Заключение Счетной палаты РФ от 14 октября 2020 г. N ЗСП-195/03-01
на проект федерального закона N 1003319-7 "О внесении изменения в статью 5 Федерального закона "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 26 Федерального закона "О банках и банковской деятельности"
Досье на проект федерального закона
Заключение Счетной палаты Российской Федерации на проект федерального закона N 1003319-7 "О внесении изменения в статью 5 Федерального закона "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 26 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" (далее - законопроект) подготовлено в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" и решением Совета Государственной Думы (протокол от 16 сентября 2020 г. N 279).
Законопроектом предлагается продлить до 1 января 2024 года функционирование специального налогового режима единый налог на вмененный доход (далее - ЕНВД).
В 2019 году систему налогообложения в виде ЕНВД применяли 223 тысячи организаций и 1,7 млн. индивидуальных предпринимателей. Поступления ЕНВД в 2019 году в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации составили около 60 млрд. рублей.
В соответствии с частью 8 статьи 5 Федерального закона от 29 июня 2012 г. N 97-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 26 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" с 1 января 2021 года не применяются положения главы 26.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации "Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности".
Фактически после 1 января 2021 года организации должны будут либо перейти на общий режим налогообложения, либо на упрощенную систему налогообложения, а индивидуальные предприниматели, скорее всего, будут выбирать между упрощенной системой налогообложения и патентной системой.
Независимо от того какой налоговый режим преимущественно выберут налогоплательщики, с точки зрения налоговой системы в целом и налогоплательщиков, усматривается наличие следующих рисков:
1) сокращение субъектов малого и среднего предпринимательства в результате отмены ЕНВД (за счет прекращения деятельности или ухода "в тень");
2) снижение доходов местных бюджетов в результате отмены ЕНВД, поскольку ЕНВД зачисляется в местные бюджеты, а доходы от упрощенной системы налогообложения зачисляются в бюджет субъекта Российской Федерации);
3) возможное повышение фискальной нагрузки на субъекты малого и среднего предпринимательства, ранее применявших ЕНВД, и усложнение учета и отчетности для них, при этом в меньшей степени для тех индивидуальных предпринимателей, которые выберут патентную систему налогообложения.
В этой связи полагаем целесообразным предусмотреть не только меры информационно-консультационного характера, но и меры нормативного характера, направленные на облегчение перехода бывших плательщиков ЕНВД на иные режимы, например, продление сроков сдачи отчетности, расширение видов деятельности и условий, при которых возможно применение патентной системы налогообложения и другие.
Вместе с тем, учитывая широкое применения контрольно-кассовой техники нового образца и развития дистанционных форм контроля существование специальных налоговых режимов, основанных на вмененной величине дохода, представляется не перспективным.
На основании изложенного законопроект не поддерживается.
Аудитор |
А.Н. Батуркин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.