Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по конституционному законодательству и государственному строительству от 13 апреля 2021 г. N 3.1-05/1313
по проекту федерального закона N 1057892-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, рассмотрев Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (проект N 1057892-7) (далее - Федеральный закон), отмечает следующее.
Проект федерального закона был внесен в Государственную Думу сенаторами Российской Федерации А.А. Климовым, Е. В .Афанасьевой, А.В. Вайнбергом, Л.Н. Глебовой, О.В. Мельниченко (в период исполнения полномочий), депутатами Государственной Думы В.И. Пискаревым, А.Г. Альшевских, Н.И. Рыжаком, и другими 18 ноября 2020 года с названием "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Федеральный закон принят Государственной Думой 23 декабря 2020 года в первом чтении, 6 апреля 2021 года - во втором чтении и 7 апреля 2021 года - в третьем чтении.
Федеральный закон подготовлен в целях противодействия угрозам национальной безопасности в ходе проведения избирательных кампаний.
Федеральным законом предлагается внести изменения в Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и Федеральный закон от 22 февраля 2014 года N 20-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" и в Федеральный закон от 22 декабря 2020 N 437-ФЗ "О федеральной территории "Сириус".
Федеральным законом закрепляются новые понятия "кандидат, аффилированный с выполняющим функции иностранного агента лицом" и "кандидат, являющийся физическим лицом, выполняющим функции иностранного агента".
Если кандидат является физическим лицом, выполняющим функции иностранного агента, или кандидатом, аффилированным с выполняющим функции иностранного агента лицом, сведения об этом должны быть указаны в заявлении, подаваемом в избирательную комиссию, в подписном листе в поддержку кандидата, в агитационном материале кандидата, на информационном стенде, а также в избирательном бюллетене, в том числе в случае, когда избирательным объединением кандидат выдвинут в составе списка кандидатов.
Федеральным законом расширяется перечень организаций, которые не вправе осуществлять деятельность, способствующую либо препятствующую выдвижению кандидатов, списков кандидатов, избранию зарегистрированных кандидатов, выдвижению инициативы проведения референдума и проведению референдума, достижению определенного результата на выборах, референдуме, а также в иных формах участвовать в избирательных кампаниях, кампаниях референдума. Данный перечень дополняется незарегистрированными общественными объединениями, иностранными средствами массовой информации, выполняющими функции иностранного агента, а также российскими юридическими лицами, информация о которых включена в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента.
Комиссии и организации, осуществляющие выпуск СМИ, редакции сетевых изданий обязаны информировать избирателей о кандидате, являющемся физическим лицом, выполняющим функции иностранного агента, либо о кандидате, аффилированном с выполняющим функции иностранного агента лицом.
Кроме того, устанавливается, что при внесении пожертвования гражданином, который включен в список физических лиц, выполняющих функции иностранного агента, и (или) информация о котором включена в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, такой гражданин указывает в платежном документе сведения об этом.
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования. Положения федеральных законов "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", "О федеральной территории "Сириус" в новой редакции будут применяться к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, назначенных после дня вступления в силу Федерального закона.
Принятие Федерального закона не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
В соответствии с пунктом "а1" части 1 статьи 27 Регламента Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Комитетом проведена антикоррупционная экспертиза Федерального закона. Коррупциогенные факторы не выявлены.
Федеральный закон подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку содержит вопросы, предусмотренные статьей 106 Конституции Российской Федерации.
Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству рекомендует Совету Федерации рассмотреть и одобрить Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Председатель комитета |
А.А. Клишас |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.