Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям
на проект федерального закона N 1110177-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования в сфере аквакультуры (рыбоводства) и рыболовства",
внесенный депутатами Государственной Думы А.В. Гордеевым, В.И. Кашиным, Б.В. Иванюженковым, В.Н. Блоцким
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев в части вопросов своего ведения проект федерального закона N 1110177-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования в сфере аквакультуры (рыбоводства) и рыболовства", внесенный депутатами Государственной Думы А.В. Гордеевым, В.И. Кашиным, Б.В. Иванюженковым, В.Н. Блоцким, Комитет сообщает следующее.
В соответствии с пояснительной запиской к законопроекту, он разработан в целях регулирования отношений, связанных с осуществлением аквакультуры (рыбоводства) в прудах, образованных водоподпорными сооружениями на водотоках, а также формированием ремонтно-маточных стад и проведением рыбохозяйственной мелиорации.
По результатам мониторинга Генеральной прокуратурой Российской Федерации практики правоприменения принятого Комитетом Федерального закона от 1 июля 2017 г. N 143-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования отношений в области аквакультуры (рыбоводства)", которым внесены изменения в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Лесной кодекс Российской Федерации и Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 148-ФЗ "Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об аквакультуре) в части уточнения порядка использования водных объектов для осуществления прудовой аквакультуры, установлена необходимость дополнительной конкретизации положений Закона об аквакультуре.
Частью 3 статьи 4 Закона об аквакультуре установлено, что в обводненных карьерах и прудах (в том числе образованных водоподпорными сооружениями на водотоках), а также на водных объектах, используемых в процессе функционирования мелиоративных систем, включая ирригационные системы, рыбоводные участки не выделяются.
Имущественные права хозяйствующих субъектов, осуществляющих аквакультуру (рыбоводство), возникшие по иным основаниям, зачастую оспариваются контролирующими органами.
В целях установления правовых оснований в отношении использования для аквакультуры (рыбоводства) прудов, образованных водоподпорными сооружениями на водотоках, а также гармонизации водного законодательства и законодательства Российской Федерации, регулирующего отношения в области аквакультуры (рыбоводства), законопроектом предлагается внести изменения в Закон об аквакультуре, установив, что на прудах с акваторией не более 200 гектаров, образованных водоподпорными сооружениями на водотоках, рыбоводные участки не выделяются.
Кроме того, предлагается установить обязательство рыбоводного хозяйства, осуществляющего прудовую аквакультуру на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование, представлять отчетность об объеме выпуска в водные объекты и объеме изъятия из водных объектов объектов аквакультуры.
Указанная в законопроекте максимальная площадь пруда, созданного водоподпорным сооружением на водотоке, в котором может осуществляться прудовая аквакультура (200 гектаров), учитывает требования к максимальной площади нагульных русловых прудов (самых больших в технологическом рядe прудов полносистемного рыбоводного хозяйства), предусмотренные приказом Минрыбхоза СССР от 24 апреля 1985 г. N 241 "Об утверждении отраслевого сборника нормативно-технологической документации по товарному рыбоводству" (в настоящее время признан утратившим силу).
На основании указанных норм разрабатывались строительные нормативы и правила (СНиПы) для прудовых рыбоводных хозяйств, которые допускали строительство нагульных русловых прудов площадью до 200 гектаров. В связи с этим большинство действующих рыбоводных хозяйств использует в прудовой аквакультуре пруды различного назначения и площади, но, как правило, не более 200 гектаров максимальной площади для нагульного выращивания рыбы. Учет в законопроекте данного обстоятельства, а также информации о том, что все русловые пруды в нашей стране были построены в советский период по указанным выше нормам (после 1991 года такие пруды не строились), позволит избежать конфликта интересов между предпринимателями, осуществляющими товарное рыбоводство на указанных прудах, и заинтересованными лицами, желающими заниматься пастбищным рыбоводством на рыбоводных участках, сформированных на прудах большой (более 200 гектаров) площади.
Законопроектом предусмотрено внесение коррелирующих изменений в Водный кодекс Российской Федерации, установив, что пруды с акваторией не более 200 гектаров, образованные водоподпорными сооружениями на водотоках, предоставляются в пользование для осуществления аквакультуры (рыбоводства) на основании решения о предоставлении водных объектов в пользование.
Вместе с тем, следует отметить, что сегодня успешно работают в режиме прудового рыбоводства 11 прудов, образованных водоподпорными сооружениями на водотоках, площадью больше 200 гектаров, расположенных в Московской, Рязанской, Орловской, Тверской, Нижегородской, Тамбовской и Калужской областях. Общая площадь их 4132,8 га. Построены они в период с 1932 года по 1979 год.
В случае образования на этих прудах рыбоводных участков, на них возможно ведение только пастбищного и индустриального рыбоводства. Индустриальное рыбоводство, по причине мелководья, технологически невозможно, а пастбищное на прудах нерентабельно. Несмотря на то, что земля под прудами и гидротехнические сооружения находятся в собственности или в аренде у предпринимателя, право пользования рыбоводным участком можно получить только на торгах.
В связи с изложенным, предприятия, рыбоводной базой которых являются вышеупомянутые пруды, прекратят свою деятельность. А это потеря более 6 тыс. тонн товарной прудовой рыбы, более 1,2 млрд. рублей дохода, 120 млн. рублей НДС в бюджет государства, а также десятков рабочих мест.
В проекте закона предусмотрено решение этого вопроса путем внесения изменения в Федеральный закон от 03 июня 2006 г. N 73-ФЗ "О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации".
Также с целью надлежащей реализации положений Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения, от 3 марта 1973 г., осуществления надзора, формирования достоверных статистических данных, а также совершенствования нормативно-правового регулирования в сфере оборота продукции из осетровых видов рыб законопроектом предлагается внесение изменений в Закон об аквакультуре в части введения для рыбоводных хозяйств, осуществляющих деятельность с осетровыми видами рыб, обязательства по регистрации ремонтно-маточных стад в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти в определенном им порядке.
Принятие указанных изменений позволит создать систему контроля численности и специфических характеристик (возраст, пол) маточного стада осетровых пород рыб на предприятиях аквакультуры, осуществляющих товарное выращивание осетровых видов рыб.
Также законопроектом предлагается внести изменения в Федеральный закон от 20 декабря 2004 г. N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" (далее - Закон о рыболовстве) в части уточнения перечня видов рыбохозяйственной мелиорации.
До внесения изменений в статью 44 Закона о рыболовстве, предусмотренных Федеральным законом об аквакультуре (рыбоводстве), виды работ были предусмотрены в составе мероприятий по рыбохозяйственной мелиорации водных объектов.
На текущий момент отсутствуют правовые основания для проведения традиционных видов работ по рыбохозяйственной мелиорации водных объектов в части целей рыбохозяйственной мелиорации: улучшение показателей гидрологического и экологического состояния водных объектов в целях создания условий для сохранения и рационального использования водных биологических ресурсов, а также обеспечения производства продукции аквакультуры.
Для разрешения сложившейся ситуации и в целях приведения в соответствие перечня мероприятий по рыбохозяйственной мелиорации водных объектов к фактически выполняемым работам проектом Федерального закона предлагается расширить на законодательном уровне перечень мероприятий по осуществлению рыбохозяйственной мелиорации и дополнить его мероприятиями по расчистке проток, устьев и русел рек, а также водопроводящих и сбросных каналов, а также по выпуску растительноядных видов рыб в водные объекты рыбохозяйственного значения.
Вцелом поддерживая концепцию законопроекта, Комитет обращает внимание на необходимость соотнести применяемую в нем терминологию с действующим законодательством. Например, в настоящее время в федеральном законодательстве не определен термин "сбросные каналы".
С учётом изложенного, Комитет поддерживает принятие проекта федерального закона N 1110177-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования в сфере аквакультуры (рыбоводства) и рыболовства".
Председатель Комитета |
Н.П. Николаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.