Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1153564-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав" Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее также - законопроект) разработан в целях решения отдельных правоприменительных проблем, связанных с предоставлением земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, гражданам Российской Федерации, а также иностранным гражданам и лицам без гражданства, являющимся участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, и членам их семей, совместно переселяющимся на постоянное место жительства в Российскую Федерацию (далее - граждане) в соответствии с Федеральным законом от 1 мая 2016 г. N 119-ФЗ "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон N 119-ФЗ).
В этой связи предметом правового регулирования законопроекта являются отношения, возникающие в связи с предоставлением гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, с учетом новых процедурных положений, связанных с предоставлением земельных участков гражданам.
Достижение указанных целей возможно только образом, предлагаемом в законопроекте (путем внесения изменения в Федеральный закон N 119-ФЗ), поскольку общественные отношения, складывающиеся в связи с предоставлением гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, регулируются Федеральным законом N 119-ФЗ.
Указанные правоприменительные проблемы были выявлены в ходе изучения практики применения Федерального закона N 119-ФЗ совместно с исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, уполномоченных в сфере реализации Федерального закона N 119-ФЗ, и заключаются в следующем.
1. В соответствии с частью 10 статьи 5 Федерального закона N 119-ФЗ проект договора безвозмездного пользования земельным участком, выданный или направленный гражданину, должен быть им подписан и направлен в уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней со дня получения гражданином этого проекта договора.
В практике же реализации указанной нормы возникают проблемы, связанные с отказами граждан от подписания, нарушениями сроков подписания проектов договоров безвозмездного пользования земельным участком и их обратном направлении в уполномоченный орган, а также с направлением гражданами письменных заявлений об отказе от получения земельного участка, что не предусмотрено Федеральным законом N 119-ФЗ. Такие случаи возникали, в частности, в Еврейской автономной области, Республике Саха (Якутия), Приморском и Камчатском краях. В этой связи, при возникновение данных случаев, не определен порядок действий уполномоченных органов по дальнейшей реализации Федерального закона N 119-ФЗ.
Таким образом, предлагается внести изменения в часть 10 статьи 5 Федерального закона N 119-ФЗ в части увеличения срока с тридцати дней до шестидесяти дней, предоставляемого гражданину для подписания и направления в уполномоченный орган проекта договора безвозмездного пользования земельным участком, с изменением начала течения этого срока - со дня получения гражданином указанного проекта договора на день выдачи или направления его гражданину уполномоченным органом. Кроме того, предлагается статью 10 Федерального закона N 119-ФЗ дополнить частью 12.1, предусматривающей установление последствий неподписания и ненаправления гражданином проекта договора безвозмездного пользования земельным участком в следующем виде: если в течение девяноста дней со дня выдачи или направления гражданину проекта договора безвозмездного пользования земельным участком от него не поступил подписанный проект этого договора или поступило заявление в письменной форме об отказе от предоставления земельного участка в безвозмездное пользование, договор безвозмездного пользования земельным участком признается незаключенным и уполномоченный орган аннулирует заявление гражданина о предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование.
2. В соответствии с частью 4.3 статьи 6 Федерального закона N 119-ФЗ если в течение тридцати дней со дня направления уполномоченным органом заявителю предусмотренных частью 4.1 статьи 6 Федерального закона N 119-ФЗ вариантов схемы размещения земельного участка и перечня земельных участков, которые могут быть предоставлены уполномоченным органом в безвозмездное пользование в соответствии с Федеральным законом N 119-ФЗ, от заявителя не поступило согласие ни с одним из предложенных вариантов схемы размещения земельного участка или согласие на предоставление одного из предложенных земельных участков, уполномоченный орган отказывает в предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование.
Вместе с тем, указанное основание для отказа в предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование отсутствует в перечне оснований, установленных в статье 7 Федерального закона N 119-ФЗ. При этом в федеральной информационной системе "На Дальний Восток" уполномоченный орган может отклонить заявку гражданина исключительно по тем основаниям, которые установлены в соответствии со статьей 7 Федерального закона N 119-ФЗ.
Таким образом, предлагается устранить указанный правовой пробел и дополнить статью 7 пунктом 7.1, предусматривающим установление в перечне оснований для отказа в предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование следующее основание: отсутствует согласие гражданина с одним из предложенных вариантов схемы размещения испрашиваемого земельного участка или на предоставление одного из предложенных земельных участков, сведения о которых включены в указанный в части 4.1 статьи 6 Федерального закона N 119-ФЗ перечень, направленное в срок, установленный частью 4.1 статьи 6 Федерального закона N 119-ФЗ.
3. В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона N 119-ФЗ в соответствии с Федеральным законом N 119-ФЗ лицу, указанному в статье 1 Федерального закона N 119-ФЗ (далее - гражданин), на основании его заявления однократно может быть предоставлен в безвозмездное пользование земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности и расположенный на территории одного из указанных в статье 1 Федерального закона N 119-ФЗ субъектов Российской Федерации (далее - земельный участок), площадь которого не превышает одного гектара.
В соответствии с предложением первым части 3 статьи 9 Федерального закона N 119-ФЗ договор безвозмездного пользования земельным участком прекращается, за исключением случая, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, при одностороннем отказе гражданина от договора безвозмездного пользования земельным участком.
Таким образом, отказавшись от договора безвозмездного пользования земельным участком, гражданин больше не имеет права на повторное предоставление земельного участка в безвозмездное пользование.
Вместе с тем, например, по данным министерства имущественных отношений Хабаровского края, в Хабаровском крае основная часть земельных участков предоставлена в зимний период с конца 2016 г. по начало 2017 г. Наличие снежного покрова не позволяло гражданам выехать на местность и оценить качественные характеристики выбранных земельных участков. В результате этого многие граждане так и не приступили к освоению земельных участков по причине экономической нецелесообразности проведения тех или иных мероприятий для осуществления желаемого вида деятельности (например, для индивидуального жилищного строительства), а также в силу природногеографических особенностей земельных участков (например, непригодный рельеф, состояние почв и др.). Кроме того, существует аналогичная проблема с предоставленными земельными участками в границах населенных пунктов, а также зонах с особыми условиями использования территорий, где строительство капитальных объектов запрещено в соответствии с пунктом 2 статьи 104 Земельного кодекса Российской Федерации.
Помимо указанного, в связи с тем, что в каждом муниципальном образовании установлены правила землепользования и застройки, граждане не вправе использовать земельные участки в соответствии с выбранными видами разрешенного использования, в том числе для целей индивидуального жилищного строительства, в случае, если такие виды разрешенного использования не предусмотрены в такой территориальной зоне, применительно к которой утвержден градостроительный регламент.
Таким образом, предлагается в части 3 статьи 9 Федерального закона N 119-ФЗ установить норму о том, что за гражданином сохраняется право на однократное получение в безвозмездное пользование другого земельного участка в случае, если первоначально предоставленный земельный участок не может быть использован для осуществления выбранной гражданином деятельности в связи с утвержденным градостроительным регламентом, наличием зоны с особыми условиями использования территории или природно-географическими особенностями земельного участка.
Принятие законопроекта позволит решить вышеобозначенные проблемы, возникающие в практике применения Федерального закона N 119-ФЗ, и в целом будет способствовать совершенствованию механизма реализации права граждан на получение ими земельных участков в безвозмездное пользование в соответствии с Федеральным законом N 119-ФЗ.
Письма отдельных исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, уполномоченных в сфере реализации Федерального закона N 119-ФЗ (комитета по управлению государственных имуществом Еврейской автономной области, Министерства имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия), департамента земельных и имущественных отношений Приморского края, Агентства приоритетных проектов развития Камчатского края, министерства имущественных отношений Хабаровского края), отметивших вышеуказанные проблемы, являются приложением к настоящей Пояснительной записке.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует выделения дополнительных бюджетных ассигнований из средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и не приведет к появлению выпадающих (снижению) доходов указанных бюджетов.
Перечень законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других актов федерального законодательства или иных нормативных правовых актов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.