Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1134552-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект) подготовлен в целях совершенствования законодательства о долевом строительстве, а также повышения гарантии прав и законных интересов граждан - участников долевого строительства.
Законопроект предусматривает внесение изменений в Федеральный закон от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об участии в долевом строительстве"):
предоставления публично-правовой компании "Фонд защиты прав граждан - участников долевого строительства" (далее - Фонд) права осуществлять завершение строительства объектов незавершенного строительства, строительство многоквартирных домов и иных объектов недвижимости в рамках урегулирования обязательств застройщика перед участниками долевого строительства с привлечением денежных средств участников долевого строительства без их размещения на счетах эскроу в порядке, предусмотренном статьей 15.4 Федерального закона "Об участии в долевом строительстве". Основной целью введения счетов-эскроу является снижение рисков граждан при банкротстве застройщика. Средства, полученные Фондом от продажи свободных от требований граждан помещений, могут быть сразу направлены на восстановление прав граждан;
в целях повышения контроля за качеством и сроками строительства фондами субъектов Российской Федерации многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, завершение строительства которых осуществляется фондом субъекта Российской Федерации с использованием средств, предоставляемых Фондом, предлагается наделить Фонд или специально созданное для этих целей Фондом юридическое лицо функциями технического заказчика в соответствии с Градостроительным кодексом Российской, включая проведение строительного контроля. Дополнительно в отношении указанных объектов Правительство Российской Федерации вправе принять решение о проведении строительного контроля федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства (далее - уполномоченный орган), или подведомственным указанному органу государственным (бюджетным или автономным) учреждением;
уточнения перечня оснований исключения проблемных объектов из единого реестра проблемных объектов в целях обеспечения ведения достоверного учета проблемных объектов, в которых есть пострадавшие граждане и по которым необходимо принятие решение о способе восстановления их прав;
создания в единой информационной системе жилищного строительства личных кабинетов субъектов Российской Федерации, региональных фондов, конкурсного управляющего, расширение перечня информации, подлежащей размещению субъектами информации в единой информационной системе жилищного строительства. Данные изменения направлены на повышение эффективности взаимодействия субъектов информации за счет внедрения информационно-коммуникационных технологий и сокращения бумажного документооборота.
Также законопроектом предлагается внести изменения в Федеральный закон от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" в части:
уточнения требований к порядку аккредитации арбитражных управляющих, в случае принятия решения об отказе в аккредитации арбитражного управляющего, в случае его несоответствия условиям аккредитации;
уточнения порядка предоставления арбитражным управляющим в Фонд сведений и документов, установленных законом, предусмотрев их предоставление в электронной форме через личный кабинет в единой информационной системе жилищного строительства;
расширения перечня документов, предоставляемых арбитражным управляющим в целях принятия Фондом решения о целесообразности финансирования мероприятий, указанных в части 2 статьи 13.1 Федерального закона от 29 июля 2017 года N 218-ФЗ "О публично-правовой компании по защите прав граждан - участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О публично-правовой компании по защите прав граждан - участников долевого строительства") документами, подтверждающими обоснованность требований участника строительства и включение их в реестр требований участников строительства;
уточнения источника получения сведений о стоимости земельных участков (прав на земельные участки), предназначенных для размещения объектов незавершенного строительства, неотделимых улучшений на таких земельных участках (включая объекты незавершенного строительства), предоставляемых арбитражным управляющим по запросу Фонда в целях принятия решения о целесообразности финансирования мероприятий, указанных в части 2 статьи 13.1 Федерального закона "О публично-правовой компании по защите прав граждан - участников долевого строительства". Внесение данных изменений направлено на повышение эффективности использования бюджетных средств, а также сокращения сроков рассмотрения дел в судах ввиду отсутствия необходимости оспаривания Фондом результатов оценки, проведенной по поручению конкурсного управляющего, в случае превышения размера прав застройщика-банкрота на земельный участок с находящимися на нем объектом (объектами) незавершенного строительства, над размером всех требований участников строительства, включенных в реестр требований участников строительства и необходимости внесения Фондом в конкурсную массу денежных средств в размере вышеуказанного превышения;
установления порядка утверждения состава и предельного размера расходов арбитражного управляющего, подлежащих финансированию за счет имущества Фонда;
предоставления Фонду права на ознакомление с реестром требований участников строительства и основаниями для их включения в реестр, а также полномочиями по обращению в арбитражный суд с заявлением об исключении из реестра требований участников строительства необоснованных требований по результатам его рассмотрения.
В случае законодательных ограничений для осуществления строительства на земельных участках, перешедших Фонду взамен выплаты гражданам возмещения, законопроектом предлагается предоставить право субъектам Российской Федерации передавать Фонду компенсационные земельные участки в аренду или безвозмездное пользование без проведения конкурентных процедур.
При этом Фонд принимает на себя обязательство по передаче участнику строительства равнозначного жилого помещения и (или) иного объекта недвижимости, предусмотренного договором долевого участия.
Корреспондирующие нормы предлагается внести в Земельный кодекс Российской Федерации.
В целях повышения контроля за сроками реализации субъектами Российской Федерации мероприятий по восстановлению прав граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов, включенных в единый реестр проблемных объектов, предлагается наделить Фонд дополнительными полномочиями по мониторингу выполнения субъектами соответствующих мероприятий и предоставлению отчета по результатам мониторинга в уполномоченный орган.
Законопроектом также предлагается урегулировать вопросы государственной регистрации права собственности участников долевого строительства на объект долевого строительства, государственной регистрации перехода права собственности на такой объект и государственной регистрации права общей долевой собственности участника (участников) долевого строительства на земельные участки, занятые многоквартирным домом, в котором расположены такие объекты, в случае, когда на такой земельный участок наложен арест или запрет совершать определенные действия с недвижимым имуществом либо избран в качестве меры пресечения залог этого земельного участка в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьями 16, 26, 32 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" регистрация в Едином государственном реестре недвижимости ареста (запрета), наложенного в соответствии с законом на земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, является причиной невозможности осуществления государственной регистрации права на квартиру или регистрации перехода такого права. В соответствии со статьей 37 Жилищного кодекса Российской Федерации доля в праве на земельный участок, относящийся к имуществу многоквартирного дома, следует судьбе квартиры в этом доме. В этой связи при совершении регистрационных действий в отношении квартиры государственный регистратор прав обязан совершить сопутствующие регистрационные действия и в отношении доли в праве на земельный участок, относящийся к общему имуществу многоквартирного дома.
Принятие законопроекта позволит гражданам - участникам долевого строительства в указанных случаях зарегистрировать право собственности на соответствующие объекты недвижимости.
Законопроектом предлагается наделить Фонд полномочиями по совершению в качестве агента фонда субъекта Российской Федерации юридических и иных действий, в том числе сделок, связанных с реализацией жилых и нежилых помещений, машино-мест в многоквартирных домах, завершение строительства которых осуществлено фондом субъекта Российской Федерации с использованием средств, предоставляемых Фондом. Внесение данных изменений позволит сократить сроки реализации вышеуказанных площадей, а также повысить эффективность их реализации за счет централизации функции.
В связи с предлагаемыми изменениями в части наделения Фонда дополнительными функциями и полномочиями законопроектом также вносятся корреспондирующие изменения в Федеральный закон "О публично-правовой компании по защите прав граждан - участников долевого строительства", определяющие цели и порядок использования имущества Фонда.
В целях обеспечения возможности реализации возложенных на Фонд полномочий по строительству (завершению строительства) многоквартирных домов и иных объектов недвижимости на земельных участках, полученных после выплаты возмещения гражданам-участникам строительства, гражданам членам жилищно-строительного или иного специализированного кооператива, законопроектом предлагается предоставить Фонду право создавать коммерческие и некоммерческие организации на территории Российской Федерации для достижения целей создания Фонда, в том вносить в уставный капитал таких организаций земельные участки с находящимися на них неотделимыми улучшениями, переданные Фонду по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", Федеральным законом от 30 декабря 2020 года N 542-ФЗ "О внесении изменений в статью 201.15-2-2 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" и статьи 3 и 13.4 Федерального закона "О публично-правовой компании по защите прав граждан - участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Дополнительно законопроектом предлагается уточнить, что часть временно свободных средств Фонда, источником которых является имущество Фонда, сформированное за счет субсидий в виде имущественных взносов в имущество Фонда из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, средств, поступающих на номинальный счет Фонда, направляется на финансирование расходов, связанных с осуществлением предусмотренных законом функций и полномочий Фонда.
В целях обеспечения единообразного подхода к восстановлению прав граждан-участников строительства и граждан, являющихся членами жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, который создан в соответствии со статьей 201.10 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" законопроектом предусмотрено осуществление выплаты возмещения гражданину - члену кооператива только в отношении одного машино-места и (или) нежилого помещения в объекте незавершенного строительства.
Кроме того, законопроектом предлагается закрепить порядок распределения денежных средств, получаемых от реализации свободных площадей в многоквартирных домах достраиваемых Фондом субъекта Российской Федерации с привлечением средств Фонда, предусмотрев их распределение между Фондом и бюджетом субъекта Российской Федерации пропорционально размеру софинансирования в соответствии с решением Фонда о финансировании мероприятий по завершению строительства объекта незавершенного строительства.
Законопроект не содержит положений, противоречащих положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует дополнительных затрат из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия других актов федерального законодательства.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации или федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.