спорту, туризму и делам молодежи (далее - Комитет) рассмотрел проект федерального закона N 1057595-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" и Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" (в части гармонизации законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте и законодательства Российской Федерации об образовании), внесенный Правительством Российской Федерации (далее - законопроект), и отмечает следующее.
Проект федерального закона разработан во исполнение поручений Президента Российской Федерации от 30 апреля 2019 г. N Пр-759 и от 30 октября 2020 г. N Пр-1760.
Предлагаемые законопроектом изменения направлены на обеспечение исполнения указанных поручений и предполагают отнесение организаций, реализующих программы спортивной подготовки, к организациям дополнительного образования спортивной направленности, приведение правового статуса тренеров и лиц, проходящих спортивную подготовку в организациях, реализующих программы спортивной подготовки, в соответствие с правовым статусом педагогических работников и обучающихся, а также совершенствование понятийного аппарата, в том числе уточнение понятий "детско-юношеский спорт" и "спортивная подготовка" в связи с необходимостью учета всех несовершеннолетних граждан, занимающихся спортом.
Комитет поддерживает концепцию законопроекта в части обеспечения порядка сближения законодательства об образовании и законодательства о физической культуре и спорте, гармонизации социальных гарантий тренерам, тренерам-преподавателям и педагогическим работникам, а также уточнения понятий "детско-юношеский спорт" и "спортивная подготовка".
Вместе с тем, Комитет обращает внимание на необходимость доработки законопроекта по следующим основаниям.
1. Поскольку законопроект предлагает ввести новый вид образовательных программ - дополнительную образовательную программу спортивной подготовки взамен предусмотренных Федеральным законом "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" (далее - Закон о спорте), и Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон об образовании) программ спортивной подготовки и предпрофессиональных программ в области физической культуры и спорта, одновременно сохранив федеральные стандарты спортивной подготовки, установив обязательность их выполнения, представляется необходимым проработать вопрос о модификации института федеральных стандартов спортивной подготовки в целях исключения риска не прохождения процедур лицензирования значительной доли организаций, осуществляющих спортивную подготовку, а также увеличения числа проверок и роста нагрузки на расходную часть бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
2. В связи с отсутствием четкого разделения цели и предмета дополнительной общеразвивающей программы в области физической культуры и спорта, дополнительной образовательной программы спортивной подготовки и профессиональной деятельности, осуществляемой спортсменами в рамках подготовки к соревнованиям, предлагается предусмотреть в законопроекте следующие положения:
а) спортивно-оздоровительный этап спортивной подготовки реализуется в рамках дополнительных общеразвивающих программ в области физической культуры и спорта в целях вовлечения в систематические занятия физической культурой и спортом детей и молодежи. При этом на указанный этап не должны распространяться федеральные стандарты спортивной подготовки, а также требования к индивидуальному отбору детей;
б) этап начальной подготовки, тренировочный этап, этап совершенствования спортивного мастерства реализуются в рамках дополнительных образовательных программ спортивной подготовки, разработанных на основании требований федеральных стандартов спортивной подготовки, в том числе предусматривающих меры, определяющие присвоение соответствующих спортивных званий и спортивных разрядов по видам спорта обучающимся (как критериев в числе прочих) для перехода на соответствующие этапы спортивной подготовки;
в) необходимо дополнительно проработать порядок реализации этапа высшего спортивного мастерства, сохранив его текущий статус или определить его исключительно как профессиональную деятельность по трудовому договору.
3. Правовой статус центров спортивной подготовки (ЦСП) и центров олимпийской (паралимпийской) подготовки (ЦОП) должен быть сохранен и вынесен за рамки проектируемых изменений в части отнесения их к организациям, осуществляющим дополнительные образовательные программы по спортивной подготовке.
4. Предусмотреть возможность реализации школьными и студенческими клубами, создаваемых при общеобразовательных организациях, дополнительных общеобразовательных программ в области физической культуры и спорта.
5. В связи с изменением статуса спортивной подготовки часть 2 статьи 28 Федерального закона "О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере" потребует корректировки в части распространения действия закона на сферу образования.
6. В рамках законопроекта остались также неурегулированными вопросы:
а) отнесения тренеров к педагогическим работникам, гармонизации систем аттестации таких педагогических работников, предусмотренных статьей 49 Закона об образовании, и присвоения квалификационных категорий тренерам, установленных статьей 22 Закона о спорте;
б) закрепления за организациями, реализующими дополнительные общеобразовательные программы в области физической культуры и спорта, единого наименования;
в) закрепление в Законе об образовании положения о том, что организация деятельности особого типа организаций, реализующих программы спортивной подготовки, осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере физической культуры и спорта.
г) сохранения правового статуса спортсменов, проходящих спортивную подготовку по адаптивным видам спорта.
7. Для вступления в силу проектируемых законопроектом изменений предлагается установить переходный период, в течение которого организации вправе осуществлять спортивную подготовку до получения ими лицензии на осуществление образовательной деятельности, а также требования для перехода лиц, осуществляющих спортивную подготовку на соответствующем этапе спортивной подготовки, по переходу на другой этап спортивной подготовки, реализуемый уже по дополнительным образовательным программам спортивной подготовки.
8. Поскольку законопроект предусматривает значительное количество изменений в Закон о спорте, касающихся вопросов образования, необходимо внесение корреспондирующих изменений в Закон об образовании в целях устранения конфликта норм и дублирования положений федеральных законов.
9. В целях апробации предлагаемых изменений и последующего учета лучшего опыта для применения на территории Российской Федерации необходимо рассмотреть возможность проведения эксперимента по отнесению организаций, реализующих программы спортивной подготовки, к организациям дополнительного образования спортивной направленности в отдельных субъектах Российской Федерации.
Результат рассмотрения законопроекта органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть представлен следующим образом: от исполнительных органов субъектов Российской Федерации (53) и от законодательных органов субъектов Российской Федерации (21) получены положительные отзывы, от исполнительных органов субъектов Российской Федерации (25) и от законодательных органов субъектов Российской Федерации (2) получены отрицательные отзывы.
Комитет Совета Федерации по социальной политике поддерживает концепцию законопроекта с учетом замечаний.
Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления поддерживает его концепцию и рекомендует к принятию в первом чтении.
Вместе с тем, по мнению Комитета, указанные замечания и предложения могут быть доработаны и учтены в ходе подготовки законопроекта к рассмотрению во втором чтении.
В связи с изложенным, Комитет поддерживает концепцию законопроекта в части необходимости исполнения поручения Президента Российской Федерации, данного по итогам заседания Совета по развитию физической культуры и спорта от 30 апреля 2019 г. N Пр-759 и от 30 октября 2020 г. N Пр-1760, и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении.
Председатель Комитета |
Б.Р. Пайкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.