Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1145814-7 "О внесении изменения в статью 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
В соответствии с пунктом 62 Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 31.12.2015 N 683, в целях противодействия угрозам экономической безопасности органы государственной власти и органы местного самоуправления во взаимодействии с институтами гражданского общества реализуют государственную социально-экономическую политику, предусматривающую сокращение неформальной занятости и легализацию трудовых отношений.
Вопрос снижения неформальной занятости имеет существенное значение как для каждого отдельного субъекта Российской Федерации, так и для всего государства в целом. Наличие проблем, связанных с неформальной занятостью, приводит не только к низкому уровню собираемости налогов и страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, но и к увеличению количества случаев нарушения трудовых прав работников, особенно в сферах оплаты и охраны труда, отсутствие документально подтвержденного стажа негативно влияет на пенсионные права таких работников.
По данным, озвученным на заседании "круглого стола" на тему "Серая" заработная плата: проблемы и пути их решения", проведенном Комитетом Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам 7 июля 2020 года, в настоящее время примерно 30-40% граждан получают неофициальную "серую" зарплату, а объем "серого" фонда зарплат в России превышает 10 трлн. рублей ежегодно. Конкуренция на рынке рабочей силы настолько велика, что работникам приходится зачастую соглашаться на не самые выгодные для себя условия, в том числе и на зарплату "в конвертах", чтобы получить работу. Такое негативное явление, как "серая" зарплата или зарплата "в конверте", создает диспропорцию в уровнях налоговой нагрузки между "белой" и "серой" экономиками, что приводит к потере конкурентоспособности добросовестных налогоплательщиков, стимулируя их к "уходу в тень". Работодатель уклоняется от уплаты налогов и страховых взносов (зачастую его толкает на это высокая фискальная нагрузка).
По оценкам экспертов, около 25 миллионов человек вовлечены в "теневую" занятость - это 32,5% экономически активного населения. В результате бюджетная система Российской Федерации недополучает порядка 3 трлн. рублей доходов или почти 3% ВВП.
В результате проведенной субъектами Российской Федерации работы по противодействию неформальной занятости населения и легализации трудовых отношений в 2019 году легализовано более 1 370 тыс. человек (за аналогичный период 2018 года легализовано более 1 402 тыс. человек).
При этом, в условиях отсутствия правового регулирования на федеральном уровне соответствующих полномочий, эффективность работы органов государственной власти субъектов Российской Федерации в данном направлении деятельности значительно снижается.
Данным законопроектом предлагается закрепить в Федеральном законе от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" за органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий по созданию и обеспечению деятельности межведомственных координационных органов по вопросам легализации трудовых отношений.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"
Принятие и реализация проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" не повлечет дополнительных расходов из средств федерального бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения в статью 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.