Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по аграрным вопросам
(седьмого созыва)
на проект федерального закона N 1061078-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства" (в части интеграции механизма сельскохозяйственного страхования в систему защиты сельскохозяйственного производства при возникновении чрезвычайных ситуаций природного характера) внесен депутатами Государственной Думы А.В. Гордеевым, В.И. Кашиным, В.Н. Плотниковым, А.Ф. Лавриненко, И.В. Станкевичем, Б.К. Адучиевым, А.Ж. Бифовым, В.Н. Блоцким, Н.Д. Боевой, О.А. Лебедевым, С.В. Максимова, С.В. Яхнюком; Сенаторами Российской Федерации: А.П. Майоровым, С.Г. Митиным, Б.Б. Хамчиевым
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по аграрным вопросам рассмотрел проект федерального закона N 1061078-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства" (далее - законопроект), и отмечает следующее.
Законопроект предлагает ряд изменений в Федеральный закон от 25 июля 2011 года N 260-ФЗ "О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства" (далее - Федеральный закон), направленных на интеграцию механизма сельскохозяйственного страхования в систему защиты сельскохозяйственного производства при возникновении чрезвычайных ситуаций (далее - ЧС) природного характера.
Основная цель изменений, вносимых в Федеральный закон, урегулирование вопросов предоставления сельскохозяйственному товаропроизводителю возможности заключать еще более доступные договоры сельскохозяйственного страхования (далее - сельхозстрахования) с государственной поддержкой на случай объявления режима ЧС в субъекте Российской Федерации, а также получения страховых возмещений при наступлении страхового случая в результате ЧС.
Как указано в пояснительной записке, законопроектом предлагается внести следующие изменения:
1. Предлагается максимальная приближенность страховых выплат к компенсации ущерба сельхозтоваропроизводителю, причинённого в результате ЧС природного характера.
2. Уточняется понятийный аппарат терминами, необходимыми для реализации механизма сельхозстрахования при наступлении ЧС в части:
- полная утрата (гибель) урожая сельскохозяйственной культуры на отдельно взятых земельных участках или их частях;
- полная потеря многолетними насаждениями жизнеспособности на отдельно взятых земельных участках или их частях;
- программы сельскохозяйственного страхования.
3. Устанавливается размер субсидии, перечисляемой на возмещение части затрат на уплату страховой премии по объекту сельскохозяйственного страхования, застрахованному от риска утраты (гибели) в результате наступления ЧС природного характера.
4. Предусмотрено формирование нового фонда компенсационных выплат при ЧС природного характера, пополнение которого должно осуществляться за счет отчислений страховщиками части полученных по договорам сельскохозяйственного страхования страховых премий в отношении события "чрезвычайная ситуация природного характера".
5. Федеральный закон предлагается дополнить статьей "Программы сельскохозяйственного страхования". Данные изменения вносятся с учетом предложений сельхозтоваропроизводителей и других участников рынка сельхозстрахования в связи с необходимостью оперативного внедрения в существующую систему сельхозстрахования с господдержкой других программ, которые дополнят уже существующие программы сельхозстрахования.
Комитет разделяет позицию о необходимости совершенствования законодательного регулирования сельскохозяйственного страхования с государственной поддержкой, в том числе при ЧС природного характера, с целью повышения доступности и создания условий сельскохозяйственного страхования в зависимости от потребностей и финансовых возможностей сельхозтоваропроизводителей.
Комитет Государственной Думы по аграрным вопросам концептуально поддерживает рассматриваемый законопроект и считает необходимым доработать текст законопроекта к первому чтению с учетом высказанных замечаний, в том числе.
1. Положение пункта 4 части 1 статьи 8 указанного законопроекта, дополняющее перечень сельскохозяйственных рисков, при страховании которых осуществляется оказание государственной поддержки, новым событием - "чрезвычайная ситуация природного характера", следует соотнести с положениями пункта 1 части 1 статьи 8 Федерального закона N 260-ФЗ в части природных явлений и стихийных бедствий.
2. Законопроектом предусматривается создание фонда компенсационных выплат при чрезвычайных ситуациях природного характера наряду с уже существующим фондом компенсационных выплат (статья 10 Федерального закона). В законопроекте необходимо уточнить цель создания еще одного фонда, а также принцип, по которому страховщиками будут производиться отчисления в указанные фонды и возможность использования средств этих фондов (фонд компенсационных выплат и фонд компенсационных выплат при чрезвычайных ситуациях природного характера).
3. Законопроект дополняется новой статьей 8.2, регулирующей вопросы, связанные с реализацией программ сельскохозяйственного страхования. Содержание этой статьи не согласуется с понятием "программы сельскохозяйственного страхования", данным в новом пункте 22 статьи 2. Необходимо уточнить в законопроекте цели и содержание программ в соответствии с планом сельскохозяйственного страхования и целевыми программами Национального союза агростраховщиков.
4. При подготовке законопроекта к первому чтению требуется учесть замечания Правового Управления Государственной Думы, комитета соисполнителя - Комитета Государственной Думы по финансовому рынку, Банка России и другие.
В этой связи для выработки согласованной позиции между субъектами права данной законодательной инициативы, Правительством Российской Федерации, Государственно-правовым управлением Президента Российской Федерации и заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, Комитет в соответствии с пунктом "а" части шестой статьи 112 Регламента Государственной Думы рекомендует авторам законодательной инициативы изменить текст законопроекта N 1061078-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства" и доработать его до первого чтения с учетом высказанных замечаний и предложений.
Председатель Комитета |
В.И. Кашин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.