Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
на проект федерального закона N 1086340-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" в части исключения правовой неопределенности применения понятия оправданного риска и решения вопросов обеспечения охраны труда при проведении аварийно-спасательных работ",
внесенный Правительством Российской Федерации
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона предлагается внести ряд изменений в Федеральный закон от 22 августа 1995 года N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" (далее - Федеральный закон N 151-ФЗ), направленных на закрепление понятий "оправданный риск" и "крайняя необходимость", установление разграничения применения норм трудового законодательства в отношении спасателей, участвующих в проведении аварийно-спасательных работ, а также установление ограничений привлечения к дисциплинарной ответственности и (или) гражданско-правовой ответственности действующих в условиях оправданного риска и (или) крайней необходимости руководителей аварийно-спасательных служб (формирований), руководителей ликвидации чрезвычайных ситуаций и спасателей.
Замечаний концептуального характера по законопроекту не имеется.
Вместе с тем по законопроекту имеются отдельные замечания правового характера.
В проектном пункте 8 статьи 1 Федерального закона N 151-ФЗ (пункт 1 законопроекта) предусмотрено определение понятия "оправданный риск". В этой связи обращаем внимание, что наравне с "оправданным риском" в законодательстве Российской Федерации в целях освобождения от возмещения причиненного ущерба и исключения ответственности используется понятие "обоснованный риск" (см., например, статью 41 Уголовного кодекса Российской Федерации, статьи 22 и 22.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", пункт 7 статьи 3 и часть 3 статьи 22 Федерального закона от 6 мая 2011 года N 100-ФЗ "О добровольной пожарной охране" и другие).
Согласно проектному пункту 9 статьи 14 Федерального закона N 151-ФЗ (пункт 3 законопроекта) руководители ликвидации чрезвычайных ситуаций, руководители аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований не подлежат привлечению к дисциплинарной и (или) гражданско-правовой ответственности за причинение материального ущерба, вреда здоровью спасаемых людей, спасателей или их гибель вследствие правомерных необходимых и достаточных действий или бездействия в условиях оправданного риска и (или) в состоянии крайней необходимости. Вместе с тем в рассматриваемом положении законопроекта не учитывается предмет правового регулирования Федерального закона N 151-ФЗ (см. преамбулу, статью 35), к которому отнесены в том числе вопросы, связанные с установлением ответственности спасателей. При этом соответствующие положения в Федеральном законе N 151-ФЗ и в законопроекте в отношении руководителей ликвидации чрезвычайных ситуаций, руководителей аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований не предусмотрены.
Одновременно возникает вопрос, будет ли распространяться указанное положение законопроекта на случаи, когда смерть спасаемых людей и спасателей наступила вследствие, например, увечья (ранения, травмы, контузии), полученных в условиях проведения аварийно-спасательных работ. Аналогичное замечание также касается подпункта "б" пункта 4 законопроекта.
Замечания юридико-технического характера переданы в Комитет в рабочем порядке.
Начальник управления |
Е.В. Горбачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.