Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления
на проект федерального закона N 1057595-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" и Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" (в части гармонизации законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте и законодательства Российской Федерации об образовании), внесенный Правительством Российской Федерации
(утв. решением Комитета от 19 января 2021 г. N 156/6)
Досье на проект федерального закона
В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 21 декабря 2020 года (протокол N 298, пункт 120) Комитетом Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления рассмотрен проект федерального закона N 1057595-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" и Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" (в части гармонизации законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте и законодательства Российской Федерации об образовании), внесенный Правительством Российской Федерации.
Законопроектом предлагается внести ряд изменений в Федеральные законы от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон о физической культуре) и от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон об образовании) и отнести организации, осуществляющие спортивную подготовку в качестве основной цели деятельности, к организациям, осуществляющим образовательную деятельность. Проектируемыми изменениями корректируются отдельные понятия, применяемые Федеральным законом о физической культуре ("детско-юношеский спорт", "спортивная подготовка", "федеральные стандарты спортивной подготовки", "школьный спорт"), и вводятся новые понятия ("дополнительная образовательная программа спортивной подготовки", "тренер-преподаватель"). Также положениями законопроекта предусматривается переход от программ спортивной подготовки, определенных в настоящее время Федеральным законом о физической культуре, и дополнительных предпрофессиональных программ в области физической культуры и спорта, предусмотренных Федеральным законом об образовании, к дополнительным образовательным программам спортивной подготовки. Участники спортивной подготовки разделяются соответственно на обучающихся и педагогических работников, приобретая соответствующие права и обязанности участников образовательных отношений. При этом законопроектом предлагается сохранить институт федеральных стандартов спортивной подготовки, дополнив ими структуру системы образования и установив обязательность их выполнения при реализации как дополнительных образовательных программ спортивной подготовки, так и дополнительных общеразвивающих программ в области физической культуры и спорта.
В связи с данной законодательной инициативой в рамках своего ведения Комитет отмечает следующее.
Согласно пояснительной записке законопроект подготовлен во исполнение поручений Президента Российской Федерации от 30 апреля 2019 г. N Пр-759 и от 30 октября 2020 г. N Пр-1760 по итогам заседаний Совета при Президенте Российской Федерации по развитию физкультуры и спорта 27 марта 2019 года и 6 октября 2020 года, соответственно (далее - поручения Президента Российской Федерации) и направлен на обеспечение взаимосвязи, преемственности и единого методического сопровождения программ спортивной подготовки и дополнительных общеобразовательных программ в области физической культуры и спорта.
Принятие законопроекта обеспечит перевод организаций, осуществляющих спортивную подготовку в качестве основной цели деятельности, в образовательные организации, а участников спортивной подготовки - соответственно, в обучающихся и педагогических работников.
В целях соответствующего перевода в Федеральном законе о физической культуре предлагается спортивную подготовку определить как процесс обучения и воспитания (учебно-тренировочный процесс), подлежащий планированию, включающий в себя обязательное систематическое участие в спортивных соревнованиях, направленный на физическое воспитание и совершенствование спортивного мастерства, и осуществляемый в соответствии с дополнительными образовательными программами спортивной подготовки.
Дополнительную образовательную программу спортивной подготовки предлагается определить как дополнительную общеобразовательную программу в области физической культуры и спорта, направленную на всестороннее физическое и нравственное развитие, совершенствование спортивного мастерства обучающихся, разрабатываемую и утверждаемую организацией, осуществляющей образовательную деятельность, на основании примерных дополнительных образовательных программ спортивной подготовки в соответствии с требованиями федеральных стандартов спортивной подготовки.
Признавая необходимость совершенствования вышеуказанных положений законодательства Российской Федерации, а также с учетом поручений Президента Российской Федерации о гармонизацию законодательства о физической культуре и спорте и законодательства об образовании, концепция рассматриваемого законопроекта заслуживает поддержки.
Вместе с тем, Комитетом обращается внимание, что согласно финансово-экономическому обоснованию к проекту федерального закона реализация его положений может повлечь дополнительные расходы бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Так, в части реализации права педагогических работников, проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения по предварительным оценкам могут потребоваться дополнительные расходы бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в объеме 123 млн. рублей в год.
Кроме того, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы" в число мер, направленных на развитие системы дополнительного образования, инфраструктуры творческого развития и воспитания детей, включено доведение оплаты труда педагогов учреждений дополнительного образования детей до уровня не ниже среднего для учителей в регионе. На реализацию данной меры по предварительным оценкам потребуется выделение дополнительных средств из бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований в объеме 2 140,9 млн. рублей.
При этом следует учитывать, что в соответствии с пунктом 1 статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации принимаемый закон, предусматривающий увеличение расходных обязательств публично-правовых образований (в том числе муниципальных образований) по существующим видам расходных обязательств либо введение новых видов расходных обязательств, которые до этого не исполнялись ни одним публично-правовым образованием, должен содержать нормы, определяющие источники и порядок исполнения новых видов расходных обязательств, в том числе в случае необходимости порядок передачи финансовых ресурсов на новые виды расходных обязательств в соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации. Однако указанные требования законодательства положениями законопроекта не учитываются и не предусматриваются.
В связи с чем, по мнению Комитета, в случае принятия законопроекта Правительству Российской Федерации целесообразно рассмотреть возможность компенсации вышеуказанных дополнительных расходов бюджетам субъектов Российской Федерации и местным бюджетам.
Также необходимо отметить, что пунктом 4 статьи 1 законопроекта предлагается скорректировать положения статьи 9 Федерального закона о физической культуре, определяющей полномочия органов местного самоуправления в области физической культуры и спорта. Однако проектируемое изменение не учитывает новую редакцию части 1 статьи 9 Федерального закона о физической культуре, вступившую в силу 10 января 2021 года в соответствии с принятым Федеральным законом от 30 декабря 2020 г. N 524-ФЗ "О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации". В связи с чем, пункт 4 статьи 1 законопроекта требует соответствующей корректировки.
Вместе с тем, по мнению Комитета, указанные замечания и предложения могут быть доработаны и учтены в ходе подготовки законопроекта к рассмотрению во втором чтении.
На основании изложенного, Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления считает возможным поддержать концепцию проекта федерального закона N 1057595-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" и Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" (в части гармонизации законодательства Российской Федерации о физической культуре и спорте и законодательства Российской Федерации об образовании) с учетом высказанных замечаний.
Председатель Комитета |
А.Н. Диденко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.