Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1146595-7 "О внесении изменения в статью 13 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Согласно части 2 статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" при реализации образовательных программ используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение.
Предлагается дополнить часть 2 статьи 13 упомянутого Закона предложением следующего содержания: "При предоставлении государственными и муниципальными образовательными организациями начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в очной форме обучения применение дистанционных образовательных технологий не допускается".
В соответствии с частью 1 статьи 16 данного Федерального закона под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.
Часть 2 статьи 16 названного Федерального закона (в редакции Федерального закона от 26 июля 2019 года N 232-ФЗ) предусматривает, что организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе применять электронное обучение, дистанционные образовательные технологии при реализации образовательных программ в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования.
В настоящее время действует Порядок применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 года N 816 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 18 сентября 2017 года N 48226).
Пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 15 мая 2018 года N 215 "О структуре федеральных органов исполнительной власти" Министерство образования и науки Российской Федерации преобразовано в Министерство просвещения Российской Федерации и Министерство науки и высшего образования Российской Федерации.
Министерству просвещения Российской Федерации переданы функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, среднего профессионального образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, профессионального обучения, дополнительного образования детей и взрослых, воспитания, опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся, а также функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере общего образования, среднего профессионального образования и соответствующего дополнительного профессионального образования, профессионального обучения, дополнительного образования детей и взрослых, воспитания;
Общие условия и ограничения реализации образовательных программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий предусмотрены частью 3 статьи 16 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации".
Так, при реализации образовательных программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, в организации, осуществляющей образовательную деятельность, должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся.
Каких-либо иных условий и (или) ограничений применения дистанционных образовательных технологий названный Федеральный закон не предусматривает.
При этом в соответствии со статьей 17 данного Федерального закона:
- обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, с учетом потребностей, возможностей личности и в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника с обучающимися, осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме (часть 2);
- обучение в форме семейного образования и самообразования осуществляется с правом последующего прохождения в соответствии с частью 3 статьи 34 данного Федерального закона промежуточной и государственной итоговой аттестации в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (часть 3);
- допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения (часть 4);
- формы получения образования и формы обучения по основной образовательной программе по каждому уровню образования, профессии, специальности и направлению подготовки определяются соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами, если иное не установлено данным Федеральным законом.
Однако подробного регулирования, чем именно отличаются друг от друга очная, очно-заочная и заочная формы обучения, Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" также не содержит.
Между тем применение дистанционных образовательных технологий означает, что непосредственное взаимодействие обучающихся и педагогических работников в основном заменяется их опосредованным (на расстоянии) взаимодействием с применением информационно-телекоммуникационных сетей.
Очевидно, что при применении дистанционной технологии обучения происходит фактическая подмена очной формы обучения очно-заочной или даже заочной.
Дистанционное обучение перед экраном электронного устройства не может быть приравнено к обучению в помещении образовательной организации, оборудованном в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами (пункт 2 части 3 статьи 28 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации").
Обучающийся, выбравший очную форму обучения, не должен быть лишен возможности непосредственного взаимодействия с педагогическим работником на каждом занятии.
С учетом изложенного, Законопроектом предлагается закрепить в Федеральном законе "Об образовании в Российской Федерации", что при предоставлении государственными и муниципальными образовательными организациями начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в очной форме обучения применение дистанционных образовательных технологий не допускается".
При этом, в случая, предусмотренных пунктом 1 части 17 статьи 108 данного Федерального закона, согласно которому при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности, или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации, либо на ее части , реализация образовательных программ, а также проведение государственной итоговой аттестации, завершающей освоение основных профессиональных образовательных программ, осуществляется с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий
Исходя из необходимости приведения в соответствие с указанным требованием образовательных программ, законопроектом предусматривается, что изменения в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" вступают в силу 1 сентября 2021 года - с начала нового учебного года.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 13 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменения в статью 13 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" не потребует расходов, покрываемых за счет федерального бюджета Российской Федерации и бюджетов субъектов Российской Федераций.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 13 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменения в статью 13 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" не потребует признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию иных федеральных законов и актов Президента Российской Федерации.
В случае принятия проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 13 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" потребуется принятие (изменение) нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, общего образования, в части установления порядка применения дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.