Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1153945-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан в соответствии с поручениями Председателя Правительства Российской Федерации М.В. Мишустина от 2 июля 2020 г. N ММ-П31-7038 и от 26 августа 2020 г. N ММ-П47-9866 (пункт 17 раздела VI).
Законопроектом предусмотрено внесение изменений в:
Федеральный закон от 1 мая 2016 г. N 119-ФЗ "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
Земельный кодекс Российской Федерации;
Федеральный закон от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения";
Федеральный закон "О личном подсобном хозяйстве" от 7 июля 2003 г. N 112-ФЗ;
Федеральный закон от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую";
Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости";
Федеральный закон от 28 декабря 2016 г. N 502-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 247-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Законопроект направлен на совершенствование порядка предоставления гражданам земельных участков в Арктической зоне Российской Федерации (далее - Арктическая зона) и на других территориях Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, вовлечение неиспользуемых земель в хозяйственный оборот, а также стимулирование освоения земельных участков, предоставленных гражданам по программе "Дальневосточный гектар".
Законопроектом предлагается распространить действие Федерального закона "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) на территории субъектов Российской Федерации, расположенных в Арктической зоне.
По состоянию на конец января 2021 г. в рамках реализации программы "Дальневосточный гектар" в Дальневосточном федеральном округе было заключено 68002 договора безвозмездного пользования земельными участками; общая площадь предоставленных земельных участков составила 61768 га; 88721 гражданин получили земельные участки; подано 10255 деклараций об использовании земельных участков.
Учитывая успешную практику применения механизма предоставления гражданам земельных участков по программе "Дальневосточный гектар" (в том числе существенное упрощение процедуры и сокращение сроков предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности) представляется целесообразным расширить территорию применения установленного Федеральным законом порядка предоставления земельных участков гражданам.
Состав территорий Арктической зоны, на которые предлагается распространить действие Федерального закона, определен в законопроекте в соответствии с перечнем сухопутных территорий Арктической зоны, установленным частью 3 статьи 2 Федерального закона "О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации".
Указанный в законопроекте и в Федеральном законе перечень территорий является более широким по сравнению с перечнем территорий Арктической зоны, установленным Указом Президента Российской Федерации от 2 мая 2014 г. N 296 "О сухопутных территориях Арктической зоны Российской Федерации".
Расширение территории действия программы, позволяющей гражданам бесплатно получить земельный участок для строительства жилого дома, ведения хозяйства или занятия предпринимательской деятельностью, соответствует целям социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации и учитывает интересы жителей, проживающих на территориях субъектов Российской Федерации, расположенных в Арктической зоне.
Предлагаемые законопроектом изменения направлены на упрощение порядка предоставления гражданам земельных участков в Арктической зоне в целях строительства индивидуального жилого дома, ведения хозяйства, осуществления любой иной хозяйственной деятельности и будут способствовать вовлечению неиспользуемых земель в хозяйственный оборот и увеличению налоговых поступлений в местные бюджеты.
Исходя из этого применение более широкого подхода к определению территории действия Федерального закона (по аналогии с Федеральным законом "О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации") представляется обоснованным.
С учетом особых климатических и социально-экономических условий Арктической зоны законопроектом предусматривается механизм, отличающийся от действующего в настоящее время механизма предоставления гражданам земельных участков программы "Дальневосточный гектар". Граждане вправе выбирать земельные участки только на специально выделенных для этого территориях, определенных законами соответствующих субъектов Российской Федерации, относящихся к Арктической зоне.
Проект такого закона субъекта Российской Федерации в части описания местоположения территорий действия Федерального закона и определения площади таких территорий должен учитывать интересы коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и с этой целью подлежит согласованию с Минвостокразвития России (как федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере развития Арктической зоны), а также с общественным советом Арктической зоны.
Реализацию предлагаемых законопроектом изменений в части предоставления гражданам земельных участков на территории Арктической зоны предусматривается осуществить в два этапа:
на первом этапе (продолжительностью шесть месяцев) подачу заявлений о предоставлении в безвозмездное пользование земельного участка в границах территорий, определенных субъектами Российской Федерации, расположенными в Арктической зоне, смогут осуществлять только граждане, имеющие регистрацию по месту жительства на территории соответствующего субъекта Российской Федерации или соответствующего муниципального образования;
на втором этапе любой гражданин Российской Федерации, а также участник Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом и членов их семей, вправе подать заявление о предоставлении в безвозмездное пользование земельного участка в границах территорий, определенных субъектами Российской Федерации, расположенными в Арктической зоне.
Предусмотренные законопроектом изменения направлены на достижение целей государственной программы Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации" и будут способствовать повышению уровня социально-экономического развития Арктической зоны и решению задачи указанной государственной программы: повышение качества жизни и защищенности населения на территории Арктической зоны.
Предлагаемые законопроектом изменения подготовлены в том числе с учетом рекомендаций Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (подпункт 16 пункта 2 постановления от 15 декабря 2017 г. N 525-СФ "О проблемах социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и путях их решения").
Учитывая существенное расширение территории действия Федерального закона, предлагается изложить наименование Федерального закона в новой редакции: "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных в Арктической зоне Российской Федерации и на других территориях Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации".
Одновременно законопроектом предлагается внести в Федеральный закон изменения, предусматривающие установление возможности получения гражданином, который успешно освоил и оформил в собственность или аренду ранее предоставленный ему в соответствии с Федеральным законом земельный участок, дополнительно к ранее предоставленному земельный участок площадью, не превышающей одного гектара.
В связи с этим необходимо отметить, что в настоящее время в соответствии с Федеральным законом гражданину на основании его заявления однократно может быть предоставлен в безвозмездное пользование земельный участок площадью до одного гектара, находящийся в государственной или муниципальной собственности и расположенный на территории одного из субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа.
Земельный участок предоставляется в безвозмездное пользование гражданину сроком на пять лет на основании договора безвозмездного пользования земельным участком, а по истечении пяти лет со дня предоставления земельного участка в безвозмездное пользование, при отсутствии оснований для отказа, земельный участок предоставляется этому гражданину в аренду или в собственность.
Как показала практика реализации Федерального закона, граждане-участники программы "Дальневосточный гектар", успешно осваивая предоставленные им земельные участки, нуждаются в дополнительных земельных ресурсах для расширения и развития осуществляемой ими на "дальневосточном гектаре" хозяйственной и деловой деятельности.
Учитывая наличие в настоящее время в Дальневосточном федеральном округе свободных для предоставления в рамках программы "Дальневосточный гектар" 226 млн. га земли (33 процента территории округа), предлагаемые законопроектом изменения будут стимулировать освоение гражданами предоставленных земельных участков и позволят вовлечь в хозяйственный оборот значительное количество неиспользуемых земель, что в целом окажет положительное влияние на экономическое развитие макрорегиона.
Реализация соответствующих изменений будет способствовать достижению целей Государственной программы Российской Федерации "Социально-экономическое развитие Дальневосточного федерального округа" в части выполнения показателей предоставления гражданам земельных участков в безвозмездное пользование.
В законопроекте отсутствуют положения об обязательных требованиях, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы, о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствиях их несоблюдения.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации " не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Финансирование доработки федеральной информационной системы для предоставления гражданам земельных участков (ФИС "На Дальний Восток") в связи с принятием указанного Федерального закона Росреестром планируется осуществить в рамках государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика" (основное мероприятие "3.1. Обеспечение государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав и картографии", КБК 3210412 1530190019246) в объеме доведенных сумм соответствующих лимитов бюджетных обязательств федерального бюджета на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.