Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству
на проект федерального закона N 1013566-7 "О ратификации Договора о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров Евразийского экономического союза" (вносится Правительством Российской Федерации)
Досье на проект федерального закона
Договор о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров Евразийского экономического союза (далее - Договор) был подписан представителями правительств Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии и России 3 февраля 2020 года в городе Москве.
Возможность ратификации Договора следует из пп. "а" и "д" п. 1 ст. 15 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации", поскольку он устанавливает иные правила, чем предусмотренные федеральным законодательством, а также юридическую обязательность решений о предоставлении правовой охраны товарного знака и наименованиях места происхождения товара Евразийского экономического союза (далее - Союз, ЕАЭС) для России.
В соответствии со статьей 104 Конституции Российской Федерации в порядке статьи 16 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" 25 августа 2020 года указанный Договор внесен Правительством Российской Федерации на ратификацию в Государственную Думу.
Исходя из статьи 29, Договор вступает в силу с даты получения депозитарием, которым является Евразийская экономическая комиссия, последнего письменного уведомления о выполнении государствами-членами Союза необходимых внутригосударственных процедур.
Договор состоит из преамбулы и 29 статей, сгруппированных по 4 главам (Общие положения, Товарные знаки Союза, Наименование мест происхождения товаров Союза, Заключительные и переходные положения), которые представляют собой единую систему правовых норм, что соответствует Венской конвенции о праве международных договоров 1969 года и Федеральному закону "О международных договорах Российской Федерации".
Целью Договора является обеспечение на территориях государств-членов Союза правовой охраны товарных знаков, знаков обслуживания и наименований мест происхождения товаров ЕАЭС. Объектом Договора являются отношения, возникающие в связи с регистрацией, правовой охраной и использованием этих знаков и наименований. При этом Договор не применяется в отношении сертификационных и гарантийных знаков, а также обозначений, которые не могут быть представлены графически (статья 1 Договора).
Договор заключен в рамках Союза и входит в право Союза. В соответствии с Договором правовая охрана используемых товарных знаков и наименований места происхождения товаров Союза будут действовать на всей территории Союза.
Следует отметить, что Договор основывается на положениях Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, в частности Протокола об охране и защите прав на объекты интеллектуальной собственности, а также Ниццкого соглашения о Международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков от 15 июня 1957 года, Парижской конвенции по охране промышленной собственности от 20 марта 1883 года и других международных договоров.
Договор предполагает возможность подачи заявки на регистрацию товарного знака или наименования места происхождения товара Союза в любое из национальных патентных ведомств, на основании которой после завершения необходимых процедур соответствующему обозначению предоставляется правовая охрана на территории каждого из государств - членов Союза.
На основании решения о регистрации товарного знака Союза ведомство подачи (национальное патентное ведомство) регистрирует товарный знак Союза в Едином реестре товарных знаков Союза с выдачей соответствующего свидетельства (статья 13 Договора).
На основании решения о регистрации наименования места происхождения товара Союза и предоставлении права на его использование ведомство подачи (национальное патентное ведомство) регистрирует наименование места происхождения товара Союза в Едином реестре наименований мест происхождения товара Союза также с выдачей соответствующего свидетельства (статья 20 Договора).
В целях реализации Договора Советом Евразийской экономической комиссии утверждается Инструкция, устанавливающая правила, регулирующие правоотношения, связанные с подачей заявок на товарный знак Союза и на наименование места происхождения товара Союза, их рассмотрением, регистрацией и правовой охраной (статья 26 Договора).
Договор отвечает экономическим интересам Российской Федерации, поскольку его применение приведет к сокращению временных и финансовых издержек на обеспечение правовой охраны товарных знаков и наименований мест происхождения товаров Союза, повышению правовой определенности для правообладателей в условиях Таможенного союза и единого экономического пространства ЕАЭС, что поможет стимулировать активность заявителей.
Как отмечено в пояснительной записке к законопроекту, законопроект не содержит положений об обязательных требованиях, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного или муниципального контроля (надзора), при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или об обязательных требованиях, соответствие которым проверяется при выдаче документов, имеющих разрешительный характер, о соответствующем виде государственного контроля (надзора), виде разрешительной деятельности и предполагаемой ответственности за нарушение обязательных требований или последствия их несоблюдения.
Исходя из представленного финансово-экономического обоснования к законопроекту, ратификация Российской Стороной данного Договора потребует адаптации ведомственных информационных систем Роспатента к предусмотренным Договором общим процессам в рамках Союза (за счет средств федерального бюджета в рамках национальной программы "Цифровая экономика"). Кроме того участие Российской Федерации в Евразийской системе регистрации и правовой охраны товарных знаков, знаков обслуживания и наименования мест происхождения товаров может повлечь снижение числа заявок на выдачу соответствующих свидетельств, подаваемых по национальной процедуре, что скажется на объемах взимаемых Роспатентом пошлин (статья 25 Договора).
Вместе с тем ратификация Договора не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов или нормативно-правовых актов.
Комитет Государственной Думы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству, являющийся соисполнителем в работе над проектом федерального закона, поддерживает ратификацию Договора. Правовое управление Аппарата Государственной Думы принципиальных замечаний по законопроекту не имеет.
Исходя из вышеизложенного, Комитет рекомендует Государственной Думе ратифицировать Договор о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров Евразийского экономического союза.
Председатель Комитета |
Л.И. Калашников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.