Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по международным делам
на проект федерального закона N 1108495-7 "О принятии Российской Федерацией Устава Международной организации по миграции"
Досье на проект федерального закона
Комитет по международным делам рассмотрел проект федерального закона N 1108495-7 "О принятии Российской Федерацией Устава Международной организации по миграции" (далее - Устав МОМ), внесенный в Государственную Думу Президентом Российской Федерации 9 февраля 2021 года.
Целью принятия Устава МОМ является вступление Российской Федерации в Международную организацию по миграции в качестве полноправного члена. На данный момент Российская Федерация имеет статус наблюдателя (в 1992 году между Правительством Российской Федерации и Международной организацией по миграции было подписано Соглашение о сотрудничестве, и с 27 мая 1992 года Россия получила статус наблюдателя в МОМ).
Устав МОМ - это основополагающий документ, определяющий правовой статус Организации, ее цели и функции, структуру и компетенцию ее органов, права и обязанности государств - членов, а также финансовые основы деятельности.
Основанная в 1951 году как межправительственная организация Международная организация по миграции согласно статье 22 Устава МОМ обладает полной юридической правосубъектностью (является самостоятельным юридическим лицом), ее деятельность направлена, прежде всего, на расширение и координацию сотрудничества государств и правительственных и неправительственных международных организаций в целях упорядочения миграционных потоков и совершенствования международного режима управления миграционными процессами; оказание помощи в решении оперативных задач в области международной миграции; поиск практических решений миграционных проблем; а также поддержку социального и экономического развития через миграцию.
С 2016 года МОМ является одним из специализированных учреждений Организации Объединенных Наций. В настоящее время членами МОМ являются 173 государства, 8 государств - наблюдателями (в том числе, Россия).
Принятие Российской Федерацией Устава МОМ осуществляется в форме федерального закона в соответствии с подпунктом "а" пунктом 1 статьи 20, а также подпункта "а" пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" поскольку содержит правила иные, чем предусмотренные российским законодательством. В частности, положениями Устава предусматривается предоставление МОМ и ее персоналу привилегий и иммунитетов, необходимых для осуществления функций Организации и достижения ее целей.
Принятие Устава не потребует изменения действующих или принятия новых федеральных законов, и, в соответствии с Финансово-экономическим обоснованием, его реализация не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета. Решение об уплате членского взноса в бюджет МОМ будет принято Правительством Российской Федерации после завершения процесса оформления документов о вступлении в МОМ в полном объеме.
По мнению Комитета, полноформатное членство Российской Федерации в МОМ позволит более эффективно осуществлять национальную миграционную политику, а также активно продвигать российские интересы и приоритеты в этой сфере на международной арене.
В связи с изложенным Комитет по международным делам рекомендует Государственной Думе принять федеральный закон "О принятии Российской Федерацией Устава Международной организации по миграции".
Председатель Комитета |
Л.Э. Слуцкий |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.