Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 1061078-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства", внесенному депутатами Государственной Думы А.В. Гордеевым, В.И. Кашиным, В.Н. Плотниковым и другими, сенаторами Российской Федерации А.П. Майоровым, С.Г. Митиным, Б.Б. Хамчиевым
(первое чтение, новая редакция)
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона предлагается в действующий механизм сельскохозяйственного страхования включить защиту сельскохозяйственного производителя на случай возникновения чрезвычайных ситуаций природного характера.
В частности, законопроектом предлагается определить понятие "чрезвычайная ситуация природного характера" как обстановку на определенной территории Российской Федерации (регионального, межрегионального или федерального характера), сложившуюся в результате воздействия события (событий) природного характера, которое (которые) повлекло (повлекли) за собой полную утрату (гибель) урожая сельскохозяйственных культур и (или) полную потерю жизнеспособности посадок многолетних насаждений (проектируемый пункт 19 статьи 2 Федерального закона от 25 июля 2011 года N 260-ФЗ "О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства" (далее - Федеральный закон N 260-ФЗ).
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Федеральный закон N 68-ФЗ) правовое регулирование отношений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций осуществляется Федеральным законом N 68-ФЗ и принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами, и режим "чрезвычайная ситуация природного характера" охватывается понятием "чрезвычайная ситуация", содержащимся в статье 1 Федерального закона N 68-ФЗ.
Вместе с тем правовая взаимосвязь между проектируемыми положениями (включая проектируемые пункты 20 и 21 статьи 2 Федерального закона N 260-ФЗ) и Федеральным законом N 68-ФЗ не определена.
Кроме того, положение проектируемого пункта 4 части 1 статьи 8 Федерального закона N 260-ФЗ, дополняющее перечень сельскохозяйственных рисков, при страховании которых осуществляется оказание государственной поддержки, новым событием - "чрезвычайная ситуация природного характера", следует соотнести с положениями пункта 1 части 1 статьи 8 Федерального закона N 260-ФЗ (в том числе в части природных явлений и стихийных бедствий).
Согласно законопроекту площади полной утраты (гибели) урожая сельскохозяйственной культуры и полной потери многолетними насаждениями жизнеспособности определяются на основании актов обследования, составленных в том числе представителями "комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности", и подтверждаются страховщиком актами обследования, составленными страхователем и страховщиком, "и (или) результатами мониторинга с использованием авиационных и космических средств" (проектируемые пункты 20 и 21 статьи 2 Федерального закона N 260-ФЗ).
Следует иметь в виду, что согласно статье 5 Федерального закона N 260-ФЗ при наступлении событий, предусмотренных статьей 8 Федерального закона N 260-ФЗ, и наличии разногласий сторон договора сельскохозяйственного страхования страховщик проводит экспертизу с привлечением независимых экспертов в целях подтверждения факта наступления страхового случая и определения размера причиненного страхователю ущерба. Экспертиза проводится на основании обследования объектов страхования, если обследование возможно на момент проведения экспертизы, а также на основании представленных страховщиком и (или) страхователем соответствующих документов, информации и материалов, полученных в том числе в результате мониторинга с использованием авиационных и космических средств.
Таким образом, результаты мониторинга с использованием авиационных и космических средств не могут сами по себе подменять соответствующий акт обследования страховщика, в связи с чем вышеуказанные проектируемые положения нуждаются в доработке (в том числе в целях соблюдения критерия определенности, ясности, недвусмысленности правовой нормы в части уточнения механизма подтверждения площадей полной утраты (гибели) урожая сельскохозяйственной культуры и полной потери многолетними насаждениями жизнеспособности).
Кроме того, с учетом перечня комиссий, указанных в пункте 2 статьи 4.1 Федерального закона N 68-ФЗ, следует уточнить, о какой комиссии идет речь.
В проектируемом определении понятия "программы сельскохозяйственного страхования" (пункт 22 статьи 2 Федерального закона N 260-ФЗ) следует уточнить цель разработки таких программ - "апробация механизмов государственной поддержки в сфере сельскохозяйственного страхования".
Проектом федерального закона предусматривается создание фонда компенсационных выплат при чрезвычайных ситуациях природного характера наряду с уже существующим фондом компенсационных выплат (статья 10 Федерального закона N 260-ФЗ). В связи с этим не ясны цель создания еще одного фонда для решения по сути тех же задач, а также принцип, по которому страховщиками будут производиться отчисления в указанные фонды, если в рамках одного договора сельскохозяйственного страхования застрахованы несколько рисков, в том числе риски утраты (гибели) урожая сельскохозяйственной культуры в результате воздействия чрезвычайной ситуации природного характера.
Из положений проектируемой статьи 8.2 Федерального закона N 260-ФЗ, регулирующих вопросы разработки и содержания программ сельскохозяйственного страхования, не ясно, как указанные программы соотносятся с планом сельскохозяйственного страхования, порядок утверждения и содержание которого установлены в статье 6 Федерального закона N 260-ФЗ, а также на какой срок они разрабатываются.
В соответствии с положениями части 3 проектируемой статьи 8.2 Федерального закона N 260-ФЗ разработка программ сельскохозяйственного страхования и (или) внесение в них изменений осуществляются "с учетом предложений объединения страховщиков" "по предложению...объединения страховщиков", что требует уточнения. Также следует определить, кому направляется "мотивированный отказ".
Согласно части 5 проектируемой статьи 8.2 Федерального закона N 260-ФЗ объединение страховщиков в целях реализации программ сельскохозяйственного страхования разрабатывает и изменяет по согласованию с уполномоченным органом, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере страховой деятельности, и Банком России правила сельскохозяйственного страхования. Отмечаем, что в пункте 7 части 4 статьи 9 Федерального закона N 260-ФЗ уже предусмотрено данное полномочие объединения страховщиков (без привязки к реализации указанных программ).
В частях 3 и 4 проектируемой статьи 8.2 Федерального закона N 260-ФЗ условное наименование "федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере страховой деятельности" необходимо привести в соответствие с условным наименованием указанного федерального органа исполнительной власти, предусмотренным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года N 329 "О Министерстве финансов Российской Федерации". Аналогичное замечание относится к предлагаемой редакции пункта 2 части 4 статьи 9 Федерального закона N 260-ФЗ.
Обращаем внимание на положения статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации, предусматривающие условия выделения бюджетных ассигнований в случае изменения расходных обязательств.
Начальник управления |
Е.В. Горбачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.