Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по финансовому рынку
по проекту федерального закона N 1061078-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства"
(утв. решением Комитета от 17 февраля 2021 г. N 237/3)
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев в рамках своей компетенции измененный на основании пункта "а" части шестой статьи 112 Регламента Государственной Думы текст проекта федерального закона N 1061078-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства", внесенного депутатами Государственной Думы А.В. Гордеевым, В.И. Кашиным, В.Н. Плотниковым и другими (далее - законопроект), Комитет Государственной Думы по финансовому рынку отмечает следующее.
Законопроектом предлагается расширить случаи оказания государственной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2011 года N 260-ФЗ "О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства" (далее - Федеральный закон), осуществляемой при страховании рисков утраты (гибели) урожая сельскохозяйственной культуры, утраты (гибели) посадок многолетних насаждений, случаями воздействия чрезвычайных ситуаций природного характера. При этом к страхованию таких рисков предлагается допускать страховые организации, соответствующие установленным Правительством Российской Федерации требованиям (подпункт "а" пункта 1, пункт 5 статьи 1 законопроекта).
В соответствии с новым понятием сельскохозяйственного риска законопроектом предлагается скорректировать определение понятий утраты (гибели) урожая сельскохозяйственной культуры и утраты (гибели) посадок многолетних насаждений (подпункты "б" и "в" пункта 1 статьи 1 законопроекта).
Статью 2 Федерального закона предлагается дополнить новыми понятиями "полная утрата (гибель) урожая сельскохозяйственной культуры" и "полная потеря многолетними насаждениями жизнеспособности".
С учетом появления нового страхового риска - страхование от чрезвычайных ситуаций природного характера - законопроектом вносятся изменения в статьи 9 и 10 Федерального закона, предусматривающие формирование объединением страховщиков двух компенсационных фондов, устанавливаются цели их использования.
Комитет отмечает, что в перевнесенном тексте законопроекта основные замечания Комитета, высказанные ранее (см. заключение Комитета по финансовому рынку от 17 декабря 2020 года N 228/4), были учтены. Вместе с тем дополнение Федерального закона новой статьей 8.2, посвященной программам сельскохозяйственного страхования (пункт 6 статьи 1 законопроекта), нуждается в дополнительном обсуждения с учетом целесообразности разработки и принятия таких программ на данном этапе реформирования сельскохозяйственного страхования, осуществляемого с государственной поддержкой. В случае принятия решения о целесообразности разработки и утверждения таких программ при доработке законопроекта ко второму чтению статус указанных программ, а также соотнесение включаемых в них рисков с рисками, предусмотренными статьей 8 Федерального закона, должны быть уточнены.
Абзацами седьмым-девятым подпункта "а" пункта 2 статьи 1 законопроекта предлагается внести изменения в статью 3 Федерального закона, устанавливающую порядок оказания государственной поддержки в сфере сельскохозяйственного страхования, и установить, что размер субсидии в отношении чрезвычайной ситуации природного характера для сельскохозяйственных товаропроизводителей, являющихся субъектами малого предпринимательства, равен восьмидесяти процентам от начисленной страховой премии. Комитет считает, что указанные положения законопроекта нуждаются в дополнительном обосновании, поскольку такая низкая доля - 20% - собственного участия сельскохозяйственного товаропроизводителя в оплате страховой премии не способствует его заинтересованности в уменьшении страхового тарифа путем снижения уровня рисков, а также порождает значительные расходы бюджетной системы на оказание государственной поддержки. Кроме того, содержащиеся в названных структурных единицах законопроекта положения в отношении поэтапного снижения предоставляемой субсидии в отношении сельскохозяйственных товаропроизводителей, не являющихся субъектами малого предпринимательства, являются временными, в связи с чем их целесообразнее перенести в статью 2 законопроекта, устанавливающую порядок вступления проектируемых норм в силу и их применения.
В целом Комитет поддерживает концепцию законопроекта и считает, что его принятие будет способствовать развитию сельскохозяйственного страхования, осуществляемого с государственной поддержкой, и расширению вариантов страховой защиты, которая может быть предложена сельскохозяйственным товаропроизводителям.
С учетом высказанных замечаний Комитет Государственной Думы по финансовому рынку рекомендует Государственной Думе принять проект федерального закона N 1061078-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства" в первом чтении.
Председатель Комитета |
А.Г. Аксаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.