Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 1061078-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства", внесенному депутатами Государственной Думы А.В. Гордеевым, В.И. Кашиным, В.Н. Плотниковым и другими, а также сенаторами Российской Федерации А.П. Майоровым, С.Г. Митиным, Б.Б. Хамчиевым
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона предлагается в действующий механизм сельскохозяйственного страхования включить защиту сельскохозяйственного производителя на случай возникновения чрезвычайных ситуаций природного характера.
Обращаем внимание, что положение проектируемого пункта 4 части 1 статьи 8 Федерального закона от 25 июля 2011 года N 260-ФЗ "О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства" (далее - Федеральный закон N 260-ФЗ), дополняющее перечень сельскохозяйственных рисков, при страховании которых осуществляется оказание государственной поддержки, новым событием - чрезвычайная ситуация природного характера, следует соотнести с положениями пункта 1 части 1 статьи 8 Федерального закона N 260-ФЗ в части природных явлений и стихийных бедствий.
Проектом федерального закона предусматривается создание фонда компенсационных выплат при чрезвычайных ситуациях природного характера наряду с уже существующим фондом компенсационных выплат (статья 10 Федерального закона), при этом каких-либо особенностей для формирования нового фонда проектом не предусматривается. В связи с этим не ясны цель создания еще одного фонда для решения по сути тех же задач, а также принцип, по которому страховщиками будут производиться отчисления в указанные фонды, если в рамках одного договора сельскохозяйственного страхования застрахованы несколько рисков, в том числе риски утраты (гибели) урожая сельскохозяйственной культуры в результате воздействия чрезвычайной ситуации природного характера.
Проектируемые положения части 2 статьи 10 Федерального закона N 260-ФЗ предусматривают возможность использования средств фонда компенсационных выплат и фонда компенсационных выплат при чрезвычайных ситуациях природного характера при соблюдении определенного порядка в иных случаях, не предусмотренных частью 1 данной статьи (на возмещение ущерба, нанесенного страхователю, в результате воздействия событий, предусмотренных статьей 8 Федерального закона N 260-ФЗ).
Учитывая, что названные фонды создаются именно в целях осуществления компенсационных выплат в счет возмещения ущерба, нанесенного страхователю, по договорам сельскохозяйственного страхования, реализация проектируемых положений может создать ситуацию, при которой достижение тех целей, для которых создавались фонды, будет невозможно в связи с недостаточностью у них средств.
Кроме того, в обязанности объединения страховщиков входит обеспечение сохранности и целевого использования средств фонда компенсационных выплат и фонда компенсационных выплат при чрезвычайных ситуациях природного характера, за неисполнение которой предусмотрена ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (см. проектируемый пункт 3 части 4 статьи 9 Федерального закона N 260-ФЗ).
Из проектируемых положений новой статьи 8.2 Федерального закона N 260-ФЗ, регулирующих вопросы разработки и содержания программы сельскохозяйственного страхования, не ясно, как указанные программы соотносятся с планом сельскохозяйственного страхования, порядок утверждения и содержание которого установлены в статье 6 названного закона.
Учитывая, что в законопроекте определены положения, относящиеся к деятельности Банка России, является необходимым соблюдение требований статьи 7 Федерального закона от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", на основании которых проекты федеральных законов, касающиеся выполнения Банком России своих функций, направляются на заключение в Банк России.
Кроме того, обращаем внимание на положения статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации, предусматривающие условия выделения бюджетных ассигнований в случае изменения расходных обязательств.
Требует пояснения устанавливаемая законопроектом дата вступления в силу федерального закона с 1 мая 2021 года.
Начальник управления |
Е.В. Горбачева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.