Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1143311-7 "О внесении изменений в статьи 30.12 и 31.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 30.12 и 31.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - законопроект) разработан в целях реализации Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 15 октября 2020 г. N 41-П (далее - Постановление).
Конституционный Суд Российской Федерации признал не соответствующими Конституции Российской Федерации положения части 4 статьи 3.7 и части 1 статьи 30.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП). В связи с этим федеральному законодателю предписано внести в действующее регулирование изменения, предусматривающие право собственника имущества обжаловать постановление по делу об административном правонарушении (далее - АП) в области таможенного дела, вынесенное в отношении лица, не являющегося собственником такого имущества (орудия совершения АП или предмета АП), в части конфискации имущества в случае, когда товар или транспортное средство законно перемещены через таможенную границу Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) и находятся на таможенной территории ЕАЭС, где таможенные органы и суды Российской Федерации имеют эффективные средства контроля и законного принуждения, при достоверно известном составе участников таможенных и связанных с ними правоотношений, включая собственника имущества, который не уклоняется от осуществления своих прав и обязанностей под российской юрисдикцией.
Законопроектом предлагается дополнить статью 30.12 КоАП частью шестой, предусматривающей возможность обжалования вступивших в законную силу постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов не только лицами, указанными в статьях 25.1 - 25.5.1 КоАП, но также собственником имущества, явившегося орудием совершения или предметом АП.
Законопроектом предусматривается, что собственник вправе обжаловать вступившее в законную силу постановление по делу о нарушении таможенных правил за исключением случаев, если такое АП связано с незаконным перемещением товаров через таможенную границу ЕАЭС.
КоАП является бланкетным и отсылает к ТК ЕАЭС, в котором под незаконным перемещением товаров понимается перемещение товаров через таможенную границу ЕАЭС вне мест, через которые оно должно или может осуществляться, или вне времени работы таможенных органов, находящихся в этих местах, либо с сокрытием от таможенного контроля, либо с недостоверным таможенным декларированием или недекларированием товаров, либо с использованием документов, содержащих недостоверные сведения о товарах, и (или) с использованием поддельных либо относящихся к другим товарам средств идентификации, является незаконным перемещением товаров через таможенную границу ЕАЭС (подпункт 25 пункта 1 статьи 2).
В связи с этим новая часть 6 статьи 30.12 КоАП распространяется на всю главу 16 КоАП за исключением АП, связанных с незаконным перемещением через таможенную границу ЕАЭС товаров и (или) транспортных средств (статья 16.1 КоАП), недекларированием либо недостоверным декларированием товаров (статья 16.2 КоАП), представлением недействительных документов при совершении таможенных операций (статья 16.7 КоАП), заявлением в декларации на товары недостоверных сведений о них либо представление недействительных документов (часть статьи 16.19 КоАП), пользованием, приобретением, транспортировкой, хранением незаконно перемещенных товаров (статья 16.21 КоАП).
Кроме того, законопроектом устанавливается срок, в течение которого собственник может воспользоваться правом на обжалование - 10 дней со дня вступления судебного постановления (решения по жалобе, протесту) в законную силу.
Указанный срок установлен с учетом положений статьи 98 ТК ЕАЭС, согласно которой законный владелец после привлечения (освобождения) к административной ответственности должен поместить на временное хранение или задекларировать предмет АП не позднее 10 календарных дней со дня, следующего за днем вступления в силу решения суда.
В целях обеспечения права добросовестных собственников на обжалование в новой части 7 статьи 30.12 законопроекта предусмотрена возможность восстановления по их ходатайству пропущенного срока для обжалования вступивших в законную силу постановления по делу об АП, решений по результатам рассмотрения жалоб, протестов.
В целях обеспечения гарантии права собственности законопроектом предлагается дополнить статью 31.6 КоАП частью 3, предусматривающей приостановление исполнения вступившего в законную силу постановления в части конфискации до рассмотрения жалобы.
Реализация законопроекта не потребует внесения изменений в право ЕАЭС и законодательство Российской Федерации о таможенном регулировании. В случае отмены судами постановления в части конфискации, товары подлежат возврату законному владельцу (часть 3 статьи 29.10 КоАП) для совершения в установленном порядке в отношении товаров таможенных операций по помещению на временное хранение, таможенному декларированию, завершению таможенной процедуры (статьи 98, 133 ТК ЕАЭС).
Законопроект позволит привести положения КоАП в соответствие с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, обеспечить судебную защиту права собственности и не потребует дополнительных расходов федерального бюджета.
Законопроект соответствует положениям Договора о ЕАЭС, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Предлагаемые законопроектом решения не повлияют на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Законопроектом не предусматриваются обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об АП, а также обязательные требования, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер, о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статьи 30.12 и 31.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в статьи 30.12 и 31.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует дополнительных расходов федерального бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в статьи 30.12 и 31.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в статьи 30.12 и 31.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в статьи 30.12 и 31.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в статьи 30.12 и 31.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.